НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 23.06.2020 № 2А-125/20

Судья Свирина А.А. № 2а-125/2020

Докладчик Разуваева А.Л. № 33а-4562/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 23 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.

судей Разуваевой А.Л., Кошелевой А.П.

при секретаре Левицкой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 23 января 2020 г., которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Новосибирска к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска о признании бездействия незаконным, обязании проведения работ по благоустройству дорог.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения прокурора Снаккарс А.Н.,изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Первомайского района г. Новосибирска обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска о признании бездействия незаконным, обязании проведения работ по благоустройству дорог, в котором просил: признать бездействие департамента транспорта и дорожно - благоустроителыюго комплекса мэрии города Новосибирска незаконным; обязать департамент транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска:

- установить у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> ограничивающее ограждение перильного типа;

- установить у муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска <данные изъяты> расположенного по адресу; <адрес> ограничивающее ограждение перильного типа, светофор Т.7.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Первомайского района г. Новосибирска проведена проверка по обращению начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Новосибирску о нарушениях законодательства о безопасности дорожного движения.

По информации от 09 июля 2019 г. № 57/6-3291 поступившей из отдела ГИБДД УМВД России по городу Новосибирску, в ходе обследования улично-дорожной сети выявлены недостатки по ее содержанию вблизи детских образовательных организаций.

25 марта 2019 г. сотрудниками ОГИБДД департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска выдано предписание ПП-5 об обустройстве пешеходного перехода у МКДОУ <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> пешеходным ограждением перильного типа.

За неисполнение предписания в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 24 июня 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За недостатки в обустройстве улично-дорожной сети вблизи учебного заведения, расположенного: по <адрес> департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска выдано предписание П-252, за неисполнение предписания составлен протокол по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате проведенной 31 октября 2019 г. прокуратурой района с привлечением сотрудника ОГИБДД проверки устранения нарушений, установлено следующее:

- у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> отсутствует ограничивающее ограждение перильного типа;

- у МКДОУ <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> отсутствует ограничивающее ограждение перильного типа. Отсутствует светофор Т.7.

Решением городского Совета Новосибирска № 654 от 27 июля 2007 г. «Об утверждении Положения о департаменте транспорта и дорожноблагоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска» утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, который является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии г. Новосибирска.

Неудовлетворительное состояние дорог (в частности несоблюдение установленных ГОСТов) отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.

Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В связи, с чем прокурор и обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 23 января 2020 г. административное исковое заявление прокурора Первомайского района г. Новосибирска удовлетворено.

С решением суда не согласился департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Первомайского районного суда г. Новосибирска от 23 января 2020 г. и принятии нового об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом при вынесении оспариваемого решения не исследован вопрос о том, включены ли дороги по ул. Ученическая и ул. Марата в Перечень территорий Первомайского района г. Новосибирска, содержание которых осуществляет администрация Первомайского района г. Новосибирска. Согласно Порядку (утв. Постановлением мэрии г. Новосибирска от 28 августа 2018 г. № 3035 «О порядке содержания автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска») департамент осуществляет содержание автомобильных дорог IB и II категорий и автомобильных дорог иных категорий. Улица Ученическая и улица Марата являются дорогами III категории и по ним не проходят маршруты регулярных перевозок, их содержание осуществляется администрацией Первомайского района, согласно указанному Порядку.

Кроме этого указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, департамент является ненадлежащим ответчиком по делу. Предметом исковых требований указано именно устранение нарушений содержания дорог, однако департамент, как структурное подразделение мэрии г. Новосибирска, исполняет управленческие функции и реализует полномочия органа местного самоуправления, являясь главным распорядителем средств бюджета города в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Таким образом, содержание спорных участков по ул. Ученическая и ул. Марата не отнесено к полномочиям департамента, и он не в праве направлять денежные средства из бюджета г. Новосибирска на их содержание.

Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу пунктов 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Судом первой инстанции установлено, что по информации от 09 июля 2019 г. № 57/6-3291 поступившей из отдела ГИБДД УМВД России по городу Новосибирску, в ходе обследования улично-дорожной сети выявлены недостатки по ее содержанию вблизи детских образовательных организаций.

25 марта 2019 г. сотрудниками ОГИБДД департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска выдано предписание ПП-5 об обустройстве пешеходного перехода у МКДОУ <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> пешеходным ограждением перильного типа.

За неисполнение предписания в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 24 июня 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении по части 27 статьи 19.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

За недостатки в обустройстве улично-дорожной сети вблизи учебного заведения, расположенного: по <адрес> департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска выдано предписание П-252, за неисполнение предписания составлен протокол по части 27 статьи 19.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В результате проведенной 31 октября 2019 г. прокуратурой района с привлечением сотрудника ОГИБДД проверки устранения нарушений, установлено следующее:

- у МБОУ г. Новосибирска <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> отсутствует ограничивающее ограждение перильного типа;

- у МКДОУ <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> отсутствует ограничивающее ограждение перильного типа. Отсутствует светофор Т.7.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1,6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу пункта 5 части 4 статьи 42 Устава города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616) (ред. от 12.02.2020), в целях решения вопросов местного значения мэрия города Новосибирска обладает следующими полномочиями в области градостроительной деятельности, строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения города Новосибирска: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организацию дорожного движения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения «О департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска», утвержденного Решеним городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 654 (ред. от 04.12.2019) "О департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы обязанность по финансированию содержания и ремонту указанных автомобильных дорог возложена на мэрию г. Новосибирска в лице департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, который должен должным образом организовать работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м.

Ограничивающие пешеходные ограждения применяют перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.

Согласно пункту 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004 светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.

При таких обстоятельствах, поскольку имеют место нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, при этом обязанность по содержанию дорог местного значения в силу закона возложена на административного ответчика, судом первой инстанции правомерно принято решение об удовлетворении административного иска об обязании департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска <данные изъяты> расположенного по адресу: г. <адрес> ограничивающее ограждение перильного типа; установить у муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> ограничивающее ограждение перильного типа, светофор Т.7.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения пункта 2.1 Порядка содержания автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска о принадлежности ул. Учительская, ул. Марата к дорогам III категории и обязанности их содержания администрацией района, подлежат отклонению, поскольку ни в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства административным ответчиком не представлено.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой отмену правильного по существу решения суда первой инстанции, при апелляционном рассмотрении дела не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска – без удовлетворения.

Председательствующий Т.А. Рытикова

Судьи А.Л. Разуваева

А.П. Кошелева