НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 03.10.2018 № 33А-6207/18

Председательствующий: Дьяченко Т.А. Дело № 33а-6207/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Шукеновой М.А.,

судей областного суда Старостиной Г. Г., Усовой Е.И.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрела в судебном заседании 03 октября 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Омского муниципального района Омской области ФИО6 на решение Омского районного суда Омской области от 29 июня 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области, признано незаконным постановление администрации Омского муниципального района Омской области от 14.07.2014 № П-14/ОМС-681 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области» в части установления рекомендуемых окладов ниже минимального размера оплаты труда.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Омского района Омкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления администрации Омского муниципального района Омской области от 14.07.2014 № П-14/ОМС-681 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя, в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области» в части установления рекомендуемых окладов ниже минимального размера оплаты труда с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об оплате труда работников учреждений, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, по результатам которой установлено, что постановлением администрации Омского муниципального района Омской области от 14.07.2014 № П-14/ОМС-681 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области» утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области.

Положением предусмотрены рекомендуемые размеры окладов в виде <...> (минимальный размер) и <...> (максимальный размер).

Указанное противоречит нормам действующего законодательства, поскольку полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) работнику, размер заработной платы должен быть не менее <...>, без начисления районного коэффициента и процентных надбавок.

В судебном заседании представители административного истца старший помощник прокурора ФИО3, помощник прокурора ФИО4 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что если из заработной платы убрать стимулирующие выплаты и районный коэффициент, оклад будет меньше минимального размера труда, что противоречит трудовому законодательству. Полагали срок предъявления административного искового заявления в суд не пропущенным.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Омского муниципального района Омской области ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований. Настаивала на том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения его в действие, соответствует положениям действующего законодательства и не содержит его нарушений. Указала на пропуск административным истцом срока обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица комитета по образованию администрации Омского муниципального района Омской области ФИО5 в судебном заседании возражал против заявленных требований.

Указал, что месячная заработная плата работников общеобразовательных учреждений включает в себя вознаграждение за труд (оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты, ее размер выше установленного МРОТ.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе с учетом ее дополнений представитель административного ответчика администрации Омского муниципального района Омской области ФИО6 просит решение отменить, указывая на отсутствие оснований для признания оспариваемого акта незаконным.

Полагает, что оклад работника может быть ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что месячная заработная плата работника, отрабатывающего месячную норму рабочего времени, включающая в себя оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, не должна быть ниже минимального размера оплаты труда.

Кроме того, судом не был учтен закрепленный в оспариваемом положении порядок, которым устанавливается оклад для работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя, в отношении которых осуществляет комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области.

Считает, что суд при рассмотрении дела должен был установить конкретные условия оплаты труда по каждой категории работников сферы образования, регулирование заработной платы которых осуществляется в соответствии с обжалуемым положением.

Указывает, что оспариваемым положением установлены рекомендуемые размеры окладов.

Также полагает, что судом не был произведен анализ оспариваемого положения на соответствие его нормам действующего законодательства РФ, в том числе установленному штатному расписанию.

Ссылается на ненадлежащую оценку судом представленных доказательств.

Прокурором Омского района ФИО7 представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит постановленное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, письменных возражений, заслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, судебная коллегия полагает следующее.

В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части прокурор, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан, может обратиться с административным исковым заявлением в суд.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ст. 8 Закона Омской области от 18.07.2013 № 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда…

Приказом Министерства образования Омской области от 16.12.2013 № 86 «Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений» утверждены методические рекомендации по разработке положений об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства об оплате труда работников учреждений, функции учредителя в отношении которых осуществляет комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области.

В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Омского муниципального района Омской области от 14.07.2014 № П-14/ОМС-681 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области» утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, функции учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области.

12.02.2018 постановлением администрации Омского муниципального района Омской области № П-18/ОМС-22 в указанный акт внесены изменения, в редакции которого он действует.

Разделами 1 и 2 положения установлен порядок и размеры оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в систему оплаты труда входит оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Положением предусмотрены рекомендуемые размеры окладов в виде <...> (минимальный размер) и <...> (максимальный размер).

Также разделами 8 и 9 положения установлены компенсационные выплаты и стимулирующие.

