НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 18.07.2023 № 2А-1676/2023

Судья Елапов Ю.В. № 2а-1676/2023

Докладчик Толстик Н.В. № 33а-7480/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 18 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Толстик Н.В.,

судей Кошелевой А.П., Рукавишникова Е.А.,

при секретаре Лымаренко О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кодинцевой Ларисы Павловны, Соболевой Ольги Николаевны на решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 13 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Толстик Н.В., объяснения представителя административного ответчика Минцевой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кодинцева Л.П. и Соболева О.Н. обратились в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №18 по Новосибирской области, УФНС России по Новосибирской области, в котором, с учетом последующих уточнений, просили:

1. Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №18 по Новосибирской области по начислению налога на имущество физических лиц на доли, входящие в состав общего имущества - незавершённый строительством многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного и административного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в том числе:

- в размере 16 837 рублей за 2021 год на <данные изъяты> доли, принадлежащие Кодинцевой Ларисе Павловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН (уведомление № 43672512 от 01.09.2022);

- в размере 67 845 рублей за 2021 год на <данные изъяты>, итого <данные изъяты> доли, принадлежащие Соболевой Ольге Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (уведомление №29942242 от 01.09.2022),

и запретить производить начисление и взыскание налога на указанное имущество до ввода объекта в эксплуатацию и разделения его на соответствующие проекту помещения.

2. Признать незаконными решения УФНС России по Новосибирской области, принятые по жалобам Кодинцевой Л.П. и Соболевой О.Н., об отказе произвести перерасчёт налога на имущество физических лиц, исключив начисленный налог на доли в незавершённом строительством многоквартирном жилом доме со встроенно-пристроенными помещениями общественного и административного назначения с кадастровым номером , расположенном по адресу <адрес>

3. Обязать Межрайонную ИФНС России №18 по Новосибирской области и Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Соболевой Ольги Николаевны (ИНН ) и Кодинцевой Ларисы Павловны (ИНН ) в отношении неправомерно начисленного налога на имущество - доли в незавершенном строительством объекте с кадастровым номером , расположенном по адресу <адрес>

Административный иск обоснован следующим. Административным истцам налоговым органом направлены уведомления об оплате налога на имущество физических лиц за 2021 год, из которых следовало, что:

- Кодинцевой Л.П. начислен налог в размере 16 837 рублей на долю в праве <данные изъяты> на объект с кадастровым номером (уведомление №43672512 от 01.09.2022, получено 27.09.2022); Соболевой О.Н. в размере 67 845 рублей на доли в праве <данные изъяты> и <данные изъяты> на объект с кадастровым номером (уведомление №29942242 от 01.09.2022, получено 17.09.2022).

Налог начислен на принадлежащие административным истцам доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и административного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, со степенью готовности 76% от общего строительного объема.

Не согласившись с указанными начислениями, административные истцы обратились в Межрайонную ИФНС №18 по Новосибирской области с заявлениями, в которых просили сторнировать (убрать) незаконно произведённые начисления (исх.№2022110901004770).

По результатам рассмотрения обращений Межрайонная ИФНС №18 по Новосибирской области отказала административным истцам в удовлетворении требований (исх.№ 5402-00-11-2022/006628) в связи с чем, административные истцы направили жалобу в Управление ФНС по Новосибирской области, на которые также получили отказ. Вместе с тем, с начислением налога на спорные доли административные истцы не согласны, поскольку незавершённый строительством объект - многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного и административного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, в эксплуатацию не введён. Жилые помещения не переданы в собственность истцов, а принадлежащие им на праве собственности доли не выделены в натуре, являются абстрактной частью общего имущества (незавершенного строительством объекта), которое в силу пункта 3 статьи 401 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения. За защитой своего нарушенного права истцы обратились в суд с настоящим административным иском.

Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 13.04.2023 административный иском Кодинцевой Л.П. и Соболевой О.Н. удовлетворен частично, на Межрайонную ИФНС России №18 по Новосибирской области возложена обязанность произвести Кодинцевой Л.П. и Соболевой О.Н. перерасчет налога на имущество физических лиц за 2021 год по ставке 0,1%. В удовлетворении оставшейся части административного иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, административные истцы ФИО1 и ФИО2 подали на него апелляционную жалобу, в которой просят решение изменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По доводам жалобы, объектом налогообложения является многоквартирный дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и административного назначения и трансформаторной подстанцией, со степенью готовности 76% от общего строительного объема. Принадлежащие административным истцам доли не выделены в натуре из состава общего имущества многоквартирного дома. Многоквартирный дом не подлежит разделу на соответствующие проекту помещения до его ввода в эксплуатацию. Только после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и его разделения, доли апеллянтов в общем имуществе преобразуются в конкретные помещения, которые и будут являться объектом налогообложения. На сегодняшний день доли, принадлежащие административным истцам, является частью общего имущества многоквартирного дома, входят в его состав, следовательно, в силу пункта 3 статьи 401 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения. Фактически за истцами зарегистрированы имущественные права, которые в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ также не признаются имуществом для целей налогообложения.

Кроме того, объект незавершенного строительства входит в конкурсную массу застройщика, признанного банкротом, истцы с требованиями о передаче объектов включены в реестр требований кредиторов. Таким образом, данный объект фактически дважды является объектом налогообложения, как для организации-застройщика, так и для физических лиц – собственников долей в праве на этот объект, что недопустимо.

Кроме того, решение суда в части отказа в признании незаконными решений УФНС России по Новосибирской области, принятых по жалобам административных истцов, противоречит выводам суда о необходимости произвести перерасчет налога по ставке 0,1% вместо 2%.

Проверив законность судебного акта по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц относятся: жилой дом, квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (часть 3 статьи 401 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ).

Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и должны не превышать размеров, установленных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Налог на имущество физических лиц на территории г. Новосибирска установлен Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2014 №1210 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Новосибирска», пунктом 2 которого определены налоговые ставки в следующих размерах:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заочным решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 20.01.2021 за ФИО2 признано право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными посещениями общественного и административного назначения, подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес> возводимый на земельном участке с кадастровым номером , что после сдачи дома в эксплуатацию будет соответствовать двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. (без учета площади лоджии).

Этим же решением за ФИО2 признано право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными посещениями общественного и административного назначения, подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес> возводимый на земельном участке с кадастровым номером , что после сдачи дома в эксплуатацию будет соответствовать помещению общей площадью <данные изъяты> кв.м и помещению общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Заочным решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 13.04.2021 за ФИО1 признано право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными посещениями общественного и административного назначения, подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес> расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , что после сдачи дома в эксплуатацию будет соответствовать двухкомнатной квартире , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на девятом этаже объекта.

Налоговым уведомлением №43672512 от 01.09.2022 ФИО1 на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, исчислен налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 16 837 рублей.

Налоговым уведомлением №29942242 от 01.09.2022 ФИО2 на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, исчислен налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 67 845 рублей.

Расчет налога произведен налоговым органом с применением налоговой ставки 2% и налоговой базы в размере 551 573 665 рублей и 552 426 834 рубля соответственно. При этом, налоговая база определена как кадастровая стоимость всего объекта незавершенного строительства с кадастровым номером

Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что за ФИО2 и ФИО1 признано право собственности на доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства, следовательно, они являются плательщиками налога на имущество в отношении данного имущества. Вместе с тем, поскольку объект незавершенного строительства возводился как жилой дом, налоговая ставка в соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2014 №1210 должна применяться в размере 0,1%, а не 2%, как посчитано налоговым органом.

С выводами суда первой инстанции о правомерности начисления налога на имущество физических лиц в отношении спорных долей с применением кадастровой стоимости всего объекта незавершенного строительства судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Экономической основой налогов на имущество (квартиру), является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.

Как следует из приведенной выше статьи 401 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе, может являться объект незавершенного строительства.

В соответствии с выпиской из ЕГРН на кадастровом учете с кадастровым номером стоит незавершенный строительством объект, многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и административного назначения, площадь застройки <данные изъяты> кв. м, степень готовности 76%, кадастровая стоимость 552 426 834 рубля 26 копеек.

Вместе с тем, административным истцам на праве собственности принадлежит не весь указанный объект незавершенного строительства, а только доли в праве общей долевой собственности на указанный объект.

В настоящее время доли истцов являются идеальными, в натуре не выделены, соответствующие им помещения на кадастровый учет не поставлены, их кадастровая стоимость не определена, а конкретным квартирам эти доли будут соответствовать только после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

В силу части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

Осуществление государственного кадастрового учета помещений при отсутствии в ЕГРН сведений о здании, в котором они расположены, Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено (исключение составляет случай, когда помещение является ранее учтенным и сведения о нем вносятся по правилам части 5 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Действующим законодательством не предусмотрена возможность постановки помещения на кадастровый учет и определения его кадастровой стоимости до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором помещение находится.

Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцам имущества, соответствующего размеру их долей в праве, в настоящее время не определена.

Вместе с тем, в состав объекта незавершенного строительства, из кадастровой стоимости которого налоговый орган рассчитал налог на имущество ФИО2 и ФИО1, в том числе, входит и общее имущество многоквартирного дома, которое в силу пункта 3 статьи 401 Налогового кодекса РФ не является объектом налогообложения.

При таких обстоятельствах налоговая база в отношении спорного имущества административных истцов фактически не определена, а применяемая налоговая база не обоснована.

В связи с указанными обстоятельствами применение для расчета налога на имущество кадастровой стоимости всего объекта незавершенного строительства приводит к нарушению прав административных истцов.

Как следствие, является незаконным применение налоговым органом и налоговой ставки в размере 2%, значение которой применяется только в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей.

При таких обстоятельствах следует признать незаконными действия МИФНС России №18 по Новосибирской области по начислению ФИО1 в налоговом уведомлении №43672512 от 01.09.2022 налога на имущество за 2021 год в отношении доли <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и делового назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в размере 16 837 рублей, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости 551 537 665 рублей и налоговой ставки 2%.

Также следует признать незаконными действия МИФНС России №18 по Новосибирской области по начислению ФИО2 в налоговом уведомлении №29942242 от 01.09.2022 налога на имущество за 2021 год в отношении доли <данные изъяты> и доли <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и делового назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, в размере 67 845 рублей, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости 552 426 834 рубля и налоговой ставки 2%.

Учитывая выводы судебной коллегии, приведенные выше, следует признать незаконным решение УФНС России по Новосибирской области, принятое по жалобам истцов, в которых они просили признать незаконным решение нижестоящего налогового органа и произвести им перерасчет налога на имущество физических лиц, без начисления налога на спорные доли. По приведенным выше мотивам отказ вышестоящего налогового органа в удовлетворении жалоб являлся незаконным (л.д.47-50).

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования административного иска в части установления налоговому органу запрета исчислять и принимать меры к взысканию налога на спорное имущество до ввода объекта в эксплуатацию и разделения на соответствующие проекту помещения.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца

В рамках административного дела суд осуществляет защиту нарушенных прав административного истца от последствий конкретных оспариваемых действий, бездействий или решений.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).

В данном случае путем признания незаконными действий налогового органа по исчислению спорного налога в конкретных налоговых уведомлениях достигается защита нарушенных прав административных истцов, в связи с чем принятие каких-либо дополнительных мер, направленных на восстановление их нарушенных прав не требуется. При этом, защита прав на будущее время от потенциально возможных последующих действий или решений административного ответчика в рамках административного судопроизводства не производится.

При таких обстоятельствах решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 13 апреля 2023 года – отменить. Принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконными действия МИФНС России №18 по Новосибирской области по начислению ФИО1 в налоговом уведомлении №43672512 от 01.09.2022 налога на имущество за 2021 год в отношении доли <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и делового назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в размере 16 837 рублей, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости 551 537 665 рублей и налоговой ставки 2%.

Признать незаконными действия МИФНС России №18 по Новосибирской области по начислению ФИО2 в налоговом уведомлении №29942242 от 01.09.2022 налога на имущество за 2021 год в отношении доли <данные изъяты> и доли <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного и делового назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, в размере 67 845 рублей, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости 552 426 834 рубля и налоговой ставки 2%.

Признать незаконным решение Управления ФНС России по Новосибирской области, принятое по результату рассмотрения жалоб о необходимости произвести перерасчет налога на имущество без учета налога, исчисленного на указанные доли в праве.

Апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 – удовлетворить частично.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: