НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 19.01.2021 № 2-1945/20

Судья Зинина И.В. №2-1945/2020

Докладчик Выскубова И.А. № 33-531/2021

(№33-11694/2020)

54RS0010-01-2020-000756-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Выскубовой И.А.,

Судей Галаевой Л.Н., Дроня Ю.И.,

При секретаре: Солодовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 19 января 2021 года гражданское дело по иску Т.В.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) о понуждении к произведению индексации размера пенсии, понуждении к произведению перерасчёта размера пенсии

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 30 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Выскубовой И.А., объяснения истца Т.В.Н. и его представителя Т.П.Г., представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) – С.Д.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Т.В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное), в котором с учётом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика произвести индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру на июль 2019 года, обязать ответчика произвести перерасчёт размере страховой пенсии с июля 2019 года по день вынесения решения судом, с учётом индексации и корректировки (имевших место в период осуществления истцом трудовой деятельности).

В обоснование исковых требований указано, что истец является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ. После выхода на пенсию продолжал осуществлять трудовую деятельность, и соответственно пенсия выплачивалась без учёта индексации. ДД.ММ.ГГГГ истец прекратил осуществлять трудовую деятельность по должности энергетика в ООО Управляющая компания МЖК «Монолит». До настоящего времени истец является председателем правления ТСЖ «Монолит-2». Однако, данная деятельность осуществляется истцом на безвозмездной основе. Полагает, что осуществление обязанностей председателя правления ТСЖ «Монолит-2» не относит его к работающим пенсионерам, и соответственно размер пенсии подлежит перерасчёту с учётом индексации.

Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 30 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены. Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) произвести перерасчёт размера пенсии Т.В.Н. с учётом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

С решением суда не согласился ответчик Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно пункту 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ устанавливается в сумме, равной 5334 рублям 19 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ - 5686 рублям 25 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ - 6044 рублям 48 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ - 6401 рублю 10 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ - 6759 рублям 56 копейкам, с ДД.ММ.ГГГГ - 7131 рублю 34 копейкам.

В соответствии с частями 1-3 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом часть 5 указанной статьи предоставляет пенсионерам право представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 этой же статьи решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи (часть 9 статьи 26.1).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Т.В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.

В период нахождения на пенсии истец Т.В.Н. осуществлял трудовую деятельность, то есть являлся работающим пенсионером.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГТ.В.Н. был уволен по инициативе работника с должности энергетика в ООО Управляющая компания МЖК «Монолит».

Согласно протоколу заседания правления ТСЖ «Монолит-2» от ДД.ММ.ГГГГ истец Т.В.Н. был избран председателем правления товарищества.

ДД.ММ.ГГГГ истец Т.В.Н. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости с индексацией, в связи с прекращением трудовой деятельности.

Согласно ответу пенсионного органа правовых оснований для индексации пенсии не имеется, поскольку истец является работающим пенсионером, так как в отношении него за 2018-2019 года была предоставлена отчетность по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ от ТСЖ «Монолит-2», где истец является председателем правления, и от ООО Управляющая компания МЖК «Монолит», где истец осуществлял трудовую деятельность по трудовому договору до июня 2019 года.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав собранные по делу доказательства, установив, что Т.В.Н. после расторжения трудового договора с ООО Управляющая компания МЖК «Монолит» с ДД.ММ.ГГГГ являлся не работающим пенсионером, исходит из того, что в том случае, если избранный председатель правления занимается деятельностью связанной с управлением ТСЖ на общественных началах и в своих интересах, то он работает на безвозмездной основе.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) об отсутствии оснований для перерасчёта страховой пенсии, поскольку истец является работающим пенсионером, так как в отношении него за 2018-2019 года была предоставлена отчетность по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ от ТСЖ «Монолит-2», где истец является председателем правления, и от ООО Управляющая компания МЖК «Монолит», где истец осуществлял трудовую деятельность по трудовому договору до июня 2019 года, судебная коллегия не может принять в качестве основания для отмены решения суда, поскольку факт подачи форм отчётности СЗВ-М в отношении истца Т.В.Н. не свидетельствует об осуществлении последним трудовой деятельности.

Кроме того, в материалах дела, отсутствуют сведения об уплате ТСЖ «Монолит-2» Т.В.Н. какого-либо вознаграждения в июне, июле, августа 2019 года.

Трудовое законодательства определяет работника как лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованно с работодателем трудовой функции.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Согласно статье 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Части 1 и 3 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Таким образом, должность председателя правления является выборной должностью.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества (подпункт 11 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам относит лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско- правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).

По смыслу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

В силу пункта 11 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе. Им как членам выборного коллегиального органа управления ТСЖ может выплачиваться вознаграждение в размере, определяемом общим собранием. При этом выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ зависит от наличия предусмотренных для этих целей в годовой смете ТСЖ необходимых денежных средств.

Если председателю правления ТСЖ определено ежемесячное вознаграждение за исполнение возложенных на него обязанностей, о это вознаграждение имеет характер оплаты труда.

Законодатель не разрешил вопрос о том, должна деятельность председателя Правления ТСЖ быть возмездной либо безвозмездной, оставив решение данного вопроса на усмотрение членов товарищества, поскольку в конечном итоге оплата труда работников ТСЖ производится за их счёт.

Согласно справке ТСЖ «Монолит-2» от ДД.ММ.ГГГГ, товарищество ДД.ММ.ГГГГ заключило с ООО Управляющая компания МЖК «Монолит» договор на управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда. ТСЖ «Монолит-2» не заключает гражданско-правовые и трудовые договору, не начисляет и не выплачивает заработную плату, в организации отсутствует штатное расписание и лицевые счета по заработной плате.

Согласно смете расходов на 2019 год ООО Управляющая компания МЖК «Монолит», не предусмотрено вознаграждение председателю ТСЖ.

Из выписки из индивидуального лицевого счета Т.В.Н. следует, что ТСЖ «Монолит-2» Т.В.Н. какое-либо вознаграждение не начислялось, страховые взносы не начислялись и не уплачивались.

Об отсутствии выплаты вознаграждения Т.В.Н. как председателю правления ТСЖ «Монолит-2» свидетельствует отчёт по НДФЛ за 2019 год, расчет по страховым взносам за 2019 год.

Таким образом, закон не связывает право на индексацию с предоставлением отчётности СЗВ-М, поскольку значение, в данном случае, имеет лишь факт осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию.

Вопреки доводам апеллянта, основания для перерасчёта страховой пенсии по старости имелись, так как Т.В.Н. после расторжения трудового договора с ООО Управляющая компания МЖК «Монолит» с ДД.ММ.ГГГГ являлся не работающим пенсионером.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Апелляционная жалоба отражает правовую позицию ответчика, основанную на ином толковании закона, с которой судебная коллегия не может согласиться по вышеизложенным основаниям, не указывает на обстоятельства, которые в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения, и удовлетворению не подлежит.

Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 сентября 2020 года, в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи