НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 26.10.2021 № 2-1667/2021

Судья: Панарин П.В.

Дело № 2-1667/2021

Докладчик: Белик Н.В.

Дело № 33-10208/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Белик Н.В.,

судей Плужникова Н.П., Братчиковой Л.Г.

при секретаре Хлебникове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 26 октября 2021 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Феоктистова С. П. на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 01 июля 2021 года, которым постановлено:

иск Феоктистова С. П. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения частично недействительным, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения Фектистова С.П., ее представителя Яцученко Т.В., представителя ГУ ОПФ РФ по НСО – Можаева С.В.,

судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Феоктистов С.П. обратился в суд с иском к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее – ОПФ) о признании решения ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее – УПФ) от 29 января 2021 года частично недействительным, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28 декабря 2020 года ФИО1 обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Решением УПФ от 29 января 2021 года № 833310/20 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию по возрасту.

ФИО1 указывает, что УПФ незаконно не применило правила суммирования стажа на соответствующих видах работ, так как к периодам работы истца по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (далее – Список 1956 года), дающим право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ответчик не присоединил периоды работы по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утв. постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 (далее – Список 1992 года), дающие право на пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

С учетом суммирования стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по возрасту по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» составлял на момент обращения в УПФ 7 лет 6 месяцев 16 дней, что является более половины от требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Поэтому право истца на досрочную пенсию подлежит определению с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы. Таким образом, право на досрочную страховую пенсию, по мнению истца, возникло у него в 57 лет (60 лет – (7 лет 6 месяцев / 2 года 6 месяцев)).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию по возрасту п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в целях соблюдения принципа правовой определенности и недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое граждане рассчитывали до введения в действие с 01.01.2002 ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях», затем с 01.01.2015 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» к периодам работы на соответствующих видах работ, имевшим место до 01.01.2002, независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично, могут применяться правила исчисления стажа на соответствующих видах работ (стажа с особыми условиями труда), предусмотренные Законом РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из системного применения положений ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» условия, предусмотренные в п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» ранее были предусмотрены в п. «б» и п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», соответственно.

Положения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшие до 01.01.2002, предусматривали, что в специальный стаж для права на пенсию по «б» статьи 12 настоящего Закона засчитывается, в том числе время выполняемых до 01.01.1992 работ с тяжелыми условиями труда, дающих право на пенсию на льготных условиях до 01.01.1992. Положения указанного Закона также предусматривали, что периоды работы, предусмотренные п. «д» ст. 12 названного Закона, могут быть присоединены к периодам работ, предусмотренным п. «б» ст. 12 этого Закона. При этом положения Закона (ст. 13), регулирующие порядок суммирования (присоединения) стажа по п. «д» ст. 12 Закона к стажу по п. «б» ст. 12 Закона, никаких ограничительных условий таких, как наличие не менее половины требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда или, что суммирование допускается, если в результате суммирования стаж на работах с тяжелыми условиями труда составляет не менее требуемого (12 лет 06 мес.) и т. п., не предусматривали. При этом в п. «б» ст. 12 Закона условия суммирования (присоединения) стажа не установлены. В п. «б» ст. 12 Закона установлены условия назначения пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.

Апеллянт, исходя из того, что периоды его работы в должности машиниста электропоезда и помощника машиниста электропоезда метрополитена по 31.12.1991 в соответствии с положениями ст. 133.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», подлежали включению в специальный стаж для права на пенсию по «б» статьи 12 настоящего Закона, а с 01.01.1992 в соответствии со Списком № 272 от 24.04.1992 в стаж по «д» статьи 12 настоящего Закона, полагает, что положения ст. 13 указанного Закона подлежали применению при разрешении настоящего спора и без каких-либо ограничительных условий.

Указывает, что в результате суммирования (присоединения) к стажу по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» стажа по п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» составит 07 лет 06 мес. 15 дней (05 лет 08 мес. 05 дней + 1 год 10 мес. 11 дней), в связи с чем, вывод суда первой инстанции, что при разрешении настоящего спора положения ст. 13 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не подлежат применению, поскольку у истца отсутствует не менее половины специального стажа по п. «б» ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях», является незаконным.

Апеллянт полагает, что с учетом имеющейся у него по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» продолжительности стажа на соответствующих видах работ 07 лет 06 мес. 15 дней, право на пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» возникло у истца достижению 57 лет (2,6 *3=7,6), т.е. на доту обращения в пенсионный орган право уже возникло.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением УПФ от 29 января 2021 года истцу отказано в назначении пенсии, так как в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев; при этом у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.); Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).

Списком от 22 августа 1956 г. N 1173 разделом «ТРАСПОРТ» предусмотрены: Машинисты и их помощники, и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов; Машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций.

Подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".

Списком от 24 апреля 1992 г. N 272 предусмотрены Машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций), Машинисты - инструкторы локомотивных бригад.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия постановлением от 11 июля 2002 года N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых пунктом 2 была предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, в том числе с тяжелыми условиями труда. Указанный акт применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пунктам 4 и 5 Правил N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2); работа и в качестве рабочих локомотивных бригад (пункт 5).

Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

Согласно пункту 3 Правил N 516 суммирование работ, предусмотренных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ с работами, предусмотренными в пункте 5 части 1 статьи Закона N 400-ФЗ применяется, только если в результате прибавления к периодам работы с тяжелыми условиями труда (пункт 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) периодов работ, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, имеется требуемый специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев. Снижение возраста при суммировании стажа не предусмотрено.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2020 года № АКПИ20-327 отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным положения пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, исходил из того, что стаж ФИО1 на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по списку 1992 года составил 7 лет 6 месяцев 15 дней, а по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по Списку 1956 года составил 5 лет 8 месяцев 15 дней. А поскольку необходимого стажа недостаточно, то основания для назначения досрочной пенсии не имеется.

Мотивируя свои выводы, суд первой инстанции также указал, что статьей 13 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось суммирование работ с различными особыми условиями труда. Так, было установлено, что трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пункте «б», присоединятся работа, указанная в пункте «д».

Согласно положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась:

«б» мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона. При этом гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

«д» мужчинам – по достижении 55 лет, женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля.

Однако положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не подлежат применению, так как у ФИО1 отсутствует не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, как того требуется согласно пункту «б» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Судебная коллегия исходит из следующего.

На момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган истцу исполнилось 57, что подтверждается как исковым заявлением истца, так и решением пенсионного органа.

Для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходим возраст для мужчин 55 лет, стаж на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

По настоявшему делу, для назначения пенсии по указанному пункту, истец имел необходимый возраст, страховой стаж, однако, период работы его с тяжелыми условиями труда, с учетом суммирования периодов по Спискам от 22 августа 1956 г. N 1173 и по Спискам от 24 апреля 1992 г. N 272 составил, как указывает сам апеллянт в апелляционной жалобе (по Спискам № 272 от 24 апреля 1992 г. он отработал всего с 01.01.1992 года по 25.02.1993 года и с 7. 03.1993 года по 8.03.1993 года, с 20,03.1993 года по 3.12.1993 года (8 мес. 14 дней), а всего 1 год 10 месяцев 11 дней, что очевидно при суммировании зачтённого и пенсионным органом по Спискам 1956 года стажа- 7 лет 06 месяцев 15 дней, что очевидно недостаточно для назначения досрочной пенсии по указанному основанию.

Как указывалось выше, для лиц, проработавших на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Однако, при рассмотрении вопроса назначения пенсии по указанному варианту, следует учитывать, что пенсионный возраст, установленный на 31 декабря 2018 года для мужчин 60 лет подлежит уменьшению, если он проработал только в тяжелых условиях труда не менее половины установленного срока(12 лет 6 месяцев), без суммирования, а поскольку истец по настоящему делу проработал в тяжелых условиях труда без суммирования только 5 лет 8 месяцев 15 дней (по Списку от 1956 года, то оснований для назначения пенсии по данному варианту также не имеется. По мнению судебной коллегии, суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в вышеуказанных нормах права, аналогичная норма предусмотрена, в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не применяется в силу прямого указания на это в подпункте 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Для назначения пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимо наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у истца имелся специальный стаж на соответствующих видах работ лишь 7 лет 6 месяцев и 15 дней, то соответственно и по указанному основанию не имеется право на льготное пенсионное обеспечение.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Действительно, согласно положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась:

«б» мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона. При этом гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

«д» мужчинам – по достижении 55 лет, женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля.

Согласно абз. 2 п. "б" ч. 1 ст. 12 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия стала назначаться с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.

При этом ст. 133.1 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" было особо предусмотрено, что время выполняемых до 01.01.1992 подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01.01.1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона.

Таким образом, с 01.01.1992 законодатель улучшил положения работников, занятых на работах в тяжелых условиях труда, предоставив им право на льготное пенсионное обеспечение при неполном специальном стаже, а также предусмотрел возможность учета при исчислении такого специального стажа периодов работы, выполняемых в тяжелых условиях до 01.01.1992.

Из буквального толкования названных норм права, по мнению судебной коллегии и ранее действующим законодательством, был предусмотрен аналогичный подход, снижения пенсионного возврата только при выполнении работы с тяжёлыми условиями труда не менее половины установленного законодателем срока, без учета суммирования, в связи с чем право у ФИО1 на пенсию по раннее действующему законодательству, также не возникло.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" (утратило силу с 11 декабря 2012 года), в соответствии с которыми в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации ими прав на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях, не подлежит применению при оценке наличии права у истица на досрочную пенсию, в контексте изложенном истцом, поскольку в данном Постановлении речь идет об исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 27 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не о возможности назначения гражданину пенсии, которая предусматривалась утратившим силу нормативным актом.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 01 июля 2021 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:/подпись/

Судьи:/подписи/

« копия верна»

Судья