УИД 54RS0007-01-2019-006536-61
Судья Барейша И.В. №2-2870/2020
Докладчик Рукавишников Е.А. №33-2685/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рукавишникова Е.А.,
судей Белик Н.В., Власкиной Е.С.,
при секретаре Ведерниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 23.03.2021 гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, освобождении от обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 15.09.2020.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Рукавишникова Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, освобождении от обязанности произвести перерасчет.
В обоснование исковых требований указано, что истцы являются собственниками (общая долевая собственность) <адрес>, расположенной в блок-секции в многоквартирном многосекционном доме по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области с августа 2014 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области № 262п от 06.09.2016 у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.
Указанное Постановление Правительства Новосибирской области распространяет свое действие на многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию после 27.11.2013 (даты утверждения региональной программы) и были включены в региональную программу в порядке актуализации после 30.06.2015.
Многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013.
Истцы являются собственниками квартиры, расположенной в блок-секции №, введенной эксплуатацию только 31.08.2017. Право собственности, как и обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственников ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводился в эксплуатацию посекционно, что подтверждается разрешением на ввод объекта «Блок-секции № 3,4,5 жилого дома с автостоянкой - V этап строительства жилых домов со встроенными помещениями административного назначения, подземной автостоянки, трансформаторной станции и центрального теплового пункта» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями и Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ при первичной государственной регистрации права собственности за АО «Желдорипотека».
Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, может возникнуть только по истечении 5 лет после возникновения права собственности на квартиру, поскольку ДД.ММ.ГГГГ, когда жилой дом по <адрес> был включен в региональную программу, секция № 3 указанного дома не была построена и сдана в эксплуатацию.
В ноябре 2018 года ответчиком в адрес истцов было направлено письмо с требованием погасить долг, возникший из-за неуплаты взносов в Фонд капитального ремонта. На октябрь 2019 года истцами оплачено 1807,27 руб.
С ноября 2018 года в адрес истцов поступали письма-квитанции об оплате задолженности, что причиняло им нравственные и душевные страдания.
На основании вышеизложенного истцы просят суд признать незаконными начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № дома, расположенного по адресу: <адрес> до истечения 5 лет, обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по лицевому счету №, которая на декабрь 2019 года составляет 13 896,65 руб.; взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области сумму оплаченных ранее взносов за капитальный ремонт в размере 1 807,27 руб., судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 15.09.2020 исковые требования ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома, освобождении от обязанности произвести перерасчет, удовлетворены частично.
Признаны незаконными начисления Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции №3 жилого дома по адресу: <адрес> до истечения пяти лет.
Возложена обязанность на Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести перерасчет задолженности по лицевому счету №, которая на декабрь 2019 года составляла с учетом пени 13 896, 65 руб.
Взыскана с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу ФИО1, ФИО2 солидарно сумма ранее оплаченных взносов в общем размере 1807,27 руб.
Взысканы с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласился Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что для получения пятилетней отсрочки начисления взносов многоквартирный дом должен соответствовать двум условиям: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после 27.11.2013 и включен в региональную программу в порядке ее актуализации после 30.06.2015. Отсрочка наступления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт предоставляется собственникам помещения в новых многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после 27.11.2013. Все остальные многоквартирные дома, не подпадающие под указанные критерии, формируют фонд капитального ремонта без отсрочки на 5 лет.
Указывает, что Фонд модернизации ЖКХ является исполнителем Региональной программы, в связи с этим правовые основания для не производства начислений у Фонда отсутствуют. Следовательно, без признания Региональной программы незаконной в части включения многоквартирного дома в Региональную программу как единого целого, без разделения на блок-секции, суд не могу признать начисления, производимые Фондом незаконными.
Поскольку законодательством не определен особый порядок включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям, Фонд считает, что в отношении собственников помещений в таких домах, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса многоквартирного дома, обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента ввода блок-секции в эксплуатацию. Согласно решения на ввод в эксплуатацию и имеющийся информации у Фонда блок-секции №3 по адресу: <адрес> была введена в эксплуатацию 31.08.2017. На основании изложенного у суда не имелось правовых основания предоставлять истцам, как собственникам помещения, относящегося к блок-секции №3 по адресу: <адрес> отсрочку по оплате взносов на капитальный ремонт.
Отмечает, что в нарушение требования ст. 56 ГПК РФ сторона истца не доказала факт независимости блок-секций, в которой расположена их квартира, не доказали факт того, что блок-секция является отдельным многоквартирным домом и имеет независимую инфраструктуру. Капитальный ремонт коммуникация указанного дома будет невозможен по частям, только в целом.
Отмечает, что судом не была дана оценка доводам ответчика о том, что нарушаются права собственников помещений первой введённой в эксплуатацию блок-секции вышеуказанного дома, которые формируют фонд капитального ремонта без отсрочки на 5 лет. Кроме того, не дана оценка доводам ответчика о то, что собственники рассматриваемого многоквартирного дома не лишены возможности перейти на специальный счет и самостоятельно принимать решение о необходимости сбора денежных средств на капитальный ремонт их дома.
Полагает, что уплаченные истцами взносы не могли быть взысканы с ответчика в силу прямого указания закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетние дети ФИО3 и ФИО4 являются собственниками <адрес>, расположенной в блок-секции в многоквартирном многосекционном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Квартира принадлежит истцам на основании договора купли- продажи № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20, 22-28).
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция 3, в которой находится квартира истцов, введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.40).
Многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524- п - 01.12.2015.
Истцам были начислены вносы на капитальный ремонт как собственникам помещения в многоквартирном жилом доме.
В период с апреля по октябрь 2019 г. истцами оплачены взносы на капитальный ремонт на общую сумму 1807, 27 рублей (платежные квитанции л.д. 50-57).
Согласно отчету по начисления и оплатам по ЛС задолженность по лицевому счету №, по состоянию на декабрь 2019 года составила с учетом пени 13896, 65 рублей.
Дом по адресу: г Новосибирск, ФИО6 1, включен в региональную программу капитального ремонта ДД.ММ.ГГГГ без разделения на отдельные блок-секции с указанием даты ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и постанавливая по делу решение, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 210, 249 ГК РФ, Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», ст. ст. 158, 153, 154, 168-170 ЖК РФ, ст. 3.1, 9 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-03 «Об «организации проведения капитального строительства общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п, Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 года № 262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что блок-секция в составе многоквартирного жилого дома, в котором располагается квартира истцов, принадлежащая им на праве собственности введена в эксплуатацию 31.08.2017, соответственно, при таких обстоятельствах обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у истцов возникает по истечении пяти лет с момента ввода в эксплуатацию указанной блок-секции, в которой располагается квартира истцов и до настоящего времени который еще не истек. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным начислений произведенных ответчиком взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № 3 жилого дома по адресу: <адрес> до истечения пяти лет, обязав ответчика произвести перерасчет задолженности по лицевому счету №, которая по состоянию на декабрь 2019 года составляла с учетом пени 13896,65 руб.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и постановлены при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный жилой дом, в котором располагается квартира истцов был включен в региональную программу как единое строение, с присвоением единого почтового адреса и указанием даты ввода в эксплуатацию первой блок-секции и без разделения на отдельные блок-секции, независимо от очередности сдачи эксплуатации отдельных секций в ее первоначальной редакции с 27.11.2013, соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у истцов, как и у других собственников помещений в данном доме с августа 2014 года, как и иные доводы, фактически сводящиеся к несогласию с выводами суда об исчислении срока по истечении которого у истцов возникает обязанность по оплате взносов на капитальное строительство подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ <данные изъяты>