НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 17.03.2016 № 33-2477/2016

Судья Федорова Е.Д.

Докладчик Карболина В.А. Дело № 33-2477\2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Дроня Ю.И.

судей Карболиной В.А., Давыдовой И.В.

при секретаре Е.В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 17 марта 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 22 декабря 2015 года, которым исковые требования К.И.П. к УПФ РФ (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, включении указанных периодов в специальный стаж, назначении досрочной пенсии - удовлетворены.

Признано незаконным решение об отказе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области от 07.04.2015г. за № 17 в назначении досрочной трудовой пенсии К.И.П..

Включены в специальный стаж К.И.П. для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды:

с 16.12.1987г. по 07.03.1989г.- в должности мастера РСУ треста «Химэлектромонтаж»;

с 29.01.2007г. по 20.04.2007г.-в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17»;

с 23.04.2007г. по 29.06.2007г.- в должности производителя работ в ООО «Сибстрой»;

с 02.07.2007г. по 31.10.2007г.- в должности производителя работ в ООО «Строитель»;

с 01.11.2007г. по 14.05.2008г.- в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17»;

с 01.01.2015г. по 22.02.2015г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго».

Признано за К.И.П. право на получение досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления в Управление Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области - с 27 февраля 2015года.

Обязано Управление Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области назначить К.И.П. досрочную трудовую пенсию с 27 февраля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения К.И.П. и его представителя Е.М.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.И.П. обратился в суд с заявлением к УПФ РФ (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что 07.04.2015г. решением УПФ РФ ( государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области ему было отказано в назначении пенсии, так как в стаж, дающий право на досрочную пенсию, не могут быть включены периоды его работы с 16.12.1987г. по 07.03.1989г. - в должности мастера РСУ треста «Химэлектромонтаж»; с 29.01.2007г. по 20.04.2007г. в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17»; с 23.04.2007г. по 29.06.2007г.- в должности производителя работ в ООО «Сибстрой»; с 02.07.2007г. по 31.10.2007г.- в должности производителя работ в ООО «Строитель»; с 01.11.2007г. по 14.05.2008г.- в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17»; с 01.01.2015г. по 22.02.2015г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго».

Считает, что указанные спорные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку он работал в качестве мастера не только на строительстве зданий и сооружений, но и на реконструкции, техническом перевооружении, ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Истец с учетом уточнений, просил признать незаконным отказ в досрочном назначении трудовой пенсии, включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной пенсии, включить в стаж следующие периоды работы: с 16.12.1987г. по 07.03.1989г.- в должности мастера РСУ треста «Химэлектромонтаж»;

с 29.01.2007г. по 20.04.2007г.-в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17»;

с 23.04.2007г. по 29.06.2007г.-в должности производителя работ в ООО «Сибстрой»;

с 02.07.2007г. по 31.10.2007г.- в должности производителя работ в ООО «Строитель»;

с 01.11.2007г. по 14.05.2008г.- в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17»;

с 01.01.2015г. по 22.02.2015г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго».

Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неверно указал об исчислении стажа, необходимого для назначения истцу пенсии досрочно (12 лет 6 месяцев вместо правильного - 7 лет 6 месяцев).

Ссылки суда в решении на Федеральный закон «О трудовых пенсиях», утративший силу в части регулирования досрочного пенсионного обеспечения, и утратившее силу постановление Пленума Верховного Суда РФ 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Считает, что для назначения истцу страховой пенсии досрочно необходимо документально подтвердить факт его работы в тяжелых условиях на протяжении всех без исключения спорных периодов.

Кроме того, судом не был принят во внимание довод ответчика о том, что согласно Списку №2 от 26.01.1991 право на досрочную пенсию имеют мастера строительных и монтажных работ, а в соответствии со Списком №2 от 22.08.1956 право предоставлено мастерам, занятым только на строительстве зданий и сооружений.

Из представленной истцом для назначения пенсии уточняющей справки от 16.09.2014 следует, что истец был занят не только на строительстве.

Таким образом на дату вынесения решения об отказе в назначении пенсии у ответчика отсутствовали документы, подтверждающие работу истца в условиях, дающих право на досрочную пенсию в спорный период с 16.12.1987 по 07.03.1989.

Обращает внимание на то, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета о спорном периоде работы с 01.01.2015 по 27.02.2015 в должности мастера строительных и монтажных работ, включая код льготы, были получены ответчиком от работодателя истца 22.05.2015г., то есть уже после принятия решения об отказе в назначении истцу пенсии.

В связи с отсутствием подтверждения занятости истца в условиях труда, дающих право на досрочную страховую пенсию, два указанных периода правомерны не были включены ответчиком в специальный стаж истца.

Вывод суда о работе истца в тяжелых условиях в должности производителя работ на протяжении 2007-2008 годов в четырех самостоятельных юридических лицах (ООО «Строитель», ООО «Сибстрой», ООО «УК СМУ-17» и ЗАО «СМУ-17») не подтвержден материалами дела.

Для подтверждения характера работы в ООО «Сибстрой» (спорный период 23.04.2007-29.06.2007) истцом в судебном заседании были представлены журнал №1 общих работ и журнал №1 бетонных работ. Акты освидетельствования проведенных ООО «Сибстрой» скрытых работ не содержат упоминания об истце как о производителе работ.

Документы, уточняющие характер работы истца в трех других организациях, в материалах дела отсутствуют.

Из заявления истца ответчику от 27.02.2015 следует, что ни льготные (уточняющие) справки о работе в должности производителя работ, ни какие-либо другие документы истец предоставить не может в связи с ликвидацией организаций-работодателей. Однако материалами дела сведения о ликвидации ООО «Строитель», ООО «Сибстрой», ООО «УК СМУ-17» и ЗАО «СМУ-17» не подтверждаются.

Таким образом, истцом не доказан факт постоянной занятости в течение всех спорных периодов в условиях, предоставляющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. №400 «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона от 28.12.2013г. №400 «О страховых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона от 28.12.2013г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Подтверждение и подсчет страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, регулируется нормами ст. 14 Закона от 28.12.2013г., «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для

трудовых пенсий», утвержденными 24.07.2002г. постановлением Правительства РФ № 555, а также «Правилами исчисления периодов работы,

дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными 11.07.2002 постановлением Правительства РФ № 516 (далее Правила от 11.07.2002 № 516) и «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н.

Порядок от 31.03.2011 № 258н определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2,6,13 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001. В пункте 3 раздела I Порядка от 31.03.2011 № 258н указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:?

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон от 01.04.1996) — документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с законом от 01.04.1996 — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В пункте 4 абзаца 2 раздела II Порядка от 31.03.2011 № 258н указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ в определенном месте или структурном подразделении и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В пункте 5 Правил от 11.07.2002 № 516 указано, что работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение периодов нахождения в административных отпусках, в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках Правилами 11.07.2002 № 516 не предусмотрено.

Частью 2 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400 предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Частью 4 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400 предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление от 16.07.2014 № 665) определены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона от 28.12.2013. Пунктом 3 Постановления от 16.07.2014 № 665 определено какие правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При определении вида работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному подпункту 2, применяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991№ 10, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях» (далее Список № 2 от 26.01.1991).

Согласно абзацу 2 подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 № 239 «О внесении в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537, время работ, выполнявшихся до 1 января 1992, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 №1173 (далее Список № 2 от 22.08.1956)», засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26.01.1991.

Наименования профессий и должностей в Списках № 1 и № 2 приведены в соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 1 86 016, применявшимся на момент утверждения Списков.

Действие Списка № 2, утвержденного в 1991, не ограничивается каким- либо периодом, т.е. применяется как за время работы с 01.01.1992, так и за период работы до 01.01.1992, Список № 2 от 22.08.1956 применяется только за период работы до 01.01.1992.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона от 28.12.2013 № 400, периоды работы регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона от 28.12.2013 № 400, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С 01.01.2013 в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ (далее Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) для страхователей установлен дополнительный тариф страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ.

Кроме того, согласно подпункту 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны указываться периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

С учетом изложенного, при обращении за установлением досрочной страховой пенсии застрахованных лиц для решения вопроса о включении в стаж соответствующих видах работ периодов их работы, начиная с 01.01.2013г. помимо других необходимых сведений в отношении стажа на соответствующих видах (о характере и условиях труда, о занятости полный рабочий день и т. д.) необходимо подтверждение факта начисления (уплаты) страхователем страховых взносов с учетом дополнительного тарифа.

Право на льготное пенсионное обеспечение по позиции 22900006- 23419 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое сооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 от 26.01.1991г. предоставлено мастерам строительных и монтажных работ, занятым выполнением работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов. «Мастер строительных и монтажных работ» - это полное наименование должности в соответствии с Общесоюзным (общероссийским) классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Действующим законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по позиции «22900006-24441 раздела XXVII строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 от 26.01.1991г. предоставлено производителям работ, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, и других объектов.

Указанный выше Список № 2 от 22.08.1956г. в пункте «б» «Инженерно-технические работники» раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» профессии содержит профессии «мастера (десятники) и прорабы».

Основным документом, подтверждающим периоды работы на соответствующих видах работ, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. В том случае, если в Списках указаны дополнительные показатели (условия), при которых предоставляется право на пенсионное обеспечение, то такие условия должны подтверждаться уточняющей справкой. Уточняющая справка выдается работнику организацией на основании имеющихся первичных документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и подтверждающих характер работы и труда этого работника.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-0, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Судом установлено, что 07.04.2015г. решением УПФ РФ ( государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области в назначении пенсии истцу было отказано, в специальный стаж не были включены ни в календарном, ни в льготном исчислении периоды работы истца с 16.12.1987г. по 07.03.1989г.- в должности мастера РСУ треста «Химэлектромонтаж»; с 29.01.2007г. по 20.04.2007г. в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17»; с 23.04.2007г. по 29.06.2007г.-в должности производителя работ в ООО «Сибстрой»; с 02.07.2007г. по 31.10.2007г.-в должности производителя работ в ООО «Строитель»; с 01.11.2007г. по 14.05.2008г. в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17»; с 01.01.2015г. по 22.02.2015г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, и назначения ему досрочной трудовой пенсии.

При этом суд исходил из того, что не включение периода с 16.12.1987г. по 07.03.1989г. в качестве мастера в ОАО Производственном монтажно-строительном предприятии «Электрон», в специальный страховой стаж, нарушает права и законные интересы истца, так как согласно письма Пенсионного Фонда РФ от 19.04.2014 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должность прямо предусмотрено списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992г. рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без иной проверки.

Списком № 2 от 26.01.1991г. предусмотрены мастера строительных и монтажных работ. Списком № 2 от 22.08.1956г. предусмотрены мастера, но только на новом строительстве зданий и сооружений.

В соответствии со справкой № 02-08/1288 от 16.09.2014г., данной ОАО ПМСП «Электрон», Кулижников И.П. работал полный рабочий день при полной рабочей недели в подразделениях треста «Химэлектромонтаж» в качестве мастера не только на строительстве зданий и сооружений, но и на реконструкции, техническом перевооружении, ремонте зданий, сооружений и других объектов. Данная работа предусмотрена Списком №2 разделом ХХ1Х, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173. РСУ треста «Химэлектромонтаж» был реорганизован в ОАО Производственное монтажно-строительное предприятие «Электрон». (л.д.28).

Кроме того, имеется уточняющая справка № 02-08/436 от 14.04.2015 года, согласно которой К.И.П. с 16.12.1987 года по 07.03.1989 года работал в качестве мастера на строительстве в указанном управлении.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о включении периода работы с 16.12.1987 года по 07.03.1989г. в качестве мастера на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, сооружений и других объектов в РСУ треста «Химэлектромонтаж» (в ОАО Производственном монтажно-строительном предприятии «Электрон») в специальный стаж.

Из материалов дела усматривается, что периоды работы истца с 29.01.2007 г. по 20.04.2007 г. в должности производителя работ в Закрытом акционерном обществе «СМУ-17»; с 23.04.2007 г. по 29.06.2007 г. в должности производителя работ в ООО «Сибстрой»; с 02.07.2007 г. по 31.10.2007 г. в должности производителя работ в ООО «Строитель»; с 01.11.2007 г. по 14.05.2008 г. в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17», не засчитаны в специальный стаж, так как не предоставлена справка, уточняющая стаж на соответствующих видах работ и в данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии (код льготы).

Период работы с 01.01.2015 г. по 26.02.2015 г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго» не засчитан в специальный стаж, так как в данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии (код льготы).

Однако, суд первой инстанции признал необоснованным не включение данных периодов в специальный страховой стаж истца ввиду следующего.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 30 закона от 28.12.2013г. №400 «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, учитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», вступивших в силу с 01 января 2015 года, предполагает, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01 1992 г.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичные положения были закреплены пунктом 1 статьи 13 Закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 года N 9-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона, страхователями являются юридические лица. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также включивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ).

Таким образом, отсутствие данных персонифицированного учета, уплаты страховых взносов не может служить причиной отказа во включении в страховой стаж работника периода работы, а также в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж. Отсутствующие данные в сведениях персонифицированного учета, уплата страховых взносов не могут лишать гражданина права на включение спорных периодов в его страховой стаж.

Следовательно, на истца не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователями ЗАО «СМУ-17», ООО «Сибстрой», ООО «Строитель», ООО «УК СМУ-17» обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, следует принять во внимание, что характер работы истца в качестве производителя работ в оспариваемые периоды подтверждается записями трудовой книжки, согласно которой К.И.П. с 29.01.2007г. по 20.04.2007г. работал в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17» и уволен переводом в ООО «Сибстрой»; с 23.04.2007г. по 29.06.2007г. работал в должности производителя работ в ООО «Сибстрой» и уволен переводом в ООО «Строитель; с 02.07.2007г. по 31.10.2007г. работал в должности производителя работ в ООО «Строитель» и уволен переводом в ООО «УК СМУ-17»; с 01.11.2007г. по 14.05.2008г. работал в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17».

Как следует из материалов дела, показаний свидетелей, вышеуказанные ЗАО «СМУ-17», ООО «Сибстрой», ООО «Строитель», ООО «УК СМУ-17» фактически возглавлялись одним руководителем А.Д.В. и находились по адресу: <адрес>.

Кроме этого, актами приемки выполненных работ также подтверждается, что ЗАО «СМУ-17», ООО «Сибстрой», ООО «Строитель», ООО «УК СМУ-17» фактически возглавлялись одним руководителем А.Д.В. Данными актами подтверждается занятость истца в качестве производителя работ в ООО «Сибстрой», где он работал вместе с М.Д.В., также выполняющим обязанности производителя работ. В данных актах, исследованных в судебном заседании имеются их подписи.

К тому же косвенно факт работы истца в качестве производителя работ в ООО «Сибстрой», ЗАО «СМУ-17» подтверждается показаниями свидетелей М.Д.В. и К.Н.Н., работавших в данных организациях вместе с истцом. М.Д.В. работал также производителем работ.

К тому же в Списке работников, занятых на строительстве объекта, указано, что К.И.П. был занят на строительстве объекта «Цех горячего цинкования» в качестве производителя работ (прораба). Данный Список был подписан директором ООО «Сибстрой»-ЗАО «СМУ-17» - А.Д.В., что подтверждается договором генерального подряда на строительство.

В суд первой инстанции были представлены общие журналы работ, журналы бетонных работ ООО «Сибстрой», в которых указаны сведения о том, что К.И.П. работал в качестве производителя работ (прораб) в ООО «Сибстрой», в журналах зафиксированы работы за период 2007-2008годы.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца должны быть зачтены в календарном исчислении в специальный стаж.

Согласно сведений ЕГРЮЛ об юридическом лице, ООО «Строитель» прекратило деятельность путем присоединения (л.д.117 т.1); ЗАО «СМУ-17» по состоянию на 19.11.2015г. находится в стадии ликвидации (л.д.133 т.1); ООО «УК СМУ-17» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения (л.д.140 т.1); ООО «Сибстрой» в данном реестре отсутствует.

Отсутствие деятельности данных предприятий, что явилось причиной неполучения из данных организаций истцом уточняющих справок для назначения пенсии, не должно лишить законного права истца на назначение льготной пенсии.

Также суд правильно засчитал в льготный стаж истца для назначения пенсии период с 01.01.2015г. по 22.02.2015г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго», поскольку данный период подтверждается уточняющей справкой №15-02-П от 05.03.2015г. ООО «Транскомплектэнерго». Из данной справки следует, что истец работает в данной организации с 1.12.2014г. мастером строительных и монтажных работ. Данная категория работников относится к Списку №2 раздел ХХV11 Код 2290000б-23419 и имеет право на льготную пенсию в соответствии с п.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». (л.д.24 т.1).

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При принятии решения судом правильно применены нормы материального права.

Доводы апелляционной жалобы о неверном указании наименования ответчика, не влекут отмену постановленного судом решения, поскольку ответчик не лишен права обратиться в суд для исправления описки в установленном законом порядке, предусмотренном ст. 200 ГПК РФ.

Судебная коллегия считает, что доводы жалобы о неверном исчислении стажа, необходимого для назначения истцу пенсии досрочно (12 лет 6 месяцев вместо правильного - 7 лет 6 месяцев), заслуживают внимание. Однако указанные доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку решением УПФ РФ (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области установлена продолжительность общего трудового стажа истца - 37 лет 6 мес. 03 дня, а специальный стаж - 4 года 11 мес. 4 дня.

Судом установлено, что в специальный стаж не были включены спорные периоды работы истца с 16.12.1987г. по 07.03.1989г.- в должности мастера РСУ треста «Химэлектромонтаж»; общей продолжительностью 1 год 2 мес. 21 день; с 29.01.2007г. по 20.04.2007г. в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17»; общей продолжительностью 2 мес. 21 день; с 23.04.2007г. по 29.06.2007г. в должности производителя работ в ООО «Сибстрой»; общей продолжительностью 2 мес. 6 дней; с 02.07.2007г. по 31.10.2007г. в должности производителя работ в ООО «Строитель»; общей продолжительностью 3 мес. 29 дней; с 01.11.2007г. по 14.05.2008г. в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17»; общей продолжительностью 7мес. 13 дней; с 01.01.2015г. по 22.02.2015г. в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «Транскомплектэнерго», общей продолжительностью 1 мес. 22 дня, а всего 2 года 7 мес. 28 дней.

Таким образом, с учетом включенных пенсионным органом периодов работы продолжительностью 4 года 11 месяцев 4дня и засчитанных судом первой инстанции периодов специальный стаж истца составляет не 12 лет 6 мес., а 7 лет 7 месяцев, что дает ему право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста со дня достижения 57 летнего возраста, то есть с 22.02.2015 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно ссылается в решении на Федеральный закон «О трудовых пенсиях», утративший силу в части регулирования досрочного пенсионного обеспечения, и утратившее силу постановление Пленума Верховного Суда РФ 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», являются обоснованными, но указанные доводы не могут являться основанием для отмены решения суда ввиду того, что поскольку действующее пенсионное законодательство содержит аналогичные нормы в части регулирования досрочного пенсионного обеспечения.

Доводы жалобы о том, что у ответчика отсутствовали документы, подтверждающие работу истца в условиях, дающих право на досрочную пенсию, в спорный период с 16.12.1987 по 07.03.1989 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно письма Пенсионного Фонда РФ от 19.04.2014 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должность прямо предусмотрено списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992г. рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без иной проверки.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о включении периода работы с 16.12.1987 года по 07.03.1989г. в качестве мастера на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, сооружений и других объектов в ОАО Производственном монтажно-строительном предприятии «Электрон» в специальный стаж, поскольку указанный период подтверждается Списком № 2 от 26.01.1991г., которым предусмотрены мастера строительных и монтажных работ, Списком № 2 от 22.08.1956г. предусмотрены мастера, но только на новом строительстве зданий и сооружений, а также справкой № 02-08/1288 от 16.09.2014г., согласно которой К.И.П. работал в качестве мастера не только на строительстве зданий и сооружений, но и на реконструкции, техническом перевооружении, ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Кроме того, имеется уточняющая справка № 02-08/436 от 14.04.2015 года, согласно которой К.И.П. с 16.12.1987 года по 07.03.1989 года работал в качестве мастера на строительстве в указанной организации.

Довод жалобы о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета о спорном периоде работы с 01.01.2015 по 27.02.2015 в должности мастера строительных и монтажных работ, включая код льготы, были получены ответчиком от работодателя истца 22.05.2015г., то есть уже после принятия решения об отказе в назначении истцу пенсии, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку отсутствие данных персонифицированного учета, уплаты страховых взносов не может служить причиной отказа во включении в страховой стаж работника периода работы, а также в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж. Отсутствующие данные в сведениях персонифицированного учета, уплата страховых взносов не могут лишать гражданина права на включение спорных периодов в его страховой стаж.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения периодов работы истца в тяжелых условиях в должности производителя работ на протяжении 2007-2008 годов в четырех самостоятельных юридических лицах (ООО «Строитель», ООО «Сибстрой», ООО «УК СМУ-17» и ЗАО «СМУ-17»), не обоснован.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что работа истца в спорные периоды в ООО «Строитель», ООО «Сибстрой», ООО «УК СМУ-17» и ЗАО «СМУ-17» в качестве производителя работ, подтверждена записями в трудовой книжке, согласно которым К.И.П. с 29.01.2007г. по 20.04.2007г. работал в должности производителя работ в ЗАО «СМУ-17» и уволен переводом в ООО «Сибстрой»; с 23.04.2007г. по 29.06.2007г. работал в должности производителя работ в ООО «Сибстрой» и уволен переводом в ООО «строитель; с 02.07.2007г. по 31.10.2007г. работал в должности производителя работ в ООО «Строитель» и уволен переводом в ООО «УК СМУ-17»: с 01.11.2007г. по 14.05.2008г. работал в должности производителя работ в ООО «УК СМУ-17».

Как следует из материалов дела и показаний свидетелей, вышеуказанные ЗАО «СМУ-17», ООО «Сибстрой», ООО «Строитель», ООО «УК СМУ-17» фактически возглавлялись одним руководителем А.Д.В. и находились по адресу: <адрес>.

Актами приемки выполненных работ также подтверждается, что ЗАО «СМУ-17», ООО «Сибстрой», ООО «Строитель», ООО «УК СМУ-17» фактически возглавлялись одним руководителем А.Д.В.

К тому же в Списке работников, занятых на строительстве объекта, указано, что К.И.П. был занят на строительстве объекта «Цех горячего цинкования» в качестве производителя работ ( прораба). Данный Список был подписан директором ООО «Сибстрой»-ЗАО «СМУ-17» - А.Д.В., что подтверждается договором генерального подряда на строительство.

Более того, общие журналы работ, журналы бетонных работ ООО «Сибстрой», представленные суду первой инстанции, содержат сведения сведения о том, что К.И.П. работал в качестве производителя работ (прораб) в ООО «Сибстрой».

Кроме этого, Постановлением государственного строительного комитета СССР от 03.07.1987 г. N 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций» и квалификационным справочником должностей и руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. N 37 утверждены должностные обязанности производителя работ, которые в основном сводятся к тому, что он осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка. Обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ. Организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами. Обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке.

Таким образом, факт того, что истец в спорные периоды выполнял обязанности производителя работ в строительных организациях, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, подтверждается письменными материалами дела и показаниями свидетелей.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца в должности производителя работ должны быть зачтены в календарном исчислении в специальный стаж, в связи с чем оснований для исключения указанных периодов из стажа, дающего права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» не имеется.

Иных доводов, являющихся основанием для отмены судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Новосибирска от 22 декабря 2015 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: