НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 30.05.2017 № 33А-5154/2017

Дело № 33а-5154/2017

Судья Демидович Г.Ф.

Докладчик Галина В.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галиной В.А.,

судей Никитиной Г.Н., Разуваевой А.Л.,

при секретаре Бурч А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 30мая 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Сухих О. Ю. на решение Первомайского районного суда города Новосибирска от 16 марта 2017 года, которым постановлено административные исковые требования – удовлетворить;

взыскать с Сухих О. Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по г. Новосибирску задолженность по уплате налогов и пени в общей сумме <данные изъяты>., из них:

транспортный налог за 2009 год в размере <данные изъяты>.;

пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

взыскать с Сухих О. Ю. в доход федерального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Галиной В.А., объяснения административного ответчика Сухих О.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России №13 по г. Новосибирску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сухих О.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени и просило взыскать с СухихО.Ю. задолженность по транспортному налогу за 2009 год в размере <данные изъяты> руб.; пени в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указано, что Сухих О.Ю. является плательщиком налога транспортного налога, поскольку по информации органов УГИБДД ГУВД Новосибирской области, ответчик являлась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ владельцем транспортного средства Хонда, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. На момент обращения налогового органа в суд с настоящим иском, транспортный налог за 2009 год не уплачен, в связи с неуплатой налога инспекцией начислены пени.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Первомайского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2017 года и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что обязанность по уплате транспортного налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, однако, налоговое извещение об уплате транспортного налога в адрес Сухих О.Ю. за указанный период не поступало. Выписка из акта об уничтожении документов от 28 декабря 2016 года не доказывает факт отправления данного уведомления.

Кроме того, апеллянту не направлялось требование об уплате недоимки, поскольку оно было направлено по адресу: <адрес>, 630030, <адрес>, а согласно учетным данным налогоплательщика, представленным инспекцией, и паспорта апеллянта следует, что Сухих О.Ю. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, 630030, <адрес>.

Более того, налоговой инспекцией был пропущен срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчике, как на владельце транспортного средства, лежит обязанность по уплате транспортного налога, а также начисленной за несвоевременную уплату налога пени. Поскольку требования об уплате налога в установленный срок ответчиком не исполнены, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано уведомление об уплате транспортного налога за 2009 год в сумме <данные изъяты> руб. и сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан адрес налогоплательщика СухихО.Ю.:<адрес>.

Согласно представленной выписке из акта об уничтожении документов от ДД.ММ.ГГГГ реестры, подтверждающие отправку уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сухих О.Ю., уничтожены в связи с истечением срока хранения.

Между тем, указанные обстоятельства не препятствовали представителю налогового органа получить доказательства направления налогоплательщику налогового уведомления из материалов приказного производства в рамках которого мировым судьей второго судебного участка Первомайского судебного района г.Новосибирска выносился судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, определение об отмене которого от ДД.ММ.ГГГГ представлено административным истцом в материалы дела.

В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес Сухих О.Ю. направлено требование о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в размере 516 руб. и пени в размере 5 руб. 96 коп. В тексте налогового требования адрес налогоплательщика указан: <адрес>.

Согласно представленному списку почтовых отправлений и квитанции ФГУП «Почта России» требование от ДД.ММ.ГГГГ направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Кроме того, в материалы дела представлено аналогичное требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере 5 <данные изъяты>., в котором указан иной адрес налогоплательщика: <адрес>.

Данных о направлении требования по адресу: <адрес>, материалы административного дела не содержат.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ по имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес>Сухих О.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Из представленной в материалы административного дела копии паспорта административного ответчика следует, что Сухих О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>.

Таким образом, располагая сведениями о месте жительства налогоплательщика, налоговый орган требование об уплате налога по месту жительства Сухих О.Ю. не направил.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что процедура добровольной уплаты налога нарушена, поэтому Межрайонная ИФНС России № 13 по г.Новосибирску не имела права перейти к процедуре принудительного взыскания налога за счет имущества физического лица, в связи с чем оснований для взыскания имеющейся у налогоплательщика задолженности в судебном порядке не имеется.

Согласно пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда об удовлетворении требований административного истца подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №13 по г.Новосибирску к Сухих О. Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу Сухих О.Ю. – удовлетворить.

Председательствующий

Судьи