НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 02.08.2023 № 2-110/2023

Председательствующий: Сорокина Н.В. № 33-4454/2023

55RS0015-01-2023-000112-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 02 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

при секретаре Речута Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2023

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Колосовского районного суда Омской области от 16 мая 2023 года

по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области об установлении факта принадлежности архивной справки, назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области), в обоснование которого указал, что 23 декабря 2022 года обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано ввиду отсутствия права на неё по имеющимся документам. Полагает, что при определении продолжительности страхового стажа из него необоснованного был исключен период работы в колхозе «Красный Октябрь» Колосовского района Омской области с 1 июля по 5 декабря 1982 года, так как не принята во внимание выданная ему архивным отделом Администрации Колосовского муниципального района архивная справка, подтверждающая факт осуществления трудовой деятельности в данный период.

Просил установить факт принадлежности ему архивной справки от 16 декабря 2022 года № <...>, обязать ответчика включить спорный период в страховой стаж, признать незаконным и отменить решение ОПФР по Омской области от 29 декабря 2022 года об отказе в установлении пенсии, установить страховую пенсию по старости с 4 ноября 2022 года.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОСФР по Омской области о дате, времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований в части отмены решения об отказе в назначении пенсии, обязании назначить пенсию с 4 ноября 2022 года отказать. Указал, что истец с 30 марта 2023 года является получателем страховой пенсии по старости.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: установлен факт принадлежности ФИО1 архивной справки № <...> от 16 декабря 2022 года, выданной архивным отделом администрации Колосовского муниципального района Омской области на имя ФИО1; на ОСФР по Омской области возложена обязанность включить в страховой стаж для расчета страховой пенсии по старости период работы ФИО1 с июля по декабрь 1982 года в колхозе «Красный Октябрь» Колосовского района на основании архивной справки № <...> от 16 декабря 2022 года, выданной архивным отделом администрации Колосовского муниципального района Омской области; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с постановленным решением в части отказа в удовлетворении иска о назначении страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за ней. Полагает, что при рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии по старости ответчик должен был дать ему возможность и время для установления факта принадлежности имеющейся архивной справки, приостановить срок рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии по старости.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения судом первой инстанции были допущены, что выразилось в следующем.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в 2021 году в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях по состоянию на 31 декабря 2018 года (60 лет), увеличивается на 36 месяцев (приложение 6).

В соответствии с частью 1, 2 статьи 35 Закона о страховых пенсиях продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

Частью 3 данной статьи с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

По смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства, право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, при соблюдении ими определенных условий:

- достижение установленного пенсионного возраста;

- наличие страхового стажа соответствующей продолжительности;

- наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет.

Таким образом, при достижении мужчиной возраста 60 лет в 2021 году при наличии страхового стажа не менее 42 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 28,2, право на страховую пенсию по старости у него возникает через 12 месяцев, то есть в 61 год.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 декабря 2022 года ФИО1, <...> года рождения, обратился в ОПФР по Омской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях, так как полагал, что наличие у него страхового стажа продолжительностью 42 года, дает ему право на установление страховой пенсии по старости при достижении возраста 61 год.

Решением ОПФР по Омской области от 29 декабря 2022 года № <...> истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права на нее по имеющимся документам.

При этом ответчиком в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по правилам части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, не включен период работы в колхозе «Красный Октябрь» Колосовского района Омской области с июля по декабрь 1982 года.

При таком подсчете указанный страховой стаж составил 41 год 8 месяцев 23 дня.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования об установлении факта принадлежности истцу представленной архивной справки от 16 декабря 2022 года № <...>, суд исходил из того, что факт работы истца в колхозе «Красный Октябрь» Колосовского района Омской области с июля по декабрь 1982 года подтвержден в ходе рассмотрения дела представленными доказательствами, в том числе, показаниями свидетелей.

Принимая во внимание сведения архивной справки от 16 декабря 2022 года № <...>, принадлежность которой установлена истцу, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца.

