Судья Позднякова А.В. Дело № 2-1470/2021 Докладчик Мащенко Е.В. Дело № 33-8324/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мащенко Е.В.
судей Коваленко В.В., Рыбаковой Т.Г.
при секретаре Давиденко Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 31 августа 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фонда модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО – Новиковой Л.В. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 06 апреля 2021 г., которым постановлено:
Исковые требования Хавалиц Ольги Юрьевны к Фонду модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО о признании незаконными начислений и произведении перерасчета удовлетворить частично.
Признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - квартиры №138, расположенной в блок-секции № 3 ( введенной в эксплуатацию 31.08.2017) в доме №1 по ул. Дмитрия Шамшурина в г. Новосибирске до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема - передачи указанной квартиры.
Обязать Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по лицевому счету 10000798016, которая на ноябрь 2020 составила с учетом перерасчета 16 015, 7; аннулировать эту задолженность.
Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований НСО в пользу Хавалиц Ольги Юрьевны судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб; а также расходы на составление претензии, возражения на судебный приказ и исковое заявление в сумме 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мащенко Е.В., объяснения Хавалиц О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хавалиц О.Ю. обратилась в суд с иском к Фонду модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО о признании незаконными начислений и произведении перерасчета.
В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником <адрес> блок-секции № в жилом доме по <адрес> в <адрес>. В соответствии с разрешением на ввод объекта к эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, блок-секция 3,4,5 многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. За период с 08.2014 года по 08.2020 года истцу были начислены взносы на капитальный ремонт в размере 20181,28 рублей. Истец считает действия ответчика по начислению взносов на капитальный ремонт незаконными по следующим основаниям. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, осуществляет взносы на капитальный ремонт. В соответствии с положениями Постановления <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного на территории <адрес> и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного жилого дома в указанную программу.
Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений блок-секции №, в которой расположена квартира истца, возникает по истечении 5 лет с момента ввода данной блок-секции в эксплуатацию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчик включил многоквартирный дом в региональную программу капительного ремонта без учета ввода в эксплуатацию отдельных секций, несмотря на то, что они вводились в эксплуатацию поэтапно. Истец не оспаривает свою обязанность по содержанию общего имущества предусмотренную положениями действующего законодательства, а именно, ст.39, ст.158, ст.169 Жилищного кодекса РФ, однако, считает, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возлагается на нее преждевременно, ранее законодательно установленного срока.
На основании вышеизложенного, просил признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес>, расположенной в блок-секции № ( введенной в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема- передачи указанной квартиры; обязать Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету 10000798016, которая на ноябрь 2020 составила с учетом перерасчета 16 015, 7; аннулировать эту задолженность; взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований НСО судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб; а также расходы на составление претензии, возражения на судебный приказ и исковое заявление в сумме 15 000 руб.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель Фонда модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО – Новикова Л.В., в жалобе просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права.
Для получения пятилетней отсрочки начисления взносом многоквартирный дом должен соответствовать двум условиям: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ и включен в региональную программу в порядке ее актуализации после ДД.ММ.ГГГГ. Отсрочка наступления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт предоставляется собственникам помещений новых многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ. Дом в котором проживает истец включен в региональную программу капитального ремонта на 2014-2043 годы в ее первоначальной редакции с ДД.ММ.ГГГГ и соответствии с 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла собственников помещений в данном доме с августа 2014 года.
Фонд модернизации ЖКХ является исполнителем Региональной программы, в связи с этим правовые основания для производства начислений у Фонда отсутствуют. Без признания Региональной программы незаконной в части включен многоквартирного дома в Региональную программу как единого целого, без разделения на блок-секции, суд не мог признать начисления, производимые Фондом незаконными.
Поскольку законодательством не определен особый порядок включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям, Фонд считает, что в отношении собственников помещений в таких домах, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса многоквартирного дома, обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента ввода блок-секций в эксплуатацию. Блок-секция № была введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, обязанность по оплате взносов у собственников помещений, находящихся в блок-секции №, появилась с ДД.ММ.ГГГГ.
Также ошибочным является вывод о признании незаконными начислений взносов на капитальный ремонт и предоставлении пятилетней отсрочки с момента подписания акта приема-передачи квартиры истцу.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ сторона истца не доказала факт независимости блок-секции, в которой расположена их квартира, не доказала факт того, что блок-секция является отдельным многоквартирным домом и имеет независимую инфраструктуру.
Суд не дал оценку тому, что системы водоснабжения и водоотведения, а также отопления в указанном доме являются едиными и подлежат капитальному ремонту в целом. Не представляется возможным отремонтировать только часть системы водоснабжения, водоотведения и отопления, поскольку они единые на все блок-секции, на весь дом. Это технически невозможно. Все секции многоквартирного дома представляют собой единый объект недвижимого имущества, имеют единую инфраструктуру.
Судом не мотивировано в связи с чем, принята во внимание судебная практика, предоставленная истцом и не принята судебная практика, предоставленная ответчиком.
Апеллянт в жалобе ссылается на судебную практику по аналогичным делам.
В жалобе указано на то, что суд не дал оценки доводам ответчика, что дом поставлен на кадастровый учет как один объект недвижимости.
Положениями ЖК РФ также не предусмотрено выделение отдельных блок-секций из региональной программы и не предусмотрены правила начислений взносов за капитальный ремонт при вводе в эксплуатацию новых блок-секций многоквартирного дома, включенного в региональную программу на момент их ввода в эксплуатацию. При сдаче в эксплуатацию новой блок-секции многоквартирного дома, указанный многоквартирный дом из региональной программы не исключается, а только увеличивается количество жилых помещений, мест общего пользования, площадь, возрастает нагрузка на коммуникации дома.
Вынесенным решением нарушен баланс защиты интересов всех собственников жилых помещений, так нарушаются права собственников помещений первой введенной в эксплуатацию блок-секции вышеуказанного дома, которые формируют фонд капитального ремонта без отсрочки на 5 лет. Также, по мнению апеллянта, в данном случае усматривается злоупотребление правом, поскольку при предоставлении 5-летней отсрочки и не принятии решения о переходе на специальный счет, фактически, на протяжении всего указанного периода, накопления будут производить другие граждане, которым не предоставлена указанная отсрочка.
Автор жалобы не согласен с взысканной суммой судебных расходов, так как истцом не представлено ни одного доказательства понесенных расходов, а именно: договора на оказание юридических услуг, документов об оплате за оказание юридических услуг.
Рассмотрев дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст.ст. 35, 167 ГПК РФ, извещенных надлежащих образом, проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта.
С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ. Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 3.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного <адрес> в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома" аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Исходя из содержания указанных норм права следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.
Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.
Согласно материалам дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственниками <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, блок-секция № в которой находится квартира истца, введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением Правительства НСО №-п от ДД.ММ.ГГГГ дом был включен в программу капительного ремонта ДД.ММ.ГГГГ с указанием даты постройки – 2013 год, то есть с даты ввода в эксплуатацию первой блок-секции в многоквартирном доме по <адрес>.
Судом первой инстанции также установлено, что истцу были начислены взносы на капительный ремонт как собственнику помещения № в указанном многоквартирном доме за период с августа 204 года по август 2020 года в размере 20 181,28 руб.
ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014 – 2043 годы
Разрешая спор и признавая незаконным начисления ответчиком взносов за капитальный ремонт, суд руководствовался ст.ст. 168-170 ЖК РФ, ст. 3.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», Постановлениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п и от ДД.ММ.ГГГГ№-п и исходил из того, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у истца в спорный период не наступила, поскольку блок-секция в составе дома, по в котором расположена квартира истца, введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, дом включен в региональную программу ДД.ММ.ГГГГ, а обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, пришел к выводу о признании незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес>, расположенной в блок-секции № в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема - передачи указанной квартиры; возложении обязанности на Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету 10000798016, которая на ноябрь 2020 составила с учетом перерасчета 16 015, 7; аннулировать данную задолженность.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно пришел к выводу, что у истца обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.
Действительно, жилой дом по адресу: <адрес> с датой ввода в эксплуатацию 2013 года был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 27.11.2013г., без разделения на отдельные блок-секции.
Вместе с тем, когда дом был включен в региональную программу, блок-секции № дома не была построена и сдана в эксплуатацию, ее площадь не была учтена и при включении многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества.
С учетом изложенного, исходя из приведенных выше норм материального права право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию по секциям.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в котором находится его квартира.
Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Доводы апелляционной жалобы о наличии обязанности оплаты взносов по капитальному ремонту собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, в том числе и истца, вводимом в эксплуатацию по секциям с момента ввода блок-секции в эксплуатацию, ввиду отсутствия установленного законом порядка включения в региональную программу многоквартирных домов по секциям, основаны на неверном толковании норм права.
Отсутствие в законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Судебная коллегия полагает, что в ходе рассмотрения дела суд правильно определил характер правоотношений между сторонами, верно, установил круг обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, подробно мотивированы, судебная коллегия с ними соглашается.
Каких-либо существенных нарушений норм процессуального права судом первой инстанции инстанций, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела не усматривается.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 06 апреля 2021 г., оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Фонда модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО – Новиковой Л.В., оставить без удовлетворений.
Председательствующий
Судьи