Судья Ветошкина Л.В.
Докладчик Зуева С.М. Дело № 33-11556/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В.
судей Зуевой С.М., Вегелиной Е.П.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 14 декабря 2018 года дело по иску Кузьмина И. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> об обязании включить в стаж работы периоды, обязать назначить пенсию
по апелляционным жалобам УПФ РФ (ГУ) в <адрес> (межрайонное) и Кузьмина И.М. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения Кузьмина И.М. и его представителя Лазаревой Ю.В., объяснения представителя УПФР в <адрес> – Зеленкиной Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кузьмин И.М. обратился в суд с иском к УПФ РФ в <адрес> об обязании включить в стаж работы периоды, обязать назначить пенсию.
В обосновании требований указал, что в связи с достижением пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ РФ в <адрес> с заявлением за назначением досрочной страховой пенсии по старости. К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы.
Решением УПФ РФ в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы на территории Республики Казахстан.
С данным решением истец не согласен, в связи с чем, уточнив исковые требования, просил признать решение УПФ РФ в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным. Включить периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по списку № и в общий трудовой стаж:
- Усть-Каменогорский Свинцово-Цинковый Комбинат имени В. И. Ленина ПО «Казполиметалл» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- Усть-Каменогорский металлургический комплекс ОАО КАЗЦИНК (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- Промышленный комплекс «Металлургическое производство ОАО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 30. 11.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Усть-Каменогорский металлургический комплекс ОАО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- АО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- в ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Включить периоды работы, подлежащие зачету в общий трудовой и страховой стаж:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ремонтно-Механический завод треста «Алтайсвинецстрой».
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Служба в рядах Советской Армии;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ВКО Усть-Каменогорский з-д Металлоконструкций;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Востокмашзавод им. 50 летия С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ НПО Востокмашзавод;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Луч Аккорда»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в НПО «Востокмашзавод»;
- с 15. 07.1991 г. по ДД.ММ.ГГГГ в Малом торгово-коммерческом предприятии «Азия»;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дирекции № «Продтовары» <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ТОО «Казцинк- Ремсервис» (по списку №).
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ямалмеханизация»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТеплоЭкспертМонтажПроект»;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ТОО «Казтепломонтаж»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «Востокмашзавод» АК <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «СМРстрой»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО СГ «Меридиан».
Также истец просил обязать УПФ РФ в <адрес> назначить трудовую пенсию досрочно, с момента возникновения права на обращение за назначением досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к УПФ РФ в <адрес> об обязании включить в стаж работы периоды, обязать назначить пенсию удовлетворены частично.
Признано решение УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным в части не включения периодов.
На ГУ УПФ РФ в <адрес> возложена обязанность включить в стаж ФИО1 периоды, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Усть-Каменогорском Свинцово-цинковом комбинате имени В.И. Ленина ПА «Казполиметалл»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -в Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО КАЗЦИНК;
- с ДД.ММ.ГГГГ ПО ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс»;
Включены подлежащие зачету в общий трудовой стаж ФИО1 периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Луч Аккорда»
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Малом торгово-коммерческом предприятии «Азия»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дирекции № «Продтовары» <адрес>;
- с 01.012002 года по 30.11. 2004 год в ПК «Металлургическое производство ОАО «Казцинк», в Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО «Казцинк», в АО «Казцинк»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Казцинк-Ремсервис»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Казтепломонтаж»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Казцинк-Ремсервис»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Востокмашзавод» АК г. У сть-Каменогорск.
В остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) возложена обязанность включить в общий трудовой, а так же в стаж, дающие право на досрочную трудовую пенсию ФИО1 периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в НПО «Востокмашзавод» в должности электросварщика.
Взыскана с Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 оплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
С постановленным решением не согласились УПФ РФ (ГУ) в <адрес> (межрайонное) и ФИО1
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ (ГУ) в <адрес> (межрайонное) – ФИО2 просит решение отменить в полном объеме, принять по делу новое решение.
Так, способ проведения сварки и применения соответствующих флюсов является основным условием включения работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
По совокупности имеющихся в распоряжении УПФР документов не подлежат зачету в стаж работы, дающей право па досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве слесаря-ремонтника по ремонту металлургического СЛУ Оборудования в Усть-Каменогороском свинцово-цинковом комбинате имени В.И. Ленина «Казполиметалл, Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО Казцинк, так как документально не подтвержден льготный характер выполняемых работ, а также в связи с тем, что не соблюдается условие, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, так как отсутствует информация о предоставлении права на досрочное назначение пенсии по законодательству Республики Казахстан работникам: газоэлектросварщикам, слесарям по ремонту металлургического оборудования в период выполнения заявителем работы в указанных профессиях. Несоблюдение условий, предусмотренных частью 3 статьи 30 Закона 400- ФЗ, усматривается из законодательства Республики Казахстан, на территории которой протекала работа ФИО1, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ отменено назначение льготных пенсий по Списку № и №, а с ДД.ММ.ГГГГ введен закон, регулирующий установление досрочных пособий, согласно которому государственное специальное пособие устанавливается лицам, имевшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необходимую продолжительность стажа работы по Списку № или №.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ЗАО « Золотодобывающая компания «Полюс», так как заявителем не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы.
Стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ у ФИО1 составляет 03 года 07 месяцев 02 дня, в то время как требуемый специальный стаж для мужчин в возрасте 50 лет составляет не менее 10 лет. Продолжительность страхового стажа ФИО1 составляет 17 лет 04 месяца 00 дней, при требуемом страховом стаже не менее 20 лет.
Не подлежат зачету в общий трудовой и в страховой стаж, периоды работ территории Республики Казахстан:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Луч Аккорда», так как наименование организации печати, заверяющей увольнение, не соответствует наименованию организации при приеме работу;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Малом торгово-коммерческом предприятии «Азия», в связи с отсутствием документов о проверке достоверности сведений, запрошенных в порядке части 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дирекция № «Продтовары» <адрес>. в связи с отсутствием документов о проверке достоверности сведений, запрошенных в порядке части 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Металлургическом производстве ОАО «Казцинк», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Казцинк-Ремсервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Казтепломонтаж», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Востокмашзавод» АК <адрес>, так как не подтверждена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за периоды работы ФИО1 в организациях, расположенных на территории Республики Казахстан.
Таким образом, по мнению апеллянта, для назначения страховой пенсии по старости у ФИО1 отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований истца о включении периодов работы в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии. Удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции, отказывая истцу во включении в льготный стаж периодов работы на территории Республики Казахстан после 01.01.1998г., сделал необоснованный вывод о том, что стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, может быть учтен только до даты отмены института досрочной пенсии в <адрес>, поскольку назначения досрочных пенсий по старости в <адрес> отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации.
Истец считает, что согласно Соглашению «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г., при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Поэтому, по мнению истца, законодательство Республики Казахстан, как отмененное, так и действующее, не может быть применимо в отношении правоотношений, складывающихся на территории РФ, в отношении граждан РФ, проживающих на территории РФ, выходящих на пенсию в соответствии с законодательством РФ.
При этом им в полной мере представлены доказательства наличия у него требуемого специального стажа для назначения страховой пенсии досрочно на льготных основаниях. Указывает, что представленными по делу доказательствами подтверждается выполнение им в спорные периоды работы в особых условиях труда, при полной занятости, характер работы подтвержден.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, на основании ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016, с изм. от 05.12.2017) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (список 1). Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 г., предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют электрогазосварщики, электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщики ручной сварки, занятые на подземных работах на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений.
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (Список № 2); н
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости досрочно в связи с тяжелыми условиями труда.
Решениями УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и 16.02.2018г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии. При этом истец в возрасте 50 лет имеет страхового стажа 17 лет 04 месяца 00 дней, стажа на соответствующих видах работ 03 года 07 месяцев 02 дня.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о частичном включении спорных периодов в стаж и поскольку с учетом включенных периодов все-таки отсутствует требуемый льготный стаж, то требования о назначении трудовой пенсии досрочно удовлетворению не подлежат.
Совокупный стаж, установленный ответчиком (3 года 07 месяцев 02 дня (л.д. 122)) и судом (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс» в качестве электрогазосварщика; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Усть- Каменогорском Свинцово-цинковом комбинате имени В.И. Ленина ПА «Казполиметалл», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Усть- Каменогорском металлургическом комплексе ОАО КАЗЦИНК) составляет менее 10 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что за периоды включенные судом, нет подтверждения компетентными органами факта учета ими спорных периодов при назначении досрочной пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан и наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию, являются не состоятельными, так как факт указанной деятельности истца подтвержден как записями в трудовой книжке, так и архивными справками, указанные должности предусмотрены вышеназванными законоположениями и нормативными актами, в спорный период времени истцу начислялась заработная плата, следовательно, производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.
При этом, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Казахстан исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Республики Казахстан, пенсионным фондом и судом 1 инстанции учтены не были и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у ФИО3 подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда после 1998 года, судом не устанавливались и ссылка на невозможность включения последующего стажа в связи с отменой условий назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан необоснованна, противоречит вышеперечисленному.
Судебная коллегия полагает, что подлежат включению следующие периоды работы : Промышленный комплекс «Металлургическое производство ОАО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 30. 11.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (вредные условия труда подтверждены Технической справкой от ДД.ММ.ГГГГ№ / л.д.81-82/, Справкой уточняющего особый характер работы или условия труда, подтверждающая постоянную занятость работах, предусмотренных Списками от ДД.ММ.ГГГГ, Справка, выданная ТОО «Казцинк» за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ )
Усть-Каменогорский металлургический комплекс ОАО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (вредные условия труда подтверждены Справкой уточняющего особый характер работы или условия труда, подтверждающая постоянную занятость работах, предусмотренных Списками от ДД.ММ.ГГГГ л.д.85-88)
АО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (вредные условия труда подтверждены Справкой уточняющего особый характер работы или условия труда, подтверждающая постоянную занятость работах, предусмотренных Списками от ДД.ММ.ГГГГ)
ТОО «Казцинк-Ремсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; (вредные условия труда подтверждены Справкой уточняющего особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость рабочих, предусмотренных Списками от ДД.ММ.ГГГГ№ л.д.89-90).
Кроме того, данные периоды подтверждаются справкой РГКП «Государственный центр по выплате пенсий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан» от 11.02.2016г. / л.д.56/ и ведомостями и платежными поручениями по перечислению обязательных пенсионных взносов с марта 1998 года по март 2013 год /л.д.57-64/.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что представленные доказательства подтверждают факт работы истца в указанные периоды в течении полного рабочего дня на должностях предусмотренных Списками № и 2 и с учетом включения данного стажа, который составит более 10 лет ФИО3 имеет право на назначение пенсии с момента обращения.
Иные доводы апелляционных жалоб, являлись предметом обсуждения суда 1 инстанции, им дана надлежащая оценка, фактически направлены на иное толкование норм права и оценку представленных доказательств и не могут служить основаниями, предусмотренными ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части не включения части периодов в стаж и назначения пенсии и в данной части постановить новое решение, которым обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в стаж ФИО1 периоды, дающие право на досрочную трудовую пенсию :
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 30. 11.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Промышленном комплексе «Металлургическое производство ОАО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 14.07.2003г. в Усть-Каменогорском металлургическом комплексе ОАО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием) ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Казцинк» (перевод в связи с переименованием);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Казцинк-Ремсервис».
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> назначить ФИО1 пенсию досрочно с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в <адрес> - без удовлетворения, удовлетворив частично апелляционную жалобу ФИО1
Председательствующий
Судьи