Поскольку в указанной части решение ответчиком не обжалуется, то в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

В то же время суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований об установления истцу пенсии по старости с момента первоначального обращения, так как в трудовой книжке отсутствует запись о трудовой деятельности истца в спорный период, архивная справка о начислении заработной платы не содержит полных данных истца, что не позволило пенсионному органу принять указанные документы для подтверждения страхового стажа в спорный период и включить его в расчет при назначении пенсии.

Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия приходит к следующему.

По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее.

При этом, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях).

Согласно части 3 статьи 22 Закона о страховых пенсиях, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

В силу части 8 статьи 21 закона иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

С 1 января 2022 года действуют Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в числе прочего:

- дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

- проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

- оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

- приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для подтверждения права на пенсию, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 21 - 24 настоящих Правил (пункт 27 Правил).

Согласно пункту 37 Правил, в том случае, если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые для подтверждения права на пенсию документы из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, заявление о назначении пенсии рассматривается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления заявителем недостающих документов для назначения пенсии, подтверждения права на пенсию в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил, и поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации рассматривает заявление о назначении пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.

В пункте 38 Правил предусмотрено: в случае если заявитель на основании разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не представил недостающие для подтверждения права на пенсию документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, предусмотренный пунктом 27 настоящих Правил, и при этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации документами рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 27 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 19 Правил, решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 71 и 72 Административного регламента предоставления Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п.

В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.

При указанных обстоятельствах именно на органе пенсионного обеспечения лежала обязанность при приеме заявления истца разъяснить ему необходимость представления документов необходимых для назначения пенсии, либо оказать ему содействие в истребовании необходимых документов.

Таким образом, из приведенных положений следует, что орган пенсионного обеспечения уполномочен принимать решение об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основании анализа поданных заявителем, а при необходимости, полученных в ходе проверки документов.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Из пенсионного дела следует, что впервые с заявлением о назначении пенсии истец обратился в орган пенсионного обеспечения 23 декабря 2022 года.

Принимая решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, орган пенсионного обеспечения, определив продолжительность страхового стажа ФИО1 41 год 8 месяцев 23 дня при требуемых 42 годах, указал на отсутствие у него права на назначение такой пенсии.

Между тем, архивная справка от 16 декабря 2022 года № <...>, принятая судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего страховой стаж за спорный период, необоснованно была отклонена органом пенсионного обеспечения.

Как установлено решением суда первой инстанции, спорный период подлежал учету в страховом стаже истца при разрешении вопроса о назначении пенсии, поэтому, принимая во внимание продолжительность данного периода, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент обращения за пенсией у ФИО1 имелось необходимых 42 года страхового стажа.

Надлежит отметить, что при повторном обращении ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях с 30 марта 2023 года.

При этом в страховой стаж истца учтены следующие периоды: служба в рядах Советской Армии с 4 мая 1980 года по 14 мая 1982 года (2 года 11 дней), периоды работы с 6 декабря 1982 года по 4 ноября 1995 года (12 лет 10 месяцев 29 дней), с 9 ноября 1995 года по 31 декабря 2001 года (6 лет 1 месяц 21 день), с 1 января 2002 года по 20 ноября 2017 года (15 лет 10 месяцев, 20 дней), с 22 марта 2018 года по 5 апреля 2022 года (4 года 14 дней), с 6 апреля 2022 года по 29 марта 2023 года (11 месяцев 24 дня).

Поскольку при должном исполнении возложенных на орган пенсионного обеспечения обязанностей, спорный период подлежал учету в страховом стаже истца с момента его первоначального обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях у ФИО1 возникло с 23 декабря 2022 года.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в назначении страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за ней подлежит отмене с принятием нового решения о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с 23 декабря 2022 года.

Соответственно в силу части 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости не может быть назначена ранее указанной даты, в связи с чем доводы истца о назначении пенсии с 4 ноября 2022 года судебной коллегией отклоняются.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Колосовского районного суда Омской области от 16 мая 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии по старости отменить, принять в этой части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 23 декабря 2022 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 4 августа 2023 года.