НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 21.06.2022 № 2А-1035/2022

Судья Барейша И.В. № 2а-1035/2022

Докладчик Кошелева А.П. № 33а-5383/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 21 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Певиной Е.А., Толстик Н.В.

при секретаре Павловой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Филиала № 6 ГУ Новосибирского РО Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 18 января 2022 года, которым административное исковое заявление Буржанецкого Андрея Борисовича о признании незаконным решения удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Филиала № 6 ГУ – Новосибирского РО Фонда социального страхования Российской Федерации – Зыбиной М.В., объяснения административного истца Буржанецкого А.Б. и его представителя – Барбашина И.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Буржанецкий А.Б. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение филиала № 6 Новосибирского регионального отделения ФСС РФ от 21.10.2021 об отказе в удовлетворении заявления о выплате компенсации на приобретение технического средства реабилитации в виде (7-03-01) Кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов).

В обоснование административного иска указано, что истец является инвалидом 2 группы. В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида № 876.6.54/2021 от 01.06.2021 года истцу рекомендовано техническое средство реабилитации - кресло коляска активного типа, исполнителем рекомендованных реабилитационных мероприятий является ГУ-Новосибирское региональное отделение ФСС РФ.

Истцом за счет собственных средств в рассрочку была приобретена кресло-коляска активного типа общей стоимостью 82 650 рублей, последний платеж осуществлен в сентябре 2021 года.

29.09.2021 года истцом через личный кабинет на портале государственных услуг РФ было подано заявление на выплату компенсации за приобретение технического средства реабилитации с приложением кассовых чеков.

21.10.2021 года в личном кабинете на портале госуслуг поступило решение об отказе в удовлетворении заявления в виду отсутствия рекомендации в ИПРА по использованию технического средства реабилитации в виде кресло-коляски активного типа, с которым истец не согласен.

В ИПРА такие рекомендации имеются, на дату подачи заявления оплата была произведена за счет собственных средств в полном объеме, кресло-коляска используется в настоящее время, ранее с таким заявлением в Фонд истец не обращался.

Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 18 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.

Судом постановлено признать незаконным решение филиала №6 ГУ - Новосибирского регионального отделения ФСС от 21.10.2021 года об отказе в удовлетворении заявления Буржанецкого Андрея Борисовича о выплате компенсации на приобретение технического средства реабилитации в виде кресла-коляски активного типа.

На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Буржанецкого Андрея Борисовича, устранив нарушение прав и законных интересов административного истца.

С решением суда не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 18 января 2022 года, принятии нового об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы, со ссылкой на п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом от 31.01.2011 № 57н, указано на то, что поскольку техническое средство реабилитации было приобретено истцом до получения индивидуальной программы реабилитации или абилитации, в выплате заявленной компенсации отказано обоснованно.

У ответчика отсутствовала возможность оценить сведения предыдущей индивидуальной программы реабилитации Буржанецкого А.Б., так как истец не смог предоставить данные сведения, а в ответ на запрос истца ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области» Минтруда России сообщил, что архив не сохранился. Точно установить, предусматривала ли нуждаемость предыдущая индивидуальная программа реабилитации в кресле-коляске активного типа не представляется возможным.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ч.ч.9,11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше процессуальных норм, а также применив положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и действующего Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом от 31.01.2011 № 57н, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводам о том, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в выплате заявленной истцом компенсации за самостоятельно приобретенное им техническое средство реабилитации на законе не основано и нарушает права административного истца.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, а доводы апелляционной жалобы не принимает.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида № 876.6.54/2021 от 01.06.2021 года, административному истцу рекомендовано техническое средство реабилитации - кресло коляска активного типа, исполнителем рекомендованных реабилитационных мероприятий является ГУ-Новосибирское региональное отделение ФСС РФ. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий - с 01.06.2021 года – бессрочно.

Истцом за счет собственных средств в рассрочку была приобретена кресло-коляска активного типа общей стоимостью 82 650 рублей, оплаты произведены: 04.03.2021 года - 16 530 рублей, 03.04.2021 года - 11 018 рублей, 06.05.2021 года - 11 018 рублей, 02.06.2021 года - 11 018 рублей, 30.06.2021 года - 11 018 рублей, 26.07.221 года - 11 018 рублей, 10.09.2021 года - 11 018 рублей.

29.09.2021 года истцом через личный кабинет на портале государственных услуг РФ было подано заявление на выплату компенсации за приобретение технического средства реабилитации с приложением кассовых чеков.

21.10.2021 года в личном кабинете на портале госуслуг поступило извещение о принятом решении об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что нет рекомендации в ИПРА.

На основании статьи 10 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Порядка).

Исходя из приведенного выше правового регулирования и представленных в дело доказательств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение административного ответчика противоречит закону, является формальным, нарушает права и интересы административного истца.

Вопреки доводам апеллянта, приобретенное административным истцом самостоятельно средство реабилитации индивидуальной программой реабилитации от 01 июня 2021 года ему рекомендовано. Факт того, что оплата за него осуществлена несколькими платежами и начата до 01 июня 2021 года не свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты компенсации. Последний платеж истцом произведен в сентябре 2021 года, полная оплата произведена в период действия ИПРА от 01.06.2021.

Кроме того, из буквального содержания ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ и п.3 Порядка, на который ссылается административный ответчик, не следует, что оплата за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации должна быть произведена полностью после даты утверждения ИПРА инвалида. Юридически значимым обстоятельством является факт рекомендации технического средства программой реабилитации, приобретение его за счет собственных средств в период действия такой программы, что в настоящем деле подтверждено.

Также, в соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств того, что кресло-коляска активного типа не была рекомендована административному истцу ранее 01.06.2021 по предыдущей программе реабилитации.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном понимании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон, и неправильной оценке представленных в дело доказательств.

Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 18 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала № 6 ГУ Новосибирского РО Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи