Дело № 33а-4390/2019
Судья Кубасова Е.Н.
Докладчик Куранова Л.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 30 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Разуваевой А.Л., Курановой Л.А.
при секретаре Гартиг О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Г.С.А. на решение Болотнинского районного суда Новосибирской области от 07 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Г.С.А. к отделу пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., пояснения административного истца Г.С.А. представителя административного ответчика министерства труда и социального развития Новосибирской области Саулиной К.С., представителя административного ответчика отдела пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области Бедаревой Е.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Г.С.А. обратилась в суд с административным иском к Отделу пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области о признании действий незаконными.
В админ6истративном иске Г.С,А. просила:
-признать действия отдела пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области по прекращению предоставления ей компенсации расходов на оплату и доставку твердого топлива, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы административного истца;
-обязать административного ответчика устранить нарушение её прав;
- взыскать с административного ответчика в пользу истца судебные расходы: расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., стоимость услуг адвоката по составлению административного искового заявления в размере 3000 руб.
В обоснование исковых требований Г.С.А. указала, что является членом семьи, потерявшим кормильца из числа граждан из подразделений особого риска. По месту жительства, ежемесячно ей предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании, предусмотренном ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в размере 50% оплаты электроснабжения, холодного водоснабжения, потребления твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки.
С 01.01.2017 г. Отдел пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области прекратил предоставление ей компенсации расходов на оплату твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки. За период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 года возмещение затрат на твердое топливо (дрова) не производилось, в связи с отсутствием информации от поставщика, что следует из справки № 578 от 15.05.2018.
Из справки от 20.08.2018 г. № 755 следует, что заготовка и доставка дров льготным категориям граждан в компетенцию Отдела пособий и социальных выплат Болотнинского района не входит.
Г.С.А. указала, что положения ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 в качестве условий предоставления компенсации за твердое топливо не предусматривают предоставление информации от поставщика, а также наличие в компетенции Отдела пособий и социальных выплат обязанности по заготовке дров для льготной категории граждан.
Считает действия ответчика по прекращению предоставления истцу компенсации расходов на оплату и доставку твердого топлива не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы административного истца.
Решением Болотнинского районного суда Новосибирской области от 07 февраля 2019 года административное исковое заявление Г.С.А. оставлено без удовлетворения.
С решением районного суда административный истец не согласилась и обратилась в Новосибирский областной суд с жалобой.
В апелляционной жалобе Г.С.А. указала, что она обладает правом на получение компенсации за твердое топливо. Отдел пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области обязан выплатить ей компенсацию и привезти дрова.
Г.С.А, в жалобе указала, что относится к категории граждан, обладающих правом на получение льгот как член семьи, потерявший кормильца из числа граждан из подразделений особого риска. В период с 01.01.2017 по 01.01.2018 года такая льгота ей не предоставлялась. В настоящее время ответчик обязан подвезти ей дрова за период с 01.01.2018 года по 01.01.2019 года и с 01.01.2019 по 01.01.2020 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено право граждан, на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из части 11 ст.226 КАС РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правоотношения в области социальной поддержки граждан, (членов их семей) из числа лиц принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г регулируется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Согласно п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан из подразделений особого риска, предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: оплаты электроснабжения, холодного водоснабжения, оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Как установлено судом установлено и подтверждается материалами дела, Г.С.А. относится к категории граждан, имеющей право на получение компенсации в размере 50% от понесенных расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе расходов на приобретение твердого топлива и его доставку на основании п.3 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Г.С.А. с 01.01.2018 года является получателем льгот по категории член семьи, потерявший кормильца из числа граждан из подразделений особого риска в соответствии с поданным ею заявления от 17.04.2017 года. Ранее она являлась получателем льгот по категории «Ветеран труда». Г.С.А. было разъяснено, что Отдел пособий и социальных выплат Болотнинского района производит компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, а заготовка и доставка дров гражданам, имеющих право на льготу не входит в компетенцию отдела.
За период с 01.01.2017 по 31.12.2017 года компенсация затрат на твердое топливо не произведена в связи с отсутствием информации от поставщика о приобретении Г.С.А. такого топлива(в соответствии со справками от 20.08.2018 №755, от 15.05.2018 года №578).
Порядок и условия компенсации расходов на твердое топливо были разъяснены Г.С.А. в письме Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 26.09.2018 года. Компенсация расходов на оплату электроснабжения и водоснабжения в спорный период была произведена.
Согласно информации, полученной в рамках соглашений по информационному взаимодействию, заключенных Отделом пособий и социальных выплат Болотнинского района и поставщиками твердого топлива ГУП НСО «Болотнинский лесхоз» и ИП <данные изъяты>Г.С.А. за период с 01.01.2017 года по 01.01.2019 оплату твердого топлива и его доставку не производила.
Истицей самостоятельно не представлено в материалы дела доказательств, что она понесла такие расходы.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания выплаты Г.С.А. компенсации на приобретение твердого топлива. Организация по заготовке и доставке твердого топлива не входит в компетенцию Отдела пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области.
Районный суд пришел к выводу о том, что Отделом пособий и социальных выплат Болотнинского района Новосибирской области компенсация расходов по оплате твердого топлива Г.С.А. не произведена, в связи с отсутствием оснований к компенсации.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, находит их законными, обоснованными, соответствующими собранным по делу доказательствам.
Порядок и условия предоставления компенсации расходов определены ст.4 Закона Новосибирской области от 06.12.2013 года №380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области» и Постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 N 105-п (ред. от 25.12.2018) "О Порядке начисления и обеспечения выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области".
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Новосибирской области от 06.12.2013 года №380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области», компенсация предоставляется с первого числа месяца, в котором заявление о предоставлении компенсации с документами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона, поступило в центр социальной поддержки населения.
Из ч. 2 ст. 4 Закона Новосибирской области от 06.12.2013 года №380-ОЗ следует, что компенсация выплачивается ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором в центр социальной поддержки населения поступили сведения о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 4 Закона Новосибирской области от 06.12.2013 года №380-ОЗ предусмотрено, что величина компенсации рассчитывается центром социальной поддержки населения на основании соответствующего нормативного правового акта из числа указанных в статье 2 настоящего Закона с учетом сведений о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, внесенных в Единую базу информационных ресурсов Новосибирской области, либо предоставленных посредством электронного взаимодействия организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающими организациями, организациями, предоставляющими коммунальные услуги, а в случае отсутствия возможности получения указанных выше сведений из Единой базы информационных ресурсов Новосибирской области либо посредством электронного взаимодействия от организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающих организаций, организаций, предоставляющих коммунальные услуги, с учетом сведений, представленных гражданином и подтвержденных им документально.
Порядок начисления и обеспечения выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 N 105-п
В соответствии с п. 1 Порядка, настоящий Порядок начисления и обеспечения выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области, разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 06.12.2013 N 380-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" (далее - Закон) для определения механизма начисления и обеспечения выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области (далее - компенсация).
Согласно п. 2 Порядка, в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, предоставление компенсации осуществляется ежемесячно территориальным органом министерства труда и социального развития Новосибирской области - отделом пособий и социальных выплат (далее - отдел) по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, по его выбору, в срок, предусмотренный Законом.
Пунктом 6 Порядка определено, что отдел пособий и социальных выплат (далее - отдел) по месту жительства гражданина, обладающего правом на льготу, первого числа каждого месяца в соответствии с заключенными с организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающими организациями, организациями, предоставляющими коммунальные услуги (далее - поставщики жилищно-коммунальных услуг), соглашениями об информационном обмене (далее - соглашения) представляет поставщикам жилищно-коммунальных услуг информацию о гражданах, имеющих право на компенсацию.
Из п. 7 Порядка следует, что поставщики жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном соглашениями, представляют в отдел не позднее 12 числа каждого месяца сведения о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, установленном соглашением об информационном обмене с центром социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, получающего компенсацию, по его выбору.
В соответствии с п. 8 Порядка, при ежемесячном представлении в отдел сведений о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданином по собственной инициативе указанные сведения представляются не позднее 12 числа месяца, следующего за расчетным.
Судебная коллегия, на основании вышепоименованных нормативных документов, приходит к выводу, что выплата стоимости твердого топлива гражданам, имеющим право на получение льгот по оплате коммунальных услуг, носит компенсационный порядок. Основанием предоставления компенсации являются сведения о понесенных гражданином расходах на приобретение твердого топлива, предоставленные как поставщиком, так и самим гражданином.
Из материалов дела и пояснений административного истца и представителей административных ответчиков, следует, что Г.С.А. в спорный период уголь и дрова не приобретала, расходов на твердое топливо не понесла. Соответственно сведения о таких расходах, их величине в отдел не поступали.
Судебная коллегия не находит оснований для возмещения Г.С.А.. расходов на приобретение и доставку твердого топлива.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции на законных основаниях отказано в удовлетворении требований административного истца.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к иному изложению установленных судом первой инстанции обстоятельств, основаны на иной оценке исследованных судом доказательств, к чему оснований не усматривается, и ошибочном понимании норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебная коллегия оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Болотнинского районного суда Новосибирской области от 07 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.С.А.
Председательствующий А.П.Кошелева
Судьи Л.А.Куранова
ФИО1