Из материалов дела также усматривается, что 16.03.2018 прокурором района в адрес Главы Омского муниципального района Омской области на указанное постановление внесен протест, которым предложено привести постановление в соответствие с действующим законодательством, о результатах рассмотрения протеста необходимо сообщить в письменной форме не позднее 10 дней с момента его получения.

30.03.2018 администрацией Омского муниципального района Омской области в адрес прокуратуры Омского района направлен ответ, из которого следует, что указанное постановление не содержит положений, противоречащих действующему законодательству.

Указывая на то обстоятельство, что компенсационные и стимулирующие выплаты являются переменными величинами в структуре заработной платы административный истец полагая, что без их начисления должны соблюдаться требования о минимальном размере оплаты труда, просил признать указанное постановление в части установления рекомендуемых окладов ниже минимального размере оплаты труда незаконным с момента вступления решения суда в законную силу.

Удовлетворяя административные исковые требования, районный суд пришел к выводу о том, что без начисления компенсационных и стимулирующих выплат, которые являются переменными в структуре заработной платы работников, установление окладов в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда противоречит нормам трудового законодательства.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В силу положений Устава Омского муниципального района Омской области Глава муниципального района как высшее должностное лицо муниципального района, в том числе издает в пределах своих полномочий правовые акты (п.3 ч. 2 ст. 33).

Кроме того, Глава муниципального района как глава Администрации муниципального района, в том числе издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям Администрации муниципального района, а также по вопросам организации деятельности Администрации муниципального района (п. 4 ч. 3 ст. 33)

Согласно ч. 6 ст. 42 Устава Омского муниципального района Омской области Глава муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета муниципального района, издает постановления Администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Омской области, а также распоряжения Администрации муниципального района по вопросам организации работы Администрации муниципального района. Глава муниципального района издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами.

В соответствии ч. 3 ст. 44 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В данном случае оспариваемый акт принят уполномоченным органом, в пределах установленных полномочий с соблюдением порядка его принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

В силу положений ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которая предусматривает в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Исходя из буквального толкования положений ст. 129 ТК РФ должностной оклад это часть оплаты труда, в связи, с чем его размер может быть менее минимального размера оплаты труда, однако с учетом стимулирующих и компенсационных выплат размер заработной платы конкретного работника не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного в РФ.

Таким образом, законодатель установил обязанность работодателя обеспечивать соблюдение требования к тому, чтобы месячная заработная плата работника, выполнившего следующие условия: отработана в этот период норма рабочего времени; выполнена норма труда (трудовые обязанности), не была ниже минимального размера оплаты труда.

Учитывая изложенное, вывод районного суда о том, что установление окладов в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда, противоречит нормам трудового законодательства, основан на неверном толковании норм права.

Доводы административного истца о необходимости дополнения оспариваемого постановления нормой о обязательном достижении уровня месячной заработной платы работника установленному федеральным законодательством размеру минимальной платы труда судебная коллегия отклоняет, поскольку, требование о его соблюдении закреплено федеральным законом и необходимости его дублирования в муниципальном правовом акте нет.

Доводы же истцов о том, что оспариваемые нормы нарушают права работников муниципальных общеобразовательных учреждений Омского муниципального района Омской области, учтены быть не могут, поскольку каждый работник имеет право обратиться в защиту нарушенных трудовых прав в порядке индивидуального трудового спора.

Ссылки административного истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П судебная коллегия отклоняет, поскольку предметом проверки в данном деле являлась конституционность положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации применительно к вопросу о включении в состав минимального размера оплаты труда районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Включение в состав минимального размера оплаты труда стимулирующих и иных компенсационных выплат предметом судебной проверки Конституционного Суда Российской Федерации не являлась.

Как усматривается из оспариваемого акта, норма о начислении районного коэффициента на заработную плату в нем предусмотрена (абз. 2 п. 8.3 Положения).

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд неправильно истолковал и применил выше указанные нормы федерального закона к спорным правоотношениям.

В силу ч. 3 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 29 июня 2018 года отменить, в удовлетворении административного иска прокурору Омского района Омской области о признании постановления администрации Омского муниципального района Омской области от 14.07.2014 № П-14/ОМС-681 незаконным, отказать.

Председательствующий

Судьи