№ 2а-611/2020
№ 33а-4282/2020
Судья Попова М.В.
Докладчик Кошелева А.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 16 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Деменковой Ю.Г., Разуваевой А.Л.
при секретаре Павловой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Можаевой Ларисы Борисовны на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04 февраля 2020 года, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области к Можаевой Ларисе Борисовне о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу и пени удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Можаевой Л.Б., в котором, с учетом уточнения требований, просила взыскать с Можаевой Л.Б. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 111 руб. 05 коп., пени в размере 20 руб. 61 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 1 января 2017 года, в размере 566 руб. 13 коп., пени в размере 105 руб. 01 коп., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 505 руб., пени в размере 140 руб. 76 коп., общую сумму 1448,56 рублей.
В обоснование требований указано, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области состоит в качестве налогоплательщика Можаева Лариса Борисовна, ИНН №, дата рождения: <данные изъяты> место рождения: <адрес>.
Можаева Л.Б. с 01.06.2010 по 09.01.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также страховых взносов.
Согласно представленным декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2015-2016 года, налоговый период "код 24" (далее - декларации), код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 52.12 (прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах), сумма доходов по виду деятельности составляет: за 2015 год сумма доходов и налоговая база составили 9000 рублей, сумма исчисленного налога 510 руб., за 2016 год сумма доходов и налоговая база составили 9000 рублей, сумма исчисленного налога 510 рублей.
Инспекцией на основании статей 69, 70 НК РФ в отношении плательщика были выставлены требования от 27.01.2016 № 1231, от 11.03.2016 № 3306, от 29.12.2016 № 064S01160397285, от 21.03.2017 № 35650, от 05.07.2017 № 2548, от 11.01.2018 № 75301, от 25.10.2018 № 5696, от 25.10.2018 № 6196, от 17.12.2018 № 20608 об уплате налога, в которых сообщалось о наличии задолженности, а так же о сумме начисленной недоимки и пени. Факт направления требований в адрес налогоплательщика подтверждается реестром исходящей заказной почтовой корреспонденции.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, на сумму задолженности начислены пени.
20.05.2019 года мировым судьей 6-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области был вынесен судебный приказ № 2а-862/19-6 о взыскании с Можаевой Л.Б. заявленной в иске задолженности.
В связи с поступлением от Можаевой Л.Б. возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи 6-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 31.05.2019 судебный приказ № 2а-862/19-6 от 20.05.2019 о взыскании с Можаевой Л.Б. задолженности по налогу, пени и страховых взносов отменен.
По взыскиваемой недоимке по единому налогу на вмененный доход, налоговым органом в уточнении требований, со ссылкой на ст. 45 НК РФ указано, что поскольку данный налог был ошибочно оплачен Можаевой Л.Б. 14.12.2016 на неверно указанный код бюджетной классификации, заявление на уточнение платежа до 14.12.2019 в налоговый орган не представлено, на основании ст. 78 НК РФ налоговым органом было вынесено решение от 22.01.2020 об отказе в уточнении платежа на сумму 510 рублей.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04.02.2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом постановлено взыскать с Можаевой Ларисы Борисовны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 111 руб. 05 коп., пени в размере 20 руб. 61 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 566 руб. 13 коп., пени в размере 105 руб. 01 коп., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 505 руб., пени в размере 140 руб. 76 коп., а всего 1448 руб. 56 коп.
Взыскать с Можаевой Ларисы Борисовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
С указанным решением суда не согласилась Можаева Л.Б. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04 февраля 2020 года в части взыскания единого налога на вмененный доход в размере 505 руб., пени в размере 140 руб. 76 коп., взыскания государственной пошлины в размере 400 руб.
В обоснование жалобы указано, что взыскание с неё единого налога на вмененный доход в размере 505 руб., пени в размере 140 руб. 76 коп. незаконно, поскольку в суд первой инстанции, а также в налоговую инспекцию ею были представлены документы, подтверждающие оплату налога в полном размере. 30.04.2019 г. в ответ на заявление о вынесении судебного приказа № 989 в ИФНС № 15 были повторно отправлены квитанция и копия письма от 20.04.2017 г.
Также суд, отклоняя её доводы, указал, что ею неверно был указан КБК, а не ОКТМО.
Кроме того, она является инвалидом 2 группы, получает социальную пенсию.
На апелляционную жалобу поданы возражения налогового органа.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также п. 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
На основании п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (пункт 3 статьи 8 НК РФ).На основании п. 3.4 ст. 23 РЖ РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы, предоставлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым вносам.
Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ.
На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области состоит в качестве налогоплательщика Можаева Лариса Борисовна, ИНН №, дата рождения: <данные изъяты>, место рождения: <адрес>.
Можаева Л.Б. с 01.06.2010 по 09.01.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно представленным декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2015-2016 года, налоговый период "код 24" (далее - декларации), код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 52.12 (прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах) сумма доходов по виду деятельности составляет: за 2015 год сумма доходов и налоговая -база составили 9000 рублей, сумма исчисленного налога 510 руб., за 2016 год сумма доходов и налоговая база составили 9000 рублей, сумма исчисленного налога 510 рублей.
Инспекцией плательщику были выставлены требования от 27.01.2016 № 1231, от 11.03.2016 № 3306, от 29.12.2016 №064S01160397285, от 21.03.2017 № 35650, от 05.07.2017 № 2548, от 11.01.2018 №75301, от 25.10.2018 № 5696, от 25.10.2018 № 6196, от 17.12.2018 № 20608 об уплате налога, страховых взносов и начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ пени.
Исходя из сумм недоимок по налогу, страховым взносам и пени, указанных в требованиях, сроках исполнения самого раннего требования, а также даты выдачи и отмены мировым судьей судебного приказа, срок на обращение в суд с заявленными требованиями не пропущен.
Основания для взыскания страховых взносов и начисленных в связи с их несвоевременной оплатой пени, ответчиком не оспариваются, они доказаны материалами дела.
Проверяя доводы жалобы относительно законности взыскания единого налога на вмененный доход со сроком его уплаты, установленным законом до 25.01.2017 (требование № 35650), и начисленных на него пени, судебная коллегия исходит из следующего.
Отклоняя в указанной части возражения административного ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что оплата единого налога на вмененный доход в размере 510 рублей произведена ответчиком на неверный код бюджетной классификации, при этом с заявлением в порядке п.4 ст. 78 НК РФ Можаева Л.Б. не обращалась. На этих же обстоятельствах были основаны и возражения налогового органа в данной части.
Однако, в указанной части выводы суда первой инстанции не соответствуют материалами дела.
Из представленных налоговым органом сведений о коде бюджетной классификации по единому налогу на вмененный доход (л.д.49,52), а также копии квитанции, представленной Можаевой Л.Б. в суд об уплате налога 14.12.2016 (л.д.41,56), в указанную дату налог был оплачен ею на верный КБК. Из квитанции и реквизитов для оплаты налога следует, что Можаевой Л.Б. был указан неверный ОКТМО, а не КБК.
При этом, материалами дела подтверждено, что в связи с неверным указанием в квитанции ОКТМО, Можаева Л.Б. неоднократно обращалась с заявлениями в налоговый орган о зачете платежа по верному ОКТМО (отправлены по почте 20.04.2017, 30.11.2017, 30.04.2019). Кроме того, в суд аналогичное заявление Можаевой Л.Б. с приложенными документами поступило 13.12.2019 ( в пределах трехлетнего срока с даты оплаты налога).
Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.
Согласно п.7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, из приведенных норм права и представленных в дело доказательств следует, что оплата Можаевой Л.В. единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2016 года была произведена без нарушения установленных законом сроков, с указанием неверного ОКТМО, а не КБК, что не повлекло не перечисления оплаченного налога в бюджетную систему РФ. При этом, Можаева Л.Б. в пределах трехлетнего срока обращалась в налоговый орган с заявлениями об уточнении платежа. В пределах трехлетнего срока в суд представлены заявления Можаевой Л.Б. об уточнении платежа. В силу закона уточнение платежа может быть произведено налоговым органом и в отсутствие соответствующего заявления налогоплательщика при обнаружении факта ошибки в оформлении платежного документа налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с Можаевой Л.Б. единого налога на вмененный доход в размере 505 рублей и начисленных на него пени.
В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апеллянта о том, что она является инвалидом второй группы, не влекут отмену решения суда в части взысканной с Можаевой Л.Б. в доход бюджета госпошлины по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, определен ст. 106 КАС РФ, к числу которых, согласно также и ст. 103 КАС РФ, госпошлина не относится.
Нормами Налогового кодекса РФ, а также и нормами КАС РФ освобождение от уплаты госпошлины, не относящейся к издержкам, связанным с рассмотрением дела, административного ответчика – инвалида 2 группы по делам о взыскании обязательных платежей и санкций не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 04 февраля 2020 года отменить в части взыскания с Можаевой Ларисы Борисовны недоимки по единому налогу на вменный доход для отдельных видов деятельности в размере 505 рублей, пени в размере 140 руб. 76 коп. В указанной части в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области к Можаевой Л.Б. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Можаевой Л.Б. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи