НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 19.01.2016 № 33-11667/2015

Судья: Певина Е.А. Дело

Докладчик: Белик Н.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галаевой Л.Н.,

судей Вегелиной Е.П., Белик Н.В.,

при секретаре КАС,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе <данные изъяты> на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 12 октября 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования ЮОП к Военному комиссариату по Новосибирской области о признании незаконными действий по уменьшению размера процентной надбавки за выслугу лет, применяемой при исчислении пенсии и возложении обязанности по перерасчету процентной надбавки за выслугу лет <данные изъяты> из расчета 21 год военной и приравненной к ней службе - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения ЮОП, его представителя ТВД, представителя ФКУ «Военный комиссариат <адрес>»- КАЮ, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ЮОП обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату по <адрес> о признании незаконными действий по уменьшению размера процентной надбавки за выслугу лет, применяемой при исчислении пенсии и возложении обязанности по перерасчету процентной надбавки за выслугу лет с <данные изъяты> из расчета 21 год военной и приравненной к ней службе.

В обоснование требований указано, что истец майор в запасе проходил военную службу в Вооруженных силах СССР 8,5 лет и 13 лет в МВД и ВС Таджикистана. С <данные изъяты> года находится на пенсионном обеспечении в ОВК <адрес>, получая пенсию за 29 лет службы включая льготную. С июля 2014 года истцу, без указания причин при расчете пенсии уменьшена процентная надбавка за выслугу лет с 30% до 15%. Вместо выплаты за 21 год календарной службы, стали выплачивать за 8 лет.

Согласно ответу Военного комиссара <адрес> основанием для уменьшения размера надбавки явились Правила исчисления выслуги лет, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает толкование данных документов и действие Военного комиссара <адрес> незаконными, так как данные правила регулируют вопрос подсчета выслуги лет для выплаты процентной надбавки действующим военнослужащим Российской Армии. Истец не является военнослужащим Вооруженных Сил России и приравненной к ним структуре, по этой причине процентную надбавку не получает.

О распространении Правил на уволенных до их принятия, не указывается ни в самих Правилах, ни в Постановлении Правительства, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 55 Конституции РФ Правила не касаются уволенных до их принятия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2 ст. 2 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих - государств, участников СНГ» от 15.05.1992 года, решения Экономического Суда СНГ от 13.04.2007 года № 01-1\5-06 «О толковании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения» от 15.05.1992 года и от 09.12.2009 года № 01-1\2-09 подсчет выслуги лет, производится по нормам страны проживания. Применение исключений в пенсионном обеспечении граждан СНГ в РФ или бывших граждан РФ в какой-либо стране СНГ противоречит Соглашению.

На основании изложенного, истец просит признать незаконными действия Военного комиссара <адрес> по уменьшению размера процентной надбавки за выслугу лет, примененной для исчисления пенсии истцу, обязать ответчика произвести выплату пенсии ЮОП с <данные изъяты> из расчета процентной надбавки за 21 год военной и приравненной к ней службы.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ЮОП В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.

В обосновании доводов жалобы указывает, что обращал внимание суда на требования п. 13 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, однако данный документ в суде не изучался, в решении не упомянут, и причина его отклонения судом не указана. Между тем, п. 9 указанного Постановления предписано в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии включать оклад по последней должности, оклад по воинскому званию и ежемесячную надбавку за выслугу лет.

Указывает, что порядок подсчета выслуги лет для выплаты процентной надбавки за выслугу лет производится по правилам, установленным страной производящей выплату пенсии, то есть в данном случае Россией. При этом требуемый согласно п. 2 пп. «Д» Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки в России, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074, договор между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области заключён 25 мая 1993 года и ратифицирован 17 ноября 1993 года.

Таким образом, автор жалобы полагает, что пп. «Б» и пп. «В» Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки в России, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074, применены судом незаконно.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что истец является военным пенсионером по линии Министерства обороны РФ, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, учреждениях и органах уголовно­-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Совета Министров РФ Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 военным комиссариатом Новосибирской области истцу назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 55% из расчета 21 лет выслуги.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> года истец получал пенсию из расчета оклада по должности и воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет в размере 55%, районного коэффициента - 1,20 и размера пенсии от денежного содержания - 77% (л.д.7-8).

Судом установлено, что истец проходил службу: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Союза ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых государств (отделение по руководству инспекторами милиции службы ОООГТ УВД Ленинабадского облисполкома), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД Республики Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Вооруженных Силах Республики Таджикистан (л.д.9-10).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением от 15.05.1992 года. Государствами - участниками Соглашения от 15.05.1992 года являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленного законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Согласно ч. 2 ст. 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

В соответствии с п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

В соответствии с Консультативным заключением № 01-1/2-09 от09.12.2009 года Экономического Суда СНГ "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года", при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство - участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки выслугу лет.

При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.

В соответствии с п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074, зачету в календарном исчислении в выслугу лет для назначения военнослужащим надбавки за выслугу лет, подлежат следующие периоды военной службы:

- в Вооруженных силах Российской Федерации и других войсках, воинских формированиях, органах, предусмотренных законодательством РФ;

- в Вооруженных силах СССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных силах государств-участников СНГ;

- граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях, органах государств-участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы);

- граждан Российской Федерации до 01.01.1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях, органах государств-бывших республик Союза ССР, не входящих в СНГ;

- граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях, органах иностранных государств, с которыми заключены международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Разрешая настоящий спор, суд правильно исходил из положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет.

Установив, что ЮОП в установленном законе порядке не переводился из Вооруженных сил Республики Таджикистан в Вооруженные Силы РФ, суд пришел к выводу о том, что время службы ЮОП в Вооруженных Силах Республики Таджикистан при расчете процентной надбавки за выслугу лет не было учтено правомерно, а размер процентной надбавки за выслугу лет был приведен в соответствие с законодательством РФ.

При этом суд первой инстанции исходил из доказанности того обстоятельства, что истец проходил военную службу в воинских частях СССР, а после распада СССР - в воинских частях Объединенных Вооруженных Сил стран СНГ, дислоцированных на территории Республики Таджикистан, а впоследствии в МВД Республики Таджикистан и в Вооруженных Силах Республики Таджикистан.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку судом первой инстанции при разрешении данного дела были правильно применены нормы материального права, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ.

Доводы автора апелляционной жалобы в той части, что он обращал внимание суда на требования п. 13 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, однако данный документ в суде не изучался и причина его отклонения судом не указана, не состоятельны, поскольку, из содержания данного нормативно-правого акта прямо следует, что он не применяется для исчисления выслуги лет для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет.

То обстоятельство, что между РФ и Республикой Таджикистан заключен и ратифицирован договор о сотрудничестве в военной области, правого значения при разрешении настоящего дела не имеет. Придя к такому выводу, судебная коллегия также учла то обстоятельство, что применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.

Ссылка автора апелляционной жалобы на то обстоятельство, что судом необоснованно не был применен пункт «Д» Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки в России, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074, также не состоятельна, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Государством Таджикинстан относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось, а Соглашение от 15.05.1992 г. эти вопросы не регламентирует.

Кроме того, истец в спорный период времени гражданином РФ не являлся, проходил службу в Вооруженных Силах Республики Таджикистан, между тем, наличие данного условия является обязательным для возможности включения истцу спорного периода в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки.

Таким образом, материальный закон применен судом первой инстанции верно, процессуальных нарушений, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ являются безусловным основанием для отмены судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 12 октября 2015 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ЮОП – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: