НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 18.08.2022 № 2-373/2022

Судья: Болбат Н.С. Дело № 2-373/2022

Докладчик: Мащенко Е.В. Дело №33-7485/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Мащенко Е.В.

Судей Жегалова Е.А., Поротиковой Л.В.

При секретаре Павленко К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 18 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Новосибирской области на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 апреля 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Бердска удовлетворить частично.

Обязать ГБУЗ «Бердская центральная городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в помещениях здания, расположенного по адресу: следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

1)оборудовать здание по адресу: , автоматической установкой пожарной сигнализацией;

2)оборудовать в полном объеме здание по адресу: , системой оповещения и эвакуации людей при пожаре;

3)обеспечить ширину выходов из коридоров в лестничные клепки, из лестничной клетки в тамбур с южной стороны здания не менее 0,8 метра;

4)устранить в лестничных клетках размещение радиаторов отопления без устройств ограждения для предотвращения травмирования людей на высоте менее 2,2 м при не сохранении нормативной ширины пути эвакуации;

5)на первом этаже поликлинического отделения, на первом и втором этажах отделения скорой помощи, между лестничными клетками и коридорами установить двери с уплотнением в притворе и устройствами для самозакрываиия;

6)устранить на первом этаже отделения скорой помощи перепад высоты без устройства пандуса с уклоном не менее 1:6;

7)устранить отличительную первая ступень в лестничном марше у выхода на улицу с лестничной клетки отделения скорой помощи;

8)в лестничной клетке отделения скорой помощи между 3 и 4 этажами установить деревянное перекрытие, с пределом огнестойкости не менее REI45;

9)обеспечить двери в лестничные клетки устройствами для самозакрывания;

10)запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов обеспечить возможностью их свободного открывания изнутри без ключа;

11)перекрытие машинных отделений лифтов отделить от чердачного помещения здания противопожарными перекрытиями 3-го типа;

12)в чердачном помещении установленное вентиляционное оборудование для принудительного воздухообмена отгородить в отдельные помещения;

13)дверные проёмы в машинные отделения лифтов, установленных в чердачных помещениях, обеспечить противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее EI30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI45;

14)люк для выхода из лестничной клетки на кровлю установить противопожарный 2-го типа;

15)коридоры длиной более 60 м разделить противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м;

16)в помещениях подвала оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией светильника;

17)исключить в вентиляционной камере в подвале здания хранение пожароопасного горючего материала;

18)на фасаде, с южной стороны здания, демонтировать баннер, ограничивающий естественное освещение лестничной клетки;

19)демонтировать в отделении скорой помощи, на втором этаже, перегородки, отделяющие помещения от коридора выполненные сильно горючим материалом (оргалитом) е классом пожарной опасности КЗ, при допустимом значении КО для здания II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности С0;

20)произвести ремонт внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения, давление в сети у диктующего пожарного крана 0,9МПа, расход воды менее 2,6 л/с;

21)обеспечить наличие на объекте защиты документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации (коридоры, лестничные клетки).

22)исключить на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием рядовую посадку деревьев, создающих препятствия для работы пожарных автолестниц;

23)со стороны главного входа в здание не допускать перекрытие проезда для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими проезд пожарной техники;

24)в лестничной клетке северной части здания, на первом этаже исключить закрытие на замок двери, ведущих из лестничной клетки с северной части здания на улицу.

Обязать Министерство здравоохранения осуществить финансирование работ по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мащенко Е.В., объяснения Представителя ответчика министерства здравоохранения НСО Гусева Е.А., представителя ГБУЗ НСО «Бердская центральная городская больница» Бутерус Н.Ю., представитель истца помощник прокурора прокуратуры НСО Федосеев С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ НСО «БЦГБ», Министерству здравоохранения НСО о признании бездействий незаконными, понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности в помещениях здания, расположенных по адресу , а именно, оборудовать здание по адресу , автоматической установкой пожарной сигнализацией; оборудовать в полном объеме здание системой оповещения и эвакуации людей при пожаре; обеспечить ширину выходов из коридоров в лестничные клепки, из лестничной клетки в тамбур с южной стороны здания не менее 0,8 метра; устранить в лестничных клетках размещение радиаторов отопления без устройств ограждения для предотвращения травмирования людей на высоте менее 2,2 м при не сохранении нормативной ширины пути эвакуации; на первом этаже поликлинического отделения, на первом и втором этажах отделения скорой помощи, между лестничными клетками и коридорами установить двери с уплотнением в притворе и устройствами для самозакрывания; устранить на первом этаже отделения скорой помощи перепад высоты без устройства пандуса с уклоном не менее 1:6; устранить отличительную первую ступень в лестничном марше у выхода на улицу с лестничной клетки отделения скорой помощи; в лестничной клетке отделения скорой помощи между 3 и 4 этажами установить деревянное перекрытие, с пределом огнестойкости не менее RE1 45; помещения операционной и смотровых кабинетов, расположенные на третьем этаже в северном крыле здания обеспечить эвакуационными выходами; обеспечить двери в лестничные клетки устройствами для самозакрывания; запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов обеспечить возможностью их свободного открывания изнутри без ключа; перекрытие машинных отделений лифтов отделить от чердачного помещения здания противопожарными перекрытиями 3-го типа; провести очистку воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта; в чердачном помещении установленное вентиляционное оборудование для принудительного воздухообмена отгородить в отдельные помещения; дверные проёмы в машинные отделения лифтов, установленных в чердачных помещениях, обеспечить противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее EI30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI45; люк для выхода из лестничной клетки на кровлю установить противопожарный 2-го типа; на закрытых на замок дверях (люках) чердачных помещений, а также технического подвала, в которых по условиям технологии предусмотреть постоянное пребывание людей, разместить информацию о месте хранения ключей; коридоры длиной более 60 м разделить противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м;в помещениях подвала оборудовать светильники колпаками, предусмотренными конструкцией светильника; исключить в вентиляционной камере в подвале здания хранение пожароопасного горючего материала; на фасаде, с южной стороны здания, демонтировать баннер, ограничивающий естественное освещение лестничной клетки; демонтировать в отделении скорой помощи, на втором этаже, перегородки, отделяющие помещения от коридора выполненные сильно горючим материалом (оргалитом) с классом пожарной опасности КЗ, при допустимом значении К0 для здания II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности С0 ;произвести ремонт внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения, давление в сети у диктующего пожарного крана 0,9МПа, расход воды менее 2,6 л/с; обеспечить наличие на объекте защиты документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации (коридоры, лестничные клетки);исключить на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием рядовую посадку деревьев, создающих препятствия для работы пожарных автолестниц; со стороны главного входа в здание не допускать перекрытие проезда для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими проезд пожарной техники; в лестничной клетке северной части здания, на первом этаже убрать деревянный стол, исключить закрытие на замок двери, ведущих из лестничной клетки с северной части здания на улицу. Установить ответчикам срок для выполнения возложенных судом обязанностей в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указано, что в результате проверки в помещениях Учреждения выявлены нарушения противопожарной безопасности. Помещения Учреждения являются объектом защиты, пожарная безопасность которого (состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара), должна быть обеспечена ответчиками в соответствии с требованиями ст.ст. 1, 4, 5, 54, 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 34,37, 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Кроме того, Учреждение является важным объектом жизнеобеспечения, в связи с чем, является потенциальным объектом террористических посягательств. Нарушение требований закона существенно ущемляют права граждан на охрану здоровья, а также на антитеррористическую защиту в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Министерство здравоохранения не согласно, просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. В обоснование иска не приведены сведения о конкретных фактических нарушениях Минздрава своих обязанностей, не приведены нормы закона, на основании которых Минздрав несет солидарную обязанность с медицинским учреждением по устранению нарушений законодательства. Истец в досудебном порядке к Минздрав не обращался. Истец уточнённые исковые требования предъявил непосредственно к Минздраву, то есть заявил новое требование, в принятии которого суду надлежало отказать.

Действующим законодательством не предусмотрена субсидиарная ответственность Минздрава по требованиям госоргана к бюджетному учреждению здравоохранения, положения ст. 158 БК РФ неприменимы. Минздрав по отношению к учреждению фактически является передаточным звеном между областным бюджетом и бюджетным учреждением и может финансировать учреждение лишь в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на соответствующие цели.

Истцом не представлено доказательств того, что Минздрав не выполняет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Истцом не определена сумма денежных средств, которые он просит обязать выделить Минздрав учреждению.

Учитывая регламентные сроки рассмотрения, утверждения и внесения изменений в областной бюджет, заключение контракта на поведение технического обследования и разработка технической документации будет осуществлена не ранее ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав стороны, третьих лиц, их представителей, рассмотрев дело в отсутствии представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по НСО, третьего лица Министерство финансовой и налоговой политики исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии части, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 34, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ч.2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения.

Под объектом защиты понимается - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Учредителем и собственником имущества ГБУЗ НСО «БЦГБ» является . Полномочия учредителя Учреждения в пределах установленной федеральным законодательством компетенции осуществляют , Департамент имущества и земельных отношений и Министерство здравоохранения . Учреждение подведомственно Министерству здравоохранения (пункт 5 Устава (л.д. 20-24)).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе плановой выездной проверки в отношении здания взрослого поликлинического отделения ГБУЗ НСО «БЦГБ», расположенного по адресу: , завершенной ДД.ММ.ГГГГ выявлен ряд нарушений требований противопожарной безопасности, в том числе: 1) Здание по адресу: , не защищено автоматической установкой пожарной сигнализацией (ГБУЗ НСО «БЦГБ», ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; прил. А, таблица А.1, п.9, СП 5.13130.2009); 2) Здание по адресу: , не в полном объеме оборудовано системой оповещения и эвакуации людей при пожаре (ГБУЗ НСО «БЦГБ», ч.4 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; таблица 2, п.11 СП 3.13130.2009); 3)Ширина выходов из коридоров в лестничные клетки менее требуемого (фактически 0,74-0,78м.) (ч.4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; Декларация пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; п. 6.16Р СНиП 21-01-97*; п.4.2.5 СП 1.13130.2009; , Островского, 53, ГБУЗ НСО«БЦГБ»); 4) На первом этаже, между лестничной клеткой и коридором отсутствуют двери с уплотнением в притворе и устройствами для самозакрывания (ч.4 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; п. 6.18* СНиП 21-01-97*; Декларация пожарной безопасности от 08.04.2010г. ; п. 33, п.36 ППР в РФ ); 5) Ширина эвакуационного выхода в свету с лестничной клетки непосредственно наружу менее ширины лестничного марша (фактически-0,78м.) (ч.4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; Декларация пожарной безопасности от 08.04.2010г. ; п. 6.16 СНиП 21-01-97*; п.4.2.5 СП 1.13130.2009; , Островского, 53, ГБУЗ НСО «БЦГБ»; 6) люк для входа из лестничной клетки на кровлю не противопожарный 2-го типа (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ; Декларация пожарной безопасности от 08.04.2010г. ; п. 8.4*, п. 5.18, п. 5.14 СНиП21-01-97*; п. 7.7. СП 4.13130.2013;; , Островского, 53, ГБУЗ НСО «БЦГБ»; 7) в помещениях подвала на светильниках отсутствуют колпаки, предусмотренные конструкцией светильника (п. 42 (в) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; 8) в подвале допускается хранение пожароопасного горючего материала (бумага-архив) в нарушение п. 23 «а», п. 136 «д» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; 9) здание не имеет эвакуационного освещения, находящегося в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего оповещения нарушением п. 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; 10) в отделении скорой помощи, на втором этаже, перегородки, отделяющие помещения о коридора выполнены из сильно горючего материала (оргалит) с классом пожарной стойкости К3, при допустимом значении К0 для здания II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности С0 в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ (л.д. 29).

По результатам плановой проверки ГБУЗ НСО «БЦГБ» вручено предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения недостатков ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32). Срок исполнения по заявлению ГБУЗ НСО «БЦГБ» был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, затем срок исполнения был продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-39).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистом органа государственного пожарного надзора - Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Бердску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по проверено исполнение законодательства о пожарной безопасности в здании взрослого поликлинического отделения ГБУЗ НСО БЦГБ, расположенного по адресу: .В результате проверки в помещениях Учреждения выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:

1. Здание по адресу: , не защищено автоматической установкой пожарной сигнализацией (п. 9 таблицы 1, приложение к НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; ч. 4 ст.ст. 4, 54, 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон -Ф3); пункта 11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», утверждённые Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ;

2. Здание по адресу: , не в полном объеме оборудовано системой оповещения и эвакуации людей при пожаре в нарушение ч. 4 ст.ст. 4, 54, 83 Федерального закона -Ф3, пункта 1 1 таблицы 2, НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ;

3. Ширина выходов из коридоров в лестничные клетки, из лестничной клетки в тамбур с южной стороны здания менее 0,8 метра (фактически 0,74- 0,78м.) в нарушении ч. 4 ст. 4 Федерального закона -Ф3; пункта 4.2 СНиП II-A.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»;

4. В лестничных клетках допускается размещение радиаторов отопления без устройств ограждения для предотвращения травмирования людей на высоте менее 2,2 м при не сохранении нормативной ширины пути эвакуации в нарушении ч. 4 ст.ст. 4, 19, 80, ч. 1 ст. 89 Федерального закона -Ф3; пункта 4.4.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

5. На первом этаже поликлинического отделения, на первом и втором этажах отделения скорой помощи, между лестничными клетками и коридорами отсутствуют двери с уплотнением в притворе и устройствами для самозакрывания в нарушении ч. 4 ст. 4, ч. 19 ст. 80, ч. 1 ст. 89 Федерального закона -Ф3; пункта 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

6. На первом этаже отделения скорой помощи имеется перепад высоты без устройства пандуса с уклоном не менее 1:6 в нарушении ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ; пункта 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

7. Первая ступень в лестничном марше у выхода на улицу с лестничной клетки отделения скорой помощи имеет отличительную от других степеней высоту более 22 см. (фактическое - 33 см) в нарушении ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ; пунктов 4.4.3, 4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

8. В лестничной клетке отделения скорой помощи между 3 и 4 этажами возведено деревянное перекрытие, с пределом огнестойкости менее REI45 в нарушении ч. 2 ст. 58 таблицы 21 Федерального закона -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

9. Помещения операционной и смотровых кабинетов, расположенные на третьем этаже в северном крыле здания не обеспечены эвакуационными выходами в нарушении ч. 3 ст. 89, ч. 4 стю 4 Федерального закона -Ф3; пункта 4.1 СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»;

10. Двери в лестничные клетки не имеют устройств для самозакрывания в нарушении пункта 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

11. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа в нарушении п.14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;12. Перекрытие машинных отделений лифтов не отделены от чердачного помещения здания противопожарными перекрытиями 3-го типа в нарушение ч. 15 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ;

13. Не проводится очистка воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта в нарушение п. 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

14. В чердачном помещении установленное вентиляционное оборудование для принудительного воздухообмена не выгорожено в отдельные помещения в нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 7.10.1 СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

15. Дверные проёмы в машинные отделения лифтов, установленных в чердачных помещениях, не защищены противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее ЕI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее ЕI 45 в нарушении ч.16 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ;

16. Люк для выхода из лестничной клетки на кровлю не противопожарный 2-го типа в нарушении ч. 4 ст. 4 Федерального закона -Ф3; пункта 7.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

17. На закрытых на замок дверях (люках) чердачных помещений, а также технического подвала, в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей, не размещена информация о месте хранения ключей в нарушении п. 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

18. Коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м в нарушении ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 4.3.7 СП «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

19. В помещениях подвала на светильниках отсутствуют колпаки, предусмотренные конструкцией светильника в нарушении п. 42(в) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

20. В вентиляционной камере в подвале здания допускается хранение пожароопасного горючего материала в нарушение п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

21. На фасаде, с южной стороны здания, размещен баннер, ограничивающий естественное освещение лестничной клетки в нарушении пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации ;

22. В отделении скорой помощи, на втором этаже, перегородки, отделяющие помещения от коридора выполнены сильно горючим материалом (оргалитом) с классом пожарной опасности К3, при допустимом значении К0 для здания II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности С0 в нарушении п. 4 таблицы 22, Федерального закона № 123-ФЗ;

23. Не исправен внутренний водопровод противопожарного водоснабжения, давление в сети у диктующего пожарного крана 0,9МПа, расход воды менее 2,6 л/св нарушении пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

24. На объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации (коридоры, лестничные клетки) в нарушении п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

25. На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием осуществлена рядовая посадка деревьев, создающих препятствия для работы пожарных автолестниц в нарушении п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ; пп. «в» п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара па объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

26. Со стороны главного входа в здание допускается перекрытие проезда для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими проезд пожарной техники в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

27. В лестничной клетке северной части здания, на первом этаже установлен деревянный стол в нарушение п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

28. Двери, ведущие из лестничной клетки с северной части здания на улицу закрыты па замок в нарушение пп. «к» п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Павлюком А.М. было принято решение о проведении проверки в поликлиническом отделении ГБУЗ НСО «БЦГБ», расположенного по адресу: (л.д. 28).

В целях устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в пояснительной записке от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ НСО «БЦГБ» прокурору следует, ГБУЗ НСО «БЦГБ» ежегодно подается информация в Министерство здравоохранения НСО о необходимости оборудовать корпус взрослого поликлинического отделения ГБУЗ НСО «БЦГБ», расположенного по адресу: автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или других экстремальных или чрезвычайных ситуациях, передающей информацию путем предварительно записанных речевых сообщений, а также имеющей функцию передачи речевой информации и сообщений посредством микрофона. Стоимость работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре составляет примерно 1 761 134,66 руб., однако, денежных средств на монтаж, за период с 2017 года и по настоящее время, от учредителей не поступало.

В 2021 году ГБУЗ НСО «БЦГБ» обращалось в адрес Минздрава НСО по вопросу выделения финансирования на разработку проектно- сметной документации на (комплексный) капитальный ремонт здания взрослого поликлинического отделения № 1 ГБУЗ НСО «БЦГБ», ориентировочная стоимость работ по разработке ПСД составляет 2 000 000,00 руб., прохождение вневедомственной экспертизы составляет 4 000 000,00 руб. После выделения финансирования Минздравом НСО для проведения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, со стороны ГБУЗ НСО «БЦГБ» незамедлительно будут предприняты все необходимые меры для проведения данных работ в кратчайшие сроки (л.д. 16-19).

Согласно п. 27 Устава ГБУЗ НСО «БЦГБ» финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного имущества, закрепленных за Учреждением департаментом имущества и земельных отношений или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему областным исполнительным органом государственной власти , осуществляющим функции и полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции, учитывая, что ответчиком ГБУЗ НСО «БЦГБ» в устранение нарушений в сфере противопожарной безопасности представлен контракт с ООО «ЭнергоСистемы» на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из того, что ГБУЗ НСО «БЦГБ» неоднократно обращалось в Министерство здравоохранения по вопросу финансирования мероприятий, направленных на устранение нарушений в сфере противопожарной безопасности, но денежных средств на устранение нарушений не поступало, что до настоящего времени требования противопожарной безопасности ГБУЗ НСО «БЦГБ» исполнены частично, а остальные требования не исполнены по причине недостаточного финансирования, о чем ГБУЗ НСО «БЦГБ» неоднократно сообщало Министерству здравоохранения , в связи с чем суд пришел к выводу, что исковое заявление прокурора в части признания бездействия ГБУЗ НСО «БЦГБ» о признании незаконным бездействия удовлетворению не подлежит, при этом суд удовлетворив иск в части, определил срок для устранения недостатков для ГБУЗ НСО «Бердская ЦГБ» до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, учитывая, что в соответствии с положениями Устава ГБУЗ НСО «БЦГБ» контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет отраслевой орган, независимо от финансовой возможности – Министерство здравоохранения и на нем лежит обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению, пришел к выводу о возложении обязанности по финансированию устранения указанных в иске нарушений на Министерство здравоохранения НСО, определив срок для выделения денежных средств на принятие ГБУЗ НСО «БЦГБ» мер по устранению нарушений требований противопожарного законодательства Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, считая его обоснованным.

Судебная коллегия в полном объеме соглашается с выводами суда о законности исковых требований. Проведённые доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются на основании следующего.

В соответствии с п. 12.1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно п. 1 Положения о министерстве здравоохранения , утвержденного постановлением ДД.ММ.ГГГГ-п, министерство здравоохранения (далее - министерство) является областным исполнительным органом государственной власти , осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных организаций .

Пунктом 10 Положения о министерстве установлено, что в установленной сфере деятельности министерство осуществляет, в том числе следующие полномочия:

-планирование ведомственных расходов областного бюджета в части расходов министерства и подведомственных ему государственных организациях в рамках полномочий субъекта бюджетного планирования с учетом принципов эффективного и экономного использования бюджетных средств (13);

-ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных министерству государственных организаций в рамках установленных полномочий (18);

-организация обеспечения государственных медицинских организаций лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации, Финансовое обеспечение развития этих организаций и их материально-технического оснащения (43).

В соответствии с п.п. 18, 19 Положения о министерстве министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета , предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций: осуществляет полномочия главного администратора доходов областного бюджета .

Здание, находящиеся в собственности и используемые ГБУЗ НСО «БЦГБ», находятся у ГБУЗ НСО «БЦГБ» на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 19 Устава ГБУЗ НСО «БЦГБ» учреждение в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, государственными заданиями собственника (учредителя) и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им (л.д. 22).

Согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2).

Ответчик ГБУЗ НСО «БЦГБ» является государственным бюджетным учреждениям здравоохранения .

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (п. 6).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Поскольку главным распорядителем бюджетных средств ГБУЗ НСО «БЦГБ» является его учредитель . От имени полномочия учредителя осуществляет , Департамент имущества и земельных отношений и Министерство здравоохранения .

Отраслевым органом исполнительной власти для ГБУЗ НСО «БЦГБ» является Министерство здравоохранения . В связи с тем, что до настоящего времени требования противопожарной безопасности ГБУЗ НСО «БЦГБ» исполнены лишь частично, а остальные требования не исполнены по причине недостаточного финансирования, о чем ГБУЗ НСО «БЦГБ» неоднократно сообщало Министерству здравоохранения , то суд, первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы обоснованно пришел к выводу, что Министерство здравоохранения НСО является надлежащим ответчиком по делу.

В целях проверки довода апеллянта по вопросу порядка предоставления средств областного бюджета НСО при исполнении судебного акта, судом апелляционной инстанции в порядке п. 43 разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве дополнительного доказательства по делу приобщен к материалам дела ответ , на запрос суда, согласно которого, указано, что Министерство здравоохранения в соответствии с пунктом 18 Положения о министерстве здравоохранения , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п «О министерстве здравоохранения », является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета , предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.

В отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бердская центральная городская больница» (далее - ГБУЗ НСО «БЦРБ») министерство осуществляет функции и полномочия учредителя и главного распорядителя средств областного бюджета .

Как главный распорядитель бюджетных средств, министерство вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными ему получателями бюджетных средств (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Укрепление материально-технической базы государственных учреждений , подведомственных министерству, является мероприятием государственной программы «Развитие здравоохранения », утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Данное мероприятие включает капитальные и текущие ремонты зданий государственных учреждений , подведомственных министерству, а также оснащение государственных учреждений , подведомственных министерству, современным медицинским оборудованием (в том числе для оказания высокотехнологичной медицинской помощи), медицинскими изделиями, технологическим, бытовым и прочим оборудованием, мебелью, оргтехникой, специальной литературой.

Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана реализации мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения » на очередной 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» утверждена таблица «Перечень объектов капитального строительства (реконструкции), в государственной программе «Развитие здравоохранения » на очередной 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Процедура финансирования бюджетных учреждений, установленная бюджетным законодательством, предусматривает исключительно две формы предоставления бюджетных средств - субсидии на выполнение государственного задания, а также субсидии на иные цели. Указанные субсидии направляются учреждению его учредителем, которым для ГБУЗ НСО «БЦГБ» является министерство.

При формировании от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Закон ) министерству в соответствии с представленными им заявками в областном бюджете дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию основного мероприятия «Укрепление материально-технической базы государственных учреждений , подведомственных министерству здравоохранения » в размере 298 752, 8 тыс. рублей: в соответствии с приложением к от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» на указанное мероприятие выделено 1 408 235,9 тыс. руб.; в соответствии с изменениями, внесенными в данное приложение Законом , на указанное мероприятие выделено 1 707 988,7 тыс. руб.

Министерство в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделено полномочием по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным ему получателям бюджетных средств, к которым относится ГБУЗ НСО «ЩГБ».

Таким образом, на основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апеллянта, определение судом первой инстанции надлежащими ответчиками ГБУЗ «Бердская центральная городская больница» и Министерства здравоохранения и возложение на них соответствующей обязанности следует признать законным и обоснованным. В совокупности, доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и законность выводов суда первой инстанции. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, предусмотренных с. 330 ГПК РФ не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бердского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения. Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения , без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи