НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 24.06.2021 № 2-732/2021

УИД 54RS0010-01-2020-008534-35

Судья Топчилова Н.Н. Дело: 2-732/2021

Докладчик Жегалов Е.А. Дело: 33-5756/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего судьи Жегалова Е.А.,

судей Черных С.В., Выскубовой И.А.,

при секретаре Павловой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 24 июня 2021 года гражданское дело по апелляционным жалобам Еременко Сергея Петровича, представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирска (межрайонное) – Терещенко Елены Юрьевны на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 09 марта 2021 года о частичном удовлетворении исковых требований Еременко Сергея Петровича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) о признании незаконными решений, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную пенсию.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Жегалова Е.А., объяснения лично истца Еременко С.П. и его представителя Петрова В.В., поддержавших жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

13.10.2020 Еременко С.П. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконными решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) от 05 февраля 2019 года, от 17 августа 2020 года об отказе в назначении пенсии; включить в специальный стаж истца, предусмотренный Списком № 1 и дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в должности контролера технического состояния автотранспорта в гараже г. Припять АТП ПО «Чернобыльская АЭС» (зона отчуждения) следующие периоды работы: с 05 мая 1991 года по 31 декабря 1995 года с коэффициентом 1,5 единицы; с 01 января 1996 года по 07 апреля 1997 года, и в связи с этим признать за Еременко С.П. право на льготную пенсию по достижении им <данные изъяты>-летнего возраста.

В обоснование иска указал, что в период с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1997 года он работал в должности контролера технического состояния автотранспорта в гараже г. Припять АТП ПО «Чернобыльская АЭС» (зона отчуждения).

В связи с достижением пенсионного возраста Еременко С.П. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Однако, в соответствии с решениями от 05 февраля 2019 года, от 17 августа 2020 года - истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии, на том основании, что из представленных документов не усматривается, что Еременко С.П. постоянно был занят на ремонте технологического оборудования в должностях, предусмотренных Списками № 1 от 1991 года, то есть с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1996 года в должности контролера технического состояния автотранспорта в гараже г. Припять АТП ПО «Чернобыльская АЭС».

Не согласившись с принятыми решениями, Еременко С.П. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

09.03.2021 судом первой инстанции постановлено решение: «Исковые требования Еременко Сергея Петровича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) о признании незаконными решений, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную пенсию удовлетворить частично.

Признать незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) от 05 февраля 2019 года, от 17 августа 2020 года в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы Еременко Сергея Петровича с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1997 года в должности контролера тех. состояния автотранспорта в гараже г. Припять в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пунктом 1 части 1 стать 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Включить в специальный стаж работы Еременко Сергея Петровича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1997 года в должности контролера тех. состояния автотранспорта в гараже г. Припять.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) назначить Еременко Сергею Петровичу досрочную страховую пенсию в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с 15 января 2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Еременко Сергею Петровичу отказать».

С таким решением не согласились стороны – и истец Еременко С.П., и ответчик ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирска (межрайонное) в лице представителя Терещенко Е.Ю.

В апелляционной жалобе истец Еременко С.П. просит изменить решение суда первой инстанции по делу № 2-732/2021 от 09.03.2021 в части: включить периоды работы истца с 05.05.1991 по 07.04.1997 в должности контролера техсостояния автотранспорта в гараже г. Припять АТП ПО «Чернобыльская АЭС» (Зона отчуждения) в специальный стаж, предусмотренный Списком № 1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) назначить Еременко С.П. трудовую пенсию досрочно - с даты обращения за ее назначением, то есть с 11.09.2018.

В обоснование апелляционной жалобы истца Еременко С.П. указано о неприменении законодательства, действующего в льготный период, в соответствии с которым работа истца отнесена к работе во вредных условиях по Списку №1.

Обращает внимание, что с 11.12.1991 истец являлся гражданином иностранного государства -Украины.

Полагает, что с учетом применения коэффициента 1,5 при расчете стажа лиц, работавших в зоне отчуждения, предусмотренного законодательством России и Украины, возраст выхода истца на пенсию подлежал снижению.

При рассмотрении дела не принято во внимание, что работа истца в спорный период осуществлялась в особо вредных условиях, в зоне отчуждения, была связана с обеспечением эксплуатации атомной станции, что подтверждается трудовой книжкой, уточняющей справкой, кодом льготы по Списку №1. В этой связи обращает внимание, что истец работал на самой площадке Чернобыльской АЭС (территории АЭС) после взрыва на 4 энергоблоке в условиях повышенного радиационного воздействия.

Кроме того в обоснование своей правовой позиции обращает внимание на судебную практику.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирска (межрайонное) в лице представителя Терещенко Е.Ю. просит отменить решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 09.03.2021 по делу № 2-732/2021 в части даты назначения страховой пенсии по старости Еременко С.П. и принять новое решение в этой части, не передавая дело на новое рассмотрение.

В обоснование апелляционной жалобы ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирска (межрайонное) указано об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с 15.01.2021 ввиду недостижения истцом 55 летнего возраста. Обращает внимание, что решение ответчика в указанной части судом не отменено.

Указание в решении на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, полагает, не может быть принято во внимание, поскольку он связан с иными фактическими обстоятельствами. В рассматриваемом же случае истец не был лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о назначении пенсии в январе 2021 года, что свидетельствует об отсутствии нарушения его прав и законных интересов.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и, согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, разрешив вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе большинством голосов, согласно ст. 15 ГПК РФ, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,

11 сентября 2018 года Еременко С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФР РФ в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

05 февраля 2019 года государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) принято решение , в соответствии с которым истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 14-18).

На тот период ст. 31 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гласила, что гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсионное обеспечение устанавливается на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Работа (служба) указанных граждан приравнивается к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ).

Из указанного решения пенсионного органа следует, что период работы Еременко С.П. с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1997 года не был включен в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, по тем мотивам, что из представленных документов не усматривалось, что заявитель постоянно был занят на ремонте технологического оборудования в должностях, предусмотренных Списками № 1 от 1991 года (л.д. 18).

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" буквально гласит: СПИСОК N 1 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ, НА РАБОТАХ С ОСОБО ВРЕДНЫМИ И ОСОБО ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ (в ред. Постановлений Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 N 591, от 23.07.1991 N 497; Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517)…

12406000 6. Работа на промышленных атомных реакторах, на

атомных электростанциях и атомных станциях

теплоснабжения

12406000-17541 Рабочие, специалисты и руководители, постоянно

занятые на эксплуатации, ремонте и наладке

технологического оборудования, вентиляции,

систем управления, приборов технологического и

радиационного контроля, на работах по выводу из

эксплуатации атомных

12406000-17541 реакторов различного назначения и атомных

станций в условиях радиационной вредности

07 августа 2020 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

17 августа 2020 года, по результатам рассмотрения заявления Еременко С.П. от 07 августа 2020 года ответчиком вновь было принято решение , в соответствии с которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ - в связи с несоблюдением условий для назначения пенсии: отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Также Еременко С.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 31 Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - в связи с отсутствием документального подтверждения периода работы в зоне отчуждения (л.д. 20-24).

Так истцу не был включен период работы с 05 мая 1991. года по 07 апреля 1997 года (05 лет 11 месяцев 03 дня) в должности контролера технического состояния автотранспорта в гараже г. Припять, поскольку сведения в трудовой книжке о профессии и месте работы не позволяли соотнести работу Еременко С.П. с работой, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Отказывая во включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, ответчик указал, что Еременко С.П. не являлся штатным работником Чернобыльской АЭС и не принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что могло бы служить косвенным доказательством его работы в зоне отчуждения. Рабочее место заявителя (автотранспортный гараж) не позволяет сделать вывод о работе Еременко С.П. в зоне отчуждения; а в справках о заработной плате отсутствуют сведения о выплате заработной платы в повышенном размере за работу в зоне отчуждения. Акт результата сверки сведений, представленных для исчисления пенсии с первичными документами от 28 ноября 2018 года не содержит необходимой правовой информации (л.д. 24).

Таким образом, согласно решению ГУ УПФР в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) от 17 августа 2020 года:

специальный стаж Еременко С.П. составил 00 лет 00 месяцев 00 дней;

страховой стаж составил 31 год 09 месяцев 05 дней;

индивидуальный пенсионный коэффициент 69,143 (л.д. 24).

Разрешая спор и постанавливая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом того обстоятельства, что в спорный период Еременко С.П. работал в зоне отчуждения, при этом имеющийся у истца специальный стаж в размере 05 лет 11 месяцев и 03 дней позволяет назначить досрочную страховую пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, а также принимая во внимание факт достижения Еременко С.П. в период рассмотрения настоящего дела установленного 55-летнего возраста, учитывая первостепенность задачи судопроизводства по защите прав граждан, в целях минимизации сроков и оптимизации средств, направленных на защиту конституционных прав и гарантий, суд признал право Еременко С.П. на назначение ему досрочной страховой пенсии с 15 января 2021 года.

При этом суд исходил из того, что из представленной в материалы дела трудовой книжки серии <данные изъяты> следует, что Еременко С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1997 года (05 лет 11 месяцев 03 дня) - работал в должности контролера технического состояния автотранспорта в гараже г. Припять Украина (л.д. 37-43).

Суд посчитал, что, поскольку в настоящее время Еременко С.П. является гражданином Российской Федерации (л.д. 8, 9) и проживает на ее территории, следовательно, реализация истцом принадлежащих ему пенсионных прав производится по законодательству Российской Федерации.

Учитывая, что в спорный период Еременко С.П. работал в г. Припять (Украина), а также принимая во внимание, что в соответствии с регистрационной картой истец отнесен к лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 60-62), суд посчитал подлежащими применению по делу положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции на момент обращения - 05 февраля 2019 года), который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (далее Закон Российской Федерации № 1244-1).

Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации № 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Учитывая, что согласно общедоступным географическим данным город Припять расположен на расстоянии не более 3 км от Чернобыльской АЭС, а также принимая во внимание представленную истцом трудовую книжку, в которой содержится указание на расположение места его работы в г. Припяти, суд пришел к выводу, что в спорный период Еременко С.П. работал в г. Припяти в зоне отчуждения.

Данные выводы подтверждаются также Постановлением кабинета министров Украины от 23 июля 1991 года № 106 «Об организации выполнения постановлений Верховной Рады Украинской ССР о порядке введения в действие законов Украинской ССР «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивной загрязненности вследствие Чернобыльской катастрофы», согласно которому г. Припять Чернобыльского района Киевской области отнесен к зоне отчуждения.

Также суд учитывал и то, что фактически гараж (г. Припять) являлся структурным подразделением Чернобыльской АЭС.

Указанный вывод суда основан на том, что из представленной копии трудовой книжки Еременко С.П. следует, что после окончания учебы в Харьковском автотранспортном техникуме им. С. Орджоникидзе Минатомэнерго СССР Производственное объединение «Комбинат» предприятие автомобильного транспорта, и истец 05 июля 1988 года был принят на работу автослесарем третьего разряда в гараж г. Славутич.

05 октября 1988 года Еременко С.П. переведен в многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства автослесарем третьего разряда.

23 января 1989 года истец переведен механиком автоколонны .

25 мая 1989 года - переведен контролером тех. состояния автотранспорта.

Далее, согласно записи в трудовой книжке от 01 апреля 1990 года транспортный цех МПКХ (многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства) по распоряжению вышестоящей организации реорганизован в автотранспортное предприятие ПО «Чернобыльская АЭС».

05 мая 1991 года Еременко С.П. был переведен в гараж г. Припять на должность контролера техсостояния автотранспорта.

07 апреля 1997 года истец уволен с занимаемой должности по статье 38 КЗоТ Украины - по собственному желанию, в связи с переменой места жительства.

Имеющиеся в распоряжении суда справки о заработной плате Еременко С.П., выданные бухгалтерией государственного специализированного предприятия «Чернобыльская АЭС» (л.д. 30-36), в совокупности с изложенными обстоятельствами, привели суд первой инстанции также позволяют сделать вывод о том, что в спорный период истец являлся работником «структурного подразделения» именно Чернобыльской АЭС.

Судебная коллегия соглашается с такими суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" – в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализаций.

Данный документ подписан государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» от 22 июня 2004 года № 99р.

В соответствии с пунктом 5 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р - для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно правилам ст. 31, Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 26.05.2021) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" – о пенсионном обеспечении граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ) - гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсионное обеспечение устанавливается на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Работа (служба) указанных граждан приравнивается к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ).

В пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона указаны граждане, занятые на работах в зоне отчуждения (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначалась при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначалась при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Указанные положения закона и представленные доказательства позволяют сделать вывод о том, что спорный период с 05 мая 1991 года по 07 апреля 1997 года - работы Еременко С.П. в гараже в г. Припять -подлежит включению в специальный стаж работы именно как период работы в зоне отчуждения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ в изложенном в нем случае, когда указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, от чего страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Поскольку спорный стаж Еременко С.П. составляет 05 лет 11 месяцев 03 дня, при этом снижение возраста пропорционально отработанному стажу в части «неполных» лет законом не предусмотрено, следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии наступает у истца по достижении 55-летнего возраста.

Принимая во внимание, что на момент вынесения ответчиком как пенсионным органом решений от 05 февраля 2019 года и 17 августа 2020 года - Еременко С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имел возраст, соответственно, <данные изъяты> и <данные изъяты> года, и <данные изъяты> лет еще не достиг, следовательно, нет законных оснований для признания незаконными названных решений об отказе ему в назначении пенсии.

Возраста <данные изъяты> лет истец достиг ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно правилам п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" в ответе на вопрос 29 - рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Изложенное дает законные основания для назначению истцу Еременко Сергею Петровичу досрочной страховой пенсию в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» - с 15 января 2021 года, когда он достиг 55 лет, что и сделал суд первой инстанции своими решением.

При названных нормах закона и установленных выше обстоятельствах – дело разрешено судом правильно, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет - по тем мотивам, что они основаны на неправильном толковании норм процессуального и материального права, противоречат правильно установленным судом обстоятельствам дела, были предметом подробной оценки в решении суда первой инстанции, а оснований для иных выводов не имеется.

Так отклоняет судебная коллегия доводы апелляционной жалобы истца о неприменении законодательства, действующего в льготный период, в соответствии с которым работа истца отнесена к работе во вредных условиях по Списку , при том обстоятельстве, что с 11.12.1991 истец являлся гражданином Украины.

Эти доводы отклоняются по тем мотивам, что по Соглашению о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года) - в соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Отклоняет судебная коллегия и доводы апелляционной жалобы истца о том, что с учетом применения коэффициента 1,5 при расчете стажа лиц, работавших в зоне отчуждения, предусмотренного законодательством России и Украины, возраст выхода истца на пенсию подлежал снижению, а при рассмотрении дела не принято во внимание, что работа истца в спорный период осуществлялась в особо вредных условиях, в зоне отчуждения, была связана с обеспечением эксплуатации атомной станции, что подтверждается трудовой книжкой, уточняющей справкой, кодом льготы по Списку №1. Истец работал на самой площадке Чернобыльской АЭС (территории АЭС) после взрыва на 4 энергоблоке в условиях повышенного радиационного воздействия.

Эти доводы отклоняются по тем мотивам, что в иске к основаниям назначения пенсии был заявлен спорный период работы истца с 05 мая 1991 года по 31 декабря 1995 года в должности контролера технического состояния автотранспорта в гараже г. Припять АТП ПО «Чернобыльская АЭС» (зона отчуждения).

Эта должность не соответствовала буквальному содержанию Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", где в Списке №1 было предусмотрено:

12406000 6. Работа на промышленных атомных реакторах, на

атомных электростанциях и атомных станциях

теплоснабжения

12406000-17541 Рабочие, специалисты и руководители, постоянно

занятые на эксплуатации, ремонте и наладке

технологического оборудования, вентиляции,

систем управления, приборов технологического и

радиационного контроля, на работах по выводу из

эксплуатации атомных

12406000-17541 реакторов различного назначения и атомных

станций в условиях радиационной вредности

Истец же не представил доказательств своей постоянной занятости в спорный период на эксплуатации, ремонте и наладке технологического оборудования, вентиляции, систем управления, приборов технологического и радиационного контроля, на работах по выводу из эксплуатации атомных реакторов и атомных станций.

Пенсия истцу подлежит назначению по признаку - занятости на работах в зоне отчуждения - пункте 5 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 26.05.2021) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Этому доводу уже была дана исчерпывающая правильная оценка.

Так, суд первой инстанции правильно указал в решении, что признает несостоятельным довод истца о том, что период работы с 05 мая 1991 года по 31 декабря 1995 года подлежит включению в специальный стаж с повышенным коэффициентом как: один год работы засчитывается в трудовой стаж в полуторном размере на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1987 г. N 1497-378.

Так, согласно подпункту «а» пункта 4 указанного постановления, время работы работников, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС в 1988-1990 годы и последствий аварии в зоне отселения, засчитываются в трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию в полуторном размере.

Так, обосновывая применение указанного пункта в отношении истца, Еременко С.П. ссылается на Постановление Совета министров СССР от 12 ноября 1990 года № 1136 о продлении на 1991-1995 годы действия указанного Постановления ЦК КПСС.

Между тем, данный довод истца основывается на неверном применении норм материального права. Так, само по себе продление указанного Постановления не изменяет содержания подпункта «а» пункта 4, согласно которому установлен конкретный период, который подлежит зачислению в стаж в полуторном размере (1988-1990 годы).

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении указанного периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд учитывает, что указанное Постановление ЦК КПСС регламентирует только работу лиц, непосредственно занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения.

Однако, довод истца о возникновении у него права, в том числе на основании Списка № 1 от 26 января 1991 года в связи с работой во вредных условиях, суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании законодательства и оценке фактических обстоятельств.

При определении перечня работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений действительно в данном случае следует руководствоваться российским законодательством, поскольку согласно пункту 5 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Согласно позиции стороны истца работа Еременко С.П. в спорный период соответствует коду 12406000-17541 подраздела 6 «Работа на промышленных атомных реакторах, на атомных электростанциях и атомных станциях теплоснабжения» раздела XXIV «Атомные энергетика и промышленность» Списка № 1, а именно: рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые на эксплуатации, ремонте и наладке технологического оборудования, вентиляции, систем управления, приборов технологического и радиационного контроля, на работах по выводу из эксплуатации атомных реакторов различного назначения и атомных станций в условиях радиационной вредности.

Однако, содержащееся в уточняющей справке указание на то, что Еременко С.П. выполнял работу в качестве рабочего, занятого на ремонте технологического оборудования (автотранспорта), при этом транспорт гаража был частью технологического оборудования Чернобыльской АЭС - суд во внимание не принимает, поскольку полагает, что термин «технологическое оборудование» в данном случае использовано в более широком понимании, нежели это нормативно установлено.

Так, согласно ГОСТ 3.1109-82 «Межгосударственный стандарт. Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 30 июля 1982 года № 2988) технологическое оборудование - это средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическая оснастка. Согласно примечанию примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды и так далее.

Таким образом, в установленном значении автотранспорт Чернобыльской АЭС нельзя признать частью ее технологического оборудования, а, следовательно, оснований для признания спорного периода работы истца в качестве работы во вредных условиях не имеется.

Отклоняет судебная коллегия и доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с 15.01.2021 ввиду не достижения истцом 55 летнего возраста и тем, что истец не был лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о назначении пенсии в январе 2021 года, что свидетельствует об отсутствии нарушения его прав и законных интересов.

Эти доводы отклоняются по тем мотивам, что решение суда соответствует правилам п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях", где сказано, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Иные доводы апелляционных жалоб отклоняются судебной коллегией по тем мотивам, что они не образуют обстоятельств в силу закона влекущих отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.

Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалоб сторон не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 09 марта 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Еременко Сергея Петровича оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирска (межрайонное) – Терещенко Елены Юрьевны оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: