Судья Цепелёва О.В. Дело № 33а-2763/2018
Докладчик Конева Ю.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.,
судей Коневой Ю.А., Кошелевой А.П.,
при секретаре Бурч А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 20 марта 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Колесниковой И. И. на решение Советского районного суда г.Новосибирска от 12 декабря 2017 года, которым исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по г. Новосибирску к Колесниковой И. И. о взыскании задолженности по финансовым санкциям удовлетворены: с Колесниковой И. И. взыскана задолженность по финансовым санкциям в размере 13 000 руб., госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А.,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
МИФНС России № 13 по г. Новосибирску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Колесниковой И.И., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по финансовым санкциям в сумме 13 000 руб.
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений указано, что Колесникова И.И. с 22.03.2001 по 11.04.2016 являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на учете в Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в Советском районе г. Новосибирска в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Страхователь в установленные сроки не представил в Управление расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчётные периоды: полугодие 2013 г., 09 месяцев 2013 г., 2013 календарный год, 1 квартал 2014 г., полугодие 2014 г., 09 месяцев 2014 г., календарный 2014 год, 1 квартал 2015 г., полугодие 2015 г., 09 месяцев 2015 г., календарный 2015 г., 1 квартал 2016 г.
14.06.2016 г. должнику были направлены извещения о времени и месте рассмотрения актов камеральных проверок, однако должник не явился на рассмотрение материалов проверок.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» по результатам актов камеральных проверок 25.07.2016 г. были вынесены решения о привлечении Колесниковой И.И. к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 1 000 руб. за каждое нарушение, на общую сумму 13000 руб.
Плательщику страховых взносов были направлены Требования от 22.08.2016 г., 25.08.2016 г. об уплате недоимки с предложением добровольно погасить сумму задолженности до 13.06.2016 г., 16.09.2016 г. В установленный срок требования не были исполнены, задолженность должником не оплачена.
24.11.2016 г. на основании заявления Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе мировым судьёй был вынесен судебный приказ №, который в дальнейшем, на основании поступивших возражений, был отменён, о чём вынесено соответствующее определение от 15.03.2017 г.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ, в соответствии с которым с 01.01.2017 г. налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, определение об отмене судебного приказа от 15.03.2017 г. было передано в Межрайонную ИФНС РФ № 13 по г. Новосибирску.
В ходе рассмотрения административного дела представитель административного истца Аржаткин В.В. уточнил, что в тексте административного иска допущена техническая ошибка, а именно, что административный ответчик состояла на учете в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, «не» указано ошибочно.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Колесникова И.И.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения Советского районного суда г.Новосибирска от 12 декабря 2017 года, вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что вывод судьи о том, что в ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил, что в тексте иска допущена техническая ошибка, не соответствует материалам дела, поскольку как в исковом заявлении Пенсионного Фонда РФ, поданному мировому судье, так и в исковом заявлении ИФНС № 13 по настоящему делу указано, что ответчик состояла на учете в ПФ в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, кроме того, в судебном заседании 07.12.2017, оглашая обстоятельства дела, судья озвучила обстоятельство «не производящего выплаты», представитель ИФНС также во всех заседаниях по делу - 11.10.2017, 31.10.2017 и 07.12.2017 не заявлял иного и не сообщал об ошибке. Таким образом, обстоятельство «производящего выплаты» без слова «не» было уточнено именно в том судебном заседании, когда судье заведомо было известно, что ответчик будет отсутствовать в г.Новосибирске, о чем судье было заявлено 07.12.2017.
Апеллянт полагает, что поскольку между днем, следующим после окончания налогового (расчетного периода) – полугодие 2013 года и вынесением решения – 2016 год истекло три года, то привлечение к ответственности в силу части 1 статьи 113 НК РФ и общего срока давности невозможно.
По мнению апеллянта, доказательствами отсутствия у ИП Колесниковой И.И обязанности по представлению расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам ввиду отсутствия выплат и иных вознаграждения физическим лицам являются: принятое Управлением ПФ РФ в Советском районе заявление от 08.02.2013, которым предприниматель сообщила об отсутствии у нее работников, которым производятся выплата заработной платы, Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за отчетный период 2012 год (форма РСВ-1), Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2), сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЭВ-6-1), согласно которых начислений и выплат физическим лицам не имеется. Вышеуказанные доказательства истцом не опровергнуты. Доказательств наличия у ИП Колесниковой И.И. работников, в силу чего у последней возникала бы обязанность по подаче соответствующих расчётов, истцом не представлено. Таким образом, после того как предприниматель прекратил осуществлять выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, он не может относиться к категории плательщиков страховых взносов, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ. Соответственно, на него не могут распространяться положения статьи 15 данного Закона.
Апеллянт считает, что суд, при предоставлении ему Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А05-703/2014, где изложены схожие обстоятельства, обязан был руководствоваться частью 4 статьи 1 ГПК РФ и применять нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), тем самым не нарушая правоприменительную практику.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который действовал на момент возникновения спорных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Статьей 11 Федерального закона» № 27-ФЗ от 1.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о суммах заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования лиц, работающих у данного страхователя в отчетном периоде. Из изложенного следует, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Таким образом, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с этими же положениями Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обязанность представлять сведения персонифицированного учета, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам возложена на плательщиков страховых взносов, а не на лицо, формально имеющее статус страхователя - работодателя, но фактически не имеющее работников и не производящее выплаты и иные вознаграждения.
Из изложенного следует, что Закон №212-ФЗ не содержит нормы, обязывающей страхователя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять сведения, предусмотренные частью 9 статьи 15 данного Закона.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Как следует из материалов дела, Колесникова И. И. с 22.03.2001 г. по 11.04.2016 г. являлась индивидуальным предпринимателем, состояла на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в Советском районе г.Новосибирска.
Суд первой инстанции согласился с доводами административного истца о том, что весь спорный период с 1 января 2013 г. по 11 апреля 2016 г. Колесникова И. И. являлась плательщиком страховых взносов как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку 8.02.2013 г. Колесниковой И.И. в УПФР по Советскому району г.Новосибирска подано заявление о том, что с 1.01.2013 г. ею не производятся выплаты заработной платы и иных выплат ввиду отсутствия у нее работников (л.д. 111). Указанное заявление было принято органом Пенсионного Фонда, принято решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов. Поступление указанного заявления в органы Пенсионного фонда административным истцом не оспаривалось и установлено судом первой инстанции.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства относятся к иному периоду, нежели заявлено в административном иске, не основан на исследованных доказательствах.
В силу пункта 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В нарушение указанной нормы никаких доказательств, подтверждающих, что Колесникова И.И. является лицом, производящим выплаты физическим лицам в спорные периоды, имеет работников либо лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, административным истцом не представлено. Доводы Колесниковой И.И. о том, что после увольнения работников она утратила обязанность предоставлять сведения, предусмотренные частью 9 статьи 15 № 212-ФЗ, как лицо, не производящее выплат и иных вознаграждений физическим лицам, ничем не опровергнуты.
Судебная коллегия полагает, что в периоды с 01.01.2013 г. предприниматель не имела наемных работников. Следовательно, с указанного срока предприниматель Колесникова И.И. не являлась лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Правила регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункте 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации определены Порядком регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного Фонда Российской Федерации № 296 п, утвержденных Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 13.10.2008 г.
В силу абзаца первого пункта 1 данного Порядка регистрации в качестве страхователей подлежат лица, производящие выплаты физическим лицам.
Снятие с регистрационного учета всех физических лиц - работодателей урегулировано в пунктах 26 - 30 Порядка № 296 п.
В соответствии с пунктом 26 данного Порядка снятие с регистрационного учета физических лиц - работодателей (за исключением физических лиц - работодателей - индивидуальных предпринимателей) осуществляется по месту их регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о снятии с регистрационного учета страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Датой снятия с регистрационного учета физического лица - работодателя является дата подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о снятии с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам.
Снятие с регистрационного учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя в связи с прекращением предпринимательской деятельности или изменением места жительства производится на основании сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
В этом случае датой снятия с регистрационного учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя является дата внесения записи в ЕГРИП о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или дата внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе.
Согласно пункту 29 Порядка № 296п снятие с регистрационного учета физического лица - работодателя (за исключением физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя) в случае его смерти осуществляется на основании сведений о смерти лица, поступивших в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации из органа записи актов гражданского состояния.
Снятие с регистрационного учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя в случае его смерти осуществляется на основании сведений из ЕГРИП, содержащих информацию о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью.
Еще одно основание для снятия с регистрационного учета всех без исключения физических лиц - работодателей (поскольку не установлено, как в пунктах 26 и 29 Порядка N 296п, исключение для физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя) предусмотрено в пункте 27 данного Порядка - по причине изменения места жительства. Датой постановки на учет физического лица - работодателя (за исключением физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя) по новому месту жительства является дата поступления документов из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по прежнему месту жительства. Датой постановки на учет физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя является дата внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе.
На основании пункта 28 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, при снятии с регистрационного учета физическому лицу - работодателю вручается уведомление о снятии с учета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам (приложение 11).
Перечисленные нормы прямо не устанавливают заявительный порядок снятия с учета физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя при прекращении им трудового договора с наемным работником без прекращения предпринимательской деятельности.
При этом, после того, как предприниматель прекратил осуществлять выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, он не может относиться к категории плательщиков страховых взносов, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 закона № 212-ФЗ. Соответственно, на него не могут распространяться положения статьи 15 закона № 212-ФЗ, которой определен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
После увольнения наемных работников и, соответственно, прекращения осуществления выплат и вознаграждений в их пользу, индивидуальный предприниматель должен быть отнесен к категории плательщиков страховых взносов, которая предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 5 закона № 212-ФЗ.
Вышеперечисленные нормы закона не содержат требований, обязывающих страхователей, имеющих статус физического лица - работодателя - индивидуального предпринимателя, но не производящих выплаты физическим лицам, обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о снятии с регистрационного учета в данном статусе.
Более того, пункт 26 Порядка N 296 п прямо исключает индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, из числа лиц, которые должны подавать заявление о снятии с регистрации.
С учетом изложенного, нахождение предпринимателя на учете как работодателя в отсутствие фактических трудовых отношений (либо гражданско-правовых) с физическими лицами и, как следствие, в отсутствие выплат (вознаграждений) им, не может служить основанием для того, чтобы считать этого предпринимателя плательщиком страховых взносов и требовать от него представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, иные сведения персонифицированного учета.
Таким образом, при отсутствии обязанности по представлению соответствующих расчетов, отсутствовали основания и для применения мер ответственности к Колесниковой И.И. как к лицу, не предоставившему расчеты по страховым взносам, предусмотренных статьей 46 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», поскольку статус плательщика страховых взносов закон связывает не с постановкой на учет в качестве такового, а с осуществлением выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с доводами административного ответчика о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановке решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Новосибирска от 12 декабря 2017 года отменить, постановить по делу новое решение.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по г.Новосибирску в удовлетворении административных исковых требований к Колесниковой И. И. о взыскании финансовых санкций отказать.
Апелляционную жалобу Колесниковой И. И. удовлетворить.
Председательствующий Галина В.А.
Судьи Конева Ю.А.
Кошелева А.П.