Председательствующий: Крутикова А.А. № 33-3249/2022
55RS0001-01-2021-010238-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 1 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Магденко И.Ю., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Лавровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6115/2021
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Кировского районного суда г. Омска от 7 декабря 2021 года
по иску ФИО1 к филиалу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа г. Омска», бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области о назначении и выплате пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет, пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа г. Омска» (далее – филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска»), Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска (далее – УПФР в Кировском АО г. Омска), в обоснование указав, что является матерью несовершеннолетних детей: И.К.К., года рождения, О.И.А., года рождения, которые проживают с ней совместно. Работает медицинской сестрой в БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка — Детский сад № 341", находится в состоянии беременности, не замужем, размер ее заработной платы в среднем составляет 16 000 рублей. 16 апреля, 4 июня, 28 июля 2021 года она обращалась в филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за детьми от трёх до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семьям, имеющих детей» от 20 марта 2020 года № 199. 31 мая, 15 июля, 2 сентября 2021 года указанным ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении данного пособия, в связи с превышением размера среднедушевого дохода ее семьи величины прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Омской области. Кроме того, 22 июля и 21 сентября 2021 года обращалась в орган пенсионного обеспечения за назначением ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в чем ей также было отказано по аналогичным изложенным выше основаниям. Полагает отказ в предоставлении указанных выплат (пособий) незаконным, поскольку доход ее семьи фактически не превышает величины прожиточного минимума.
Просила обязать филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска», УПФР в Кировском АО г. Омска назначить ей ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет, а также пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; обязать Министерство труда и социального развития Омской области, УПФР в Кировском АО г. Омска выплатить ей пособие на ребенка в возрасте от трех до семи лет с 16 апреля 2021 года, пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, с августа 2021 года,
Определениями судьи Кировского районного суда г. Омска от 11 ноября 2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в Кировском АО г. Омска надлежащим ОПФР по Омской области; к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее БУ «МФЦ»), Министерство труда и социального развития Омской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требований поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что ответчиками при расчете ее среднедушевого дохода необоснованно была учтена вся сумма ее дохода, полученного по операциям с ценными бумагами, которую необходимо было определять с учетом понесенных расходов по данным операциям.
Представитель ответчика БУ «МФЦ» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, из которых следует, что решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принято правомерно на основании сведений о доходах истца, полученных из федеральной налоговой службы через систему межведомственного взаимодействия. При этом для расчета среднедушевого дохода правомерно была учтена вся сумма дохода истца, в том числе полученного по операциям с ценными бумагами.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3 возражала против заявленных требований, привела доводы аналогичные доводам БУ «МФЦ». Кроме того, указывала, что Министерство труда и социального развития Омской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Ответчик ОПФР по Омской области, третье лицо ИФНС по Кировскому АО г. Омска в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Вновь ссылается на то, что доход ее семьи фактически не превышает величины прожиточного минимума, подтверждающие указанное обстоятельство документы были ей представлены ответчикам в полном объеме. Полагает, что вся сумма дохода, полученного ею по операциям с ценными бумагами, неправомерно учтена при расчете среднедушевого дохода ее семьи. Вновь ссылается на статью 41 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. В этой связи, по ее мнению, сумму дохода, полученного физическим лицом, в частности, по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201).
В возражениях на апелляционную жалобу ответчики БУ МФЦ, Министерство труда и социального развития Омской области просят оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, указала, что с 1 февраля 2022 года ей назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Представители ответчиков БУ «МФЦ» ФИО2, Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3, действующие на основании доверенностей, полагали постановленное решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетних О.И.А., года рождения, отцом которого является О.А.В., а также И.К.К., года рождения, отцом которого является Ч.К.В. (свидетельства о рождении № , № ).
В зарегистрированном браке с отцами несовершеннолетних ФИО1 не состоит.
16 апреля 2021 года ФИО1 обратилась в филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно: И.К.К., года рождения. В составе семьи также указан несовершеннолетний О.И.А., иные лица не указаны.
В рамках межведомственного электронного взаимодействия в ходе повторной проверки сведений о доходах ФИО1 за период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года филиала БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» из Федеральной налоговой службы были получены сведения о доходах заявителя по операциям с ценными бумагами (код дохода 1530) на общую сумму 1 301 507 рублей 96 копеек (за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года), с учетом которого, а также полученных истцом за указанных период иных выплат: заработной платы, суммы отпускных, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на ребенка, пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты несовершеннолетнего О.И.А., общий доход семьи ФИО1 составил 1 723 897 рублей 68 копеек, среднедушевой доход – 47 886 рублей 05 копеек.
Распоряжением филиала БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» от 31 мая 2021 года № ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет отказано по причине превышения среднедушевого дохода семьи установленной величине прожиточного минимума на душу населения.
4 июня 2021 года ФИО1 вновь обратилась в филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» с аналогичным заявлением, в удовлетворении которого ей также было отказано распоряжением от 15 июля 2021 года № по тому же основанию.
При этом ответчиком учтены сведения о доходах ФИО1 за период с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года, полученные из Федеральной налоговой службы, где отражен доход заявителя по операциям с ценными бумагами (код дохода 1530) на общую сумму 1 792 886 рублей 79 копеек (за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года), а также полученные истцом за указанных период заработная плата, суммы отпускных, пособие по временной нетрудоспособности, пособие на ребенка, пенсия по инвалидности, ежемесячная денежная выплата несовершеннолетнего О.И.А., в связи с чем общий доход семьи составил 2 231 786 рублей 42 копейки, среднедушевой доход – 61 994 рубля 07 копеек.
28 июля 2021 года ФИО1 снова обратилась в филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в ходе рассмотрения которого также установлено, что среднедушевой доход семьи заявителя за период с 1 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года превышает установленную величину прожиточного минимума на душу населения.
Так, по сведениям, полученным филиалом БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» в рамках межведомственного электронного взаимодействия из Федеральной налоговой службы, общий доход семьи заявителя за указанный период составил 2 228 387 рублей 41 копейка, в том числе: заработная плата, суммы отпускных выплат, пособие по временной нетрудоспособности, пособие на ребенка, пенсия по инвалидности, ежемесячная денежная выплата несовершеннолетнего О.И.А., а также доход истца по операциям с ценными бумагами (код дохода 1530) на общую сумму 1 792 886 рублей 79 копеек (за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года), в связи с чем среднедушевой доход семьи определен в размере 61 899 рублей 65 копеек.
С учетом изложенного ФИО1 2 сентября 2021 года вновь было отказано в назначении данной ежемесячной денежной выплаты (распоряжение филиала БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» от 2 сентября 2021 года № ).
22 июля, 21 сентября, 26 октября 2021 года ФИО1 также обращалась в орган пенсионного обеспечения с заявлениями о предоставлении ей меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в назначении которого ей было отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте РФ на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (решения ОПФР по Омской области от 22 июля, 21 сентября, 26 октября 2021 года).
Полагая отказ в предоставлении указанных мер социальной поддержки незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на необоснованный учет ответчиками при расчете среднедушевого дохода ее семьи всей суммы дохода, полученного ею по операциям с ценными бумагами, который необходимо было определять с учетом понесенных расходов на проведение этих операций.
Разрешая заявленные требования, районный суд правовых оснований для их удовлетворения не усмотрел, с чем судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений и до 1 февраля 2022 года).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Во исполнение пункта 4 данного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении.
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Так, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 16 основных требований).
В состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке) (пункт 19).
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, где в подпункте «и» указаны дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 26).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию (пункт 12).
Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Омской области установлен Указом Губернатора Омской области от 9 апреля 2020 года N 36 "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области" (вместе с "Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области"), где предусмотрены аналогичные приведенным выше положения.
Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены дополнительные меры материальной поддержки семей, имеющих детей, в частности, выплата ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений и до 1 февраля 2022 года).
Согласно статье 9 данного Федерального закона, право на получение такого пособия имеют женщины в случае, если срок их беременности составляет шесть и более недель, они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплачивается в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации по месту ее жительства (пребывания) или фактического проживания, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия (статья 10).
Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 года № 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения данного пособия.
Пунктом 2 указанных Правил определено, что право на назначение пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, имеют право женщины, которые определены в статье 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанных пособий.
Одним из оснований для отказа в назначении указанного пособия является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением пособия (подпункт «а» пункта 13 Правил).
В состав семьи, учитываемый при определении права на данное пособие, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг(а), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением таких детей, состоящих в браке), в том числе находящиеся под опекой (попечительством) (пункт 16 Правил).
Среднедушевой доход семьи для назначения пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособий, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 19 Правил).
В пункте 18 Правил перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, где в подпункте «з» указаны дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 23).
Документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты (прекращения выплаты) пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (пункт 6 Правил).
Постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2021 года N 21-п "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области на 2021 год" установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в размере 10 635 рублей.
Из приведенных норм материального права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (пособия).
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты (пособия) рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты (пособия), путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В постановлениях Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, от 28 июня 2021 года № 1037 перечислены виды дохода, подлежащие учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в числе которых поименованы дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Как уже было указано выше, в рамках межведомственного взаимодействия филиалом БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» из Федеральной налоговой службы были получены сведения о доходах физического лица, представленные налоговым агентом в отношении ФИО1 за 2020 год, согласно которым в указанном налоговом периоде она имела в том числе доход, отраженный под кодом 1530 - доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, на общую сумму 1 792 886 рублей 79 копеек: май – 2 936 рублей 48 копеек, июнь 19 345 рублей, июль – 16 335 рублей 69 копеек, август – 29 007 рублей 43 копейки, сентябрь – 89 289 рублей 58 копеек, октябрь – 627 339 рублей 28 копеек, ноябрь – 517 254 рубля 50 копеек, декабрь – 491 378 рублей 83 копейки.
Оснований сомневаться в достоверности полученных сведений у ответчика не имелось, сведения о несении истцом расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, при этом коды вычета и его значения в них отсутствовали, что следует из имеющихся в деле письменных возражений БУ «МФЦ».
Руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, предусматривающим при расчете среднедушевого дохода семьи безусловный учет дохода, полученного по операциям с ценными бумагами, установив, что ежемесячный доход семьи истца за период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года составляет 47 886 рублей 05 копеек (1 723 897 рублей 68 копеек / 12 месяцев / 3 человека), за период с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года – 61 994 рубля 07 копеек (2 231 786 рублей 42 копейки / 12 месяцев / 3 человека), за период с 1 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года – 61 899 рублей 65 копеек (2 228 387 рублей 41 копейки / 12 месяцев / 3 человека), филиал БУ «МФЦ» «МФЦ Кировского АО г. Омска» пришел к обоснованному выводу о превышении дохода семьи истца величины прожиточного минимума на душу населения Омской области, что исключает назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С учетом изложенного, оснований для назначения истцу ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, у органа пенсионного обеспечения также не имелось.
Не свидетельствует об обратном и вновь приведенные ФИО1 в апелляционной жалобе доводы о необходимости учитывать в данной случае не только сведения о доходах по операциям с ценными бумагами (код вычета 1530), но расходы на ту же деятельность, которые фактически равны, и принять во внимание получение материальной выгоды в спорный период только в размере 19 047 рублей.
В обоснование указанной позиции истцом в суд первой инстанции была представлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2020 года от 19 июля 2021 года, которая при обращении к ответчику не предоставлялась, где действительно отражены не только суммы ее дохода под кодом «1530» – доход, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, но и суммы вычета под кодом «201» - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
В данной справке в качестве налогового агента указан АО «» (ИНН № ), которым по запросу суда первой инстанции представлены сведения о том, что 8 апреля 2020 года между банком и ФИО1 был заключен договор об оказании услуг на финансовом рынке № , в соответствии с которым открыты брокерские счета № RUB, № USD, № EUR.
Кроме того, истцом в материалы дела представлен расчет налога на доходы физического лица (инвестора) ФИО1 по операциям с ценными бумагами за период с 1 января по 31 декабря 2020 года (в рублях), подписанный руководителем отдела брокерских услуг АО «», где отражены доходы – 1 792 886 рублей 80 копеек, расходы – 1 769 443 рубля 19 копеек, нетранзакционные расходы - 1 366 рублей 76 копеек, финансовый результат – 22 076 рублей 85 копеек, налогооблагаемая база – 19 047 рублей 25 копеек.
Между тем, в приведенном выше пункте 26 Основных требований к порядку назначения и осуществления спорной ежемесячной денежной выплаты, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 N 384, пункте 23 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 года № 1037, прямо закреплено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом механизм вычета соответствующих расходов для учета указанного вида дохода, необходимость использования показателей финансового результата приведенными выше нормативными актами, в редакции действовавшей на тот момент, предусмотрены не были, в них определены лишь виды доходов, полученных в денежной форме, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, в числе которых дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 30 ноября 2021 года № 2561-О, основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в пункте 21 которых определены виды доходов семьи, полученные в денежной форме и учитывающиеся при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения данной выплаты, в частности дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами (подпункт "и"), были утверждены во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Сами по себе указанные положения не устанавливают механизм определения размера дохода, полученного по операциям с ценными бумагами, являются элементом правового регулирования реализации права на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, направлены на адресную социальную защиту семей с определенным уровнем среднедушевого дохода и не могут рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Необходимо отметить, что норма, закрепляющая порядок определение доходов в виде дивидендов, процентов и иных доходов, полученных по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации, а именно его определение за вычетом понесенных расходов по таким операциям, введена в указанные выше нормативные акты Постановлением Правительства РФ от 28 января 2022 года N 68 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое вступило в силу со дня его официального опубликования – с 1 февраля 2022 года, то есть уже после обращения истца с соответствующими заявлениями о назначении ей спорной денежной выплаты (пособия); с указанной даты данные выплаты истцу назначены.
Обратная сила вышеуказанным нормам законодателем не придана, таким образом, отказ ответчиков в установлении истцу мер социальной поддержки был основан на нормах действующего в тот момент законодательства.
Не дает оснований для иных выводов и ссылка истца на разъяснения УФНС России по Омской области на ее обращение от 15 марта 2022 года, в которых налоговый орган приводит мнение относительно порядка обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от операций с ценными бумагами и указывает, что данная позиция была доведена до Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом ФНС России от 13 июля 2021 года № БС-4-11/9867@.
В указанном письме ФНС России, действительно, указывало, что сумму дохода, полученного физическим лицом, в частности, по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201).
Однако, в этом же письме особо отмечено, что вопросы, связанные с порядком (методикой) расчета среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, не относятся к компетенции Федеральной налоговой службы.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Правительством Российской Федерации соответствующие изменения в действующее законодательство внесены с 1 февраля 2022 года.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы истца об обратном, отклоняются, как основанные на неверном толковании приведенных выше норм материального права.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, а доводы жалобы истца несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Омска от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 6 июня 2022 года.