Судья: Певина Е.А. Дело № 33-10144/2018
Докладчик: Братчикова Л.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.,
судей Братчиковой Л.Г., Галаевой Л.Н.
при секретарях Шпигальской В.С., Левицкой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 23 октября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 09 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя администрации <адрес>Терсковой Я.А., истцов Фогель О.Г., Фогеля А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Фогель О.Г., Фогель А.В. обратились в суд с иском к Управлению земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что Фогель О.Г. является многодетной матерью, поскольку имеет четырех детей. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка, как многодетной семье. Их семье присвоили №. За 4 года земельные участки получили 1 293 семьи, в связи с чем, в 2015 году перед истцами оставалось 53 семьи. Однако по состоянию на сегодняшний день земельный участок истцам так и не предоставлен.
Истцы просили обязать ответчика предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье.
Определением суда по ходатайству истца ненадлежащий ответчик Управление земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области заменен на надлежащего ответчика - администрацию Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 09 июля 2018 года администрация Новосибирского района Новосибирской области обязана предоставить Фогель О.Г., Фогелю А.В. земельный участок для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье.
С данным решением администрация Новосибирского района Новосибирской области не согласна, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что предоставление земельного участка заявителю осуществляется в порядке очередности, определяемой датой и временем регистрации заявления. Суд не учел, что с вступлением в силу Закона Новосибирской области от 24.11.2016 г. № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» с 01.01.2017 г. ведется сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в электронной форме, где постоянный учетный номер истцов 4622.
Отмечает, что наличие у истцов соответствующего права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по их требованию земельный участок, в нарушение соответствующего порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно. Судом не учтено, что перед истцами имеются граждане, включенные в Реестр заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, которым до настоящего времени земельные участки не предоставлены.
Суд пришел к ошибочному выводу о том, что очередь истцов на получение земельного участка должна была наступить, не принял во внимание, что отследить продвижение очереди возможно только посредством направления запросов в администрацию Новосибирского района, отследить продвижение очереди в автоматическом режиме в настоящее время не представляется возможным. Информация была предоставлена лишь в отношении предоставленных участков гражданам, имеющих трех и более детей, то есть без учета граждан, также имеющих первоочередное право на предоставление земельного участка (инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы).
Указания на то, что сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, не содержит даты и подписи, несостоятельны, поскольку представленный в материалы дела сводный реестр пронумерован, сшит, заверен начальником управления имущественных и земельных отношений администрации Новосибирского района.
Вопреки выводам суда, очередность истцов на получение земельного участка еще не наступила, решение об удовлетворении исковых требований повлекло нарушение прав других лиц. Данная правовая позиция подтверждена судебной практикой.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Фогель О.Г. и Фогель А.В. являются родителями четверых детей: Фогель Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фогеля Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фогель В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фогель В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГФогель А.В. поставлен на учет на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в реестре заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель государственная собственность на которые, не разграничена. Ему присвоен учетный №.
Из письма администрации Новосибирского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства оповещены граждане, занесенные в реестр до номера 328.
Из письма администрации Новосибирского района Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства оповещены граждане, занесенные в реестр до номера 935 и подавшие заявление до ДД.ММ.ГГГГ Аналогичная информация изложена ответчиком в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 7 Конституции РФ; п.п. 1 п. 1 ст. 39.1 и п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, а также ст. 15.2 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, пришел к выводу, что администрация надлежащим образом не исполнила свои обязательства перед истцами о бесплатном предоставлении им в собственность как гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка на территории выбранного ими муниципального района Новосибирской области, ее доводы о том, что очередь истцов на получение земельного участка под ИЖС еще не наступила, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Мотивируя свои выводы, суд указал, что анализ представленного ответчиком в адрес истцов ответа от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что по состоянию на указанную дату земельные участки под ИЖС были предоставлены 935 гражданам, подавшим заявления до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, исходя из расчета: 1 346 (присвоенный истцам учетный номер в очереди) минус 934 (количество граждан соответствующей категории, которым предоставлены земельные участки под ИЖС), впереди истцов в очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стояло 412 семей. В то время как из анализа представленного ответчиком суду сводного списка следует, что очередь истцов, как многодетной семьи, для предоставления земельного участка под ИЖС, составляет 4622. Следовательно, поскольку в данной очереди из категории граждан, имеющих трех и более детей, состоят граждане, подавшие заявление с ДД.ММ.ГГГГ с номером очереди 3347, количество семей, состоящих в очереди перед истцами составляет 1275, что противоречит ранее представленной ответчиком информации. При этом, учитывая, что сводный список не содержит даты его формирования и подписи лица, ответственного за его ведение, он не может являться допустимым доказательством по делу.
Принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено каких-либо убедительных пояснений в подтверждение того обстоятельства, что очередь истцов на получение земельного участка под ИЖС еще не наступила, тем самым не устранены противоречия относительно номера учетной очереди истцов, при этом сведений о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время земельные участки под ИЖС были предоставлены менее, чем 412 семьям, имеющим трех и более детей, в материалах дела не содержится и ответчиком не представлено, хотя суд предлагал ответчику представить таковые (определение от ДД.ММ.ГГГГ), предъявленный иск подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 этого же кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15.2 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства, осуществляется в первоочередном порядке, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением, городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Новосибирской области.
В целях упорядочения процесса бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, Правительством Новосибирской области было принято Постановление от 22.11.2011 № 495-п «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена".
Пунктами 7, 8, 9 Порядка было установлено, что заявления о предоставлении земельных участков принимаются и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с утвержденными правилами по делопроизводству. По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: о постановке на учет гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность; об отказе в постановке на учет. В направляемом заявителю письме уполномоченного органа о постановке на учет указывается учетный номер в ведущемся этим уполномоченным органом реестре учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков и сообщается о возможности предоставления земельного участка. Согласно п. 12 Порядка, предоставление земельных участков осуществляется на основании решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении земельного участка не позднее трех месяцев со дня их постановки на кадастровый учет. При этом сформированные земельные участки предоставляются заявителям в порядке очередности регистрации в реестре учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков.
01.01.2017 г. вступил в законную силу Закон Новосибирской области от 05.12.2016 года № 112-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области", на основании которого Закон № 108-ОЗ и Порядок № 495-п признаны утратившими силу (ст. 12 Закона).
Процедура предоставления земельных участков льготным категориям граждан была изменена.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона 112-ОЗ, учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес> или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно (далее - учет), осуществляется различными органами:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, - областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области (далее - областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения);
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, - исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новосибирской области.
Учет осуществляется органами учета путем ведения сводного реестра. Ведение сводного реестра осуществляется в порядке, установленном Правительством Новосибирской области. Постановка на учет осуществляется на основании представленного гражданином заявления в соответствующий орган, осуществляющий учет либо через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг (п. 2, 3 ст. 6 Закона 112-ОЗ).
В соответствии с пп. 1 п. 11 ст. 6 Закона 112-ОЗ, право граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно сохраняется в случаях: не предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет и не получившим земельный участок до достижения детьми возраста 18 лет.
Порядок ведения сводного реестра граждан состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, установлена постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 г. №271-п.
Действительно, разрешая настоящий спор, районный суд, с учетом вышеприведенных норм права, обоснованно исходил из того, что истцы имеют право на предоставление в собственность земельного участка для ИЖС однократно и бесплатно, поскольку в предусмотренном законом порядке, как многодетная семья, поставлены на соответствующую очередь и ранее данное право не реализовали. Кроме того, данное право истцов и членов их семьи администрацией не оспаривается.
Между тем суд не учел, что любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике, оставил без внимания, что наличие у истцов права на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома само по себе не означает обязанность соответствующего органа предоставить земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры.
Следует отметить, что предоставление земельного участка истцам должно осуществляется в порядке очередности, определяемой датой и временем регистрации их заявления, учитывая, что доказательств того, что они имеют внеочередное право на предоставление земельного участка, материалы дела не содержат. Кроме того, с вступлением в силу Закона Новосибирской области от 24.11.2016 г. № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» с 01.01.2017 г. ведется сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в электронной форме, где постоянный учетный номер истцов 4622. Оснований ставить под сомнение представленный ответчиком сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, судебная коллегия, вопреки выводам суда, не находит, поскольку он ведется администрацией в электронном виде и истцами не оспорен.
Также следует отметить, что присвоенный истцам при подаче заявления учетный номер 1346 (в сводном списке 4622) в зависимости от предоставления земельных участков гражданам с ранее присвоенным номером очереди не изменяется, а остается прежним. Данная очередь становится ближе к предоставлению посредством предоставления земельных участков гражданам, ранее вставшим на учет, с учетом граждан, имеющих первоочередное право на предоставление земельного участка и занесенных в сводный реестр.
Разрешая спор, суд, по мнению судебной коллегии, пришел к ошибочному выводу о том, что по состоянию на 23.06.2015 земельные участки под ИЖС были предоставлены 935 гражданам, подавшим заявления до 18.06.2012, в связи с чем, впереди истцов в очереди по состоянию на 23.06.2015 стояло 412 семей.
Из буквального толкования письма администрации Новосибирского района Новосибирской области от 23.06.2015 следует, что граждане, занесенные в реестр до номера 935 и подавшие заявление до 18.06.2012, были лишь оповещены администрацией о предоставлении земельных участков, то есть о возможности их получения в собственность при даче заявителями согласия; конкретного количества семей, стоящих в очереди перед истцами, в данном письме не указано.
При этом из пояснений ответчика следует, что отследить продвижение очереди истцов возможно только посредством направления запросов в администрацию Новосибирского района, отслеживание продвижения их очереди в автоматическом режиме в настоящее время не представляется возможным.
Кроме того, данная информация была предоставлена ответчиком лишь в отношении граждан, имеющих трех и более детей, то есть без учета граждан, также имеющих первоочередное право на предоставление земельного участка (инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы).
Поскольку доказательств того, что граждане, занесенные в реестр до номера 935 и подавшие заявление до 18.06.2012, реализовали право на получение земельных участков в собственность, в материалах дела не имеется. Выводы суда о том, что перед истцами не имеется граждан, включенных в реестр заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, которым до настоящего времени не предоставлены земельные участки, как следствие, выводы о том, что очередь истцов на получение земельного участка должна была наступить, не обоснованы.
Вопреки выводам суда, данные граждане не могут быть признаны исключенными из соответствующей очереди, учитывая, что право граждан, имеющих трех и более детей, принятых на учет и не получивших земельный участок сохраняется за ними до достижения детьми возраста 18 лет. /пп. 1 п. 11 ст. 6 Закона 112-ОЗ/.
Согласно названному постановлению Правительства Новосибирской области №271-п, заявители, отказавшиеся от предложенного земельного участка, не выразившие согласия на предложенный земельный участок сохраняют свое место в очереди на предоставление земельного участка.
Таким образом, выводы суда об обязанности ответчика предоставить истцам в собственность земельный участок, без соблюдения утвержденного порядка предоставления земель льготным категориям граждан, не основаны на законе, удовлетворение данных требований истцов повлечет нарушение прав и законных интересов других лиц, которые приняты на учет и стоят в очереди на получение в собственность земельного участка ранее них, что является недопустимым. Как уже было указано выше, предоставление земельных участков осуществляется в той хронологической последовательности, в какой поступили заявления граждан.
Доказательства того, что в настоящее время обеспечены земельными участками многодетные семьи, обратившиеся с заявлениями ранее, чем истцы, установленная очередность предоставления земельных участков была нарушена, что привело к ущемлению прав и законных интересов истцов, не представлены и суду апелляционной инстанции. Равным образом не представлены и доказательства того, что истцам предоставлены какие-либо преимущества в реализации льгот перед другими гражданами этой же категории, состоящими на учете граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика, никакого приоритета между гражданами этой категории не устанавливается, земельные участки предоставляются гражданам исключительно в зависимости от даты и времени регистрации соответствующих заявлений. Выводы суда, основанные на арифметических действиях, без учета положения постановления Правительства о реестровом номере, который является неизменным и формируется в хронологическом порядке поступления заявлений, а номер 4622 присвоен для фактического учета льготников, а также наличия граждан, относящихся к категории лиц, имеющих трех детей, подавших заявления ранее истцов, нельзя признать правильным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, поскольку оно постановлено при неправильном применении норм материального права, а также с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Поскольку, вопреки выводам суда, оснований полагать, что очередность истцов на получение земельного участка наступила, не имеется, при этом решение об удовлетворении исковых требований влечет нарушение прав других лиц, в удовлетворении предъявленного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 09 июля 2018 года по иску Фогель Ольги Геннадьевны, Фогеля Андрея Вячеславовича к администрации Новосибирского района Новосибирской области об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, как многодетной семье, отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать.
Апелляционную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: