УИД 54RS0010-01-2021-004805-83
Судья Топчилова Н.Н. Дело № 2-3561/2021
Докладчик Быкова И.В. 33-9861/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.,
судей Александровой Л.А., Карболиной В.А.,
при секретаре Ведерниковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «14» октября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика УФССП по Новосибирской области ФИО1 на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 14 июля 2021 года по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области о возложении обязанности внести изменения в запись в трудовой книжке.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения истца ФИО2 и ее представителя ФИО3, представителей УФССП по Новосибирской области ФИО1 и ФИО4, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась с иском к Управлению ФССП по Новосибирской области, просила обязать ответчика внести в запись об увольнении в трудовую книжку в соответствии с Приказом от 24.02.2021 №701-ЛС, указав в записи основание увольнения, а также выслугу лет в количестве «9 лет 01 месяц 06 дней».
В обоснование требований указала, что она проходила службу в ФССП. 24.02.2021 контракт расторгнут по инициативе сотрудника, однако запись в трудовой книжке не соответствует содержанию приказа об увольнении.
Решением Центрального районного суда Новосибирской области от 14.07.2021 постановлено:
«Исковые требования ФИО2 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об обязании внести изменение в запись в трудовой книжке удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области внести изменение в запись № 11 об увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, сделанную в трудовой книжке, выданной на имя ФИО2, указав в данной записи основания для увольнения и выслугу (стаж) сотрудника согласно тексту Приказа № 701-лс от 24 февраля 2021 года, изданному Федеральной службой судебных приставов России.».
С постановленным решением не согласилась представитель ответчика УФССП по Новосибирской области ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В доводах апелляционной жалобы указывает, что стаж работы истца в ФССП в период с 20.01.2012 по 31.05.2020 к специальному стажу не относится, т.к. Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу только 01.01.2020, ФИО2 была принята на службу в органы принудительного исполнения только с 01.06.2020, следовательно, специальный стаж подлежит исчислению именно с этой даты.
За период с 20.01.2012 по 31.05.2020 стаж истца относится к федеральной государственной гражданской службе, он был учтен при установлении ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) сотрудникам УФССП России по Новосибирской области и при ее выплате. Расчеты при увольнении производились согласно установленного стажа в органах принудительного исполнения. По мнению апеллянта, при внесении в трудовую книжку записи о выслуге лет «09 лет 01 месяц 06 дней» произойдет задвоение общего трудового стажа, что недопустимо.
Апеллянт считает незаконным вывод суда о том, что стаж, который подлежит указанию в трудовой книжке истца, является стажем для назначения пенсии. Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения расторгнут до момента возникновения у сотрудника права на получение пенсии, истец не относится к числу лиц, имеющих право на получение пенсии, оснований для назначения пенсии по выслуге лет при увольнении истца не имелось.
Ссылаясь на п.п. «а» п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, указывает на отсутствие обязанности внесения записи о времени трудового стажа у работодателя.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 с 01.07.2011 замещала должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области.
31.05.2020 ФИО2 освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 5 части 1 статьи 33 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004, в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида.
01.06.2020 ФИО2 принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя отдела по исполнению особы исполнительных производств УФССП РФ по НСО на основании контракта № 59 от 29.05.2020 года.
Приказом ФССП России от 24.02.2021 № 701-лс прекращен срочный контракт с ФИО2, которая уволена со службы в органах принудительного исполнения с 26.02.2021 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по инициативе сотрудника.
Согласно тексту приказа выслуга сотрудника для выплаты единовременного пособия при увольнении, по состоянию на 26.02.2021 составляет 09 лет 01 месяц 06 дней (л.д.3).
Согласно записи в трудовой книжке ФИО2 за № 11, сделанной УФССП по НСО 26.02.2021, истец «уволена со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Стаж службы составил: 0 лет 8 месяцев 25 дней» (л.д.2, оборот).
Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции руководствовался норами ФЗ от 01.10.2019 № 328 « О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечении ими работодателей, исходил из того, что запись об увольнении истца не соответствует приказу об увольнении и формулировки закона. Цель ведения трудовой книжки это подтверждение трудового стажа для назначения пенсии, как следствие пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия в целом соглашается с законностью принятого решения, не усматривая оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225 (далее по тексту решения – Правила, утратили силу с 21.09.2021), действующие на дату вынесения обжалуемого решения.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника ( ч. 1 ст. 66 ТК РФ).
Раздел II, действовавших Правил, регламентировал порядок ведения трудовых книжек и в пункте 10 определял, что является основанием для внесения записи в трудовую книжку, и устанавливала, в течение какого срока работодатель должен внести запись в трудовую книжку.
В числе перечня сведений, которые вносятся в трудовую книжку, относились: сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В силу ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками названного Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи названного Кодекса или иного федерального закона.
Согласно п. 4 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320 н, вступившим в действие с 01.09.2021, в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.
Согласно п. 15 указанного Порядка, записи в трудовую книжку о причинах увольнения (прекращения трудового договора) вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.
Приказом ФССП России от 24.02.2021 № 701-лс прекращен срочный контракт с ФИО2, она уволена со службы в органах принудительного исполнения с 26.02.2021 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.10.2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по инициативе сотрудника. Основания увольнения стороной истца не оспариваются, основания увольнения соответствуют п.2 ч.2 ст. 80 ФЗ № 328.
Между тем, основания увольнения и запись в трудовой книжке не соответствуют указанному приказу и, как следствие закону. С учетом изложенного, требования истца в указанной части обосновано судом были удовлетворены, что не оспаривается ответчиком.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с ч.1 ст. 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения ( ч.2). Часть 3 указанной нормы предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 ФЗ от 01.10.2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении); 2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в ч. 2 настоящей статьи, в части 14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в п.п. 1-8 настоящей статьи, ч.14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении).
Согласно ч. 14 ст. 92 ФЗ от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 01.07.2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 2.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 ФЗ от 01.10.2019 № 328, сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 01.10. 2019 года N 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
На основании ч. 2 вышеуказанной нормы в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (п.1); назначения на должность в органах принудительного исполнения ( п.2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3).
Главой 4 ФЗ от 01.10.2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.
Назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом. Истица не лишена права восстановиться по месту службу, поступить на службу в учреждение, в том числе в другом субъекте, служба в котором, дает право для выхода на пенсию по выслуге лет, в порядке предусмотренном ФЗ № 328.
Разрешая спор и постанавливая обжалуемое решение, суд обосновано исходил из того, что стаж, который указан в трудовой книжке истца, является стажем для назначения пенсии.
В приказе же от 24.02.2021 № 701-лс указана выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, что не является тождественным выслуге лет для назначения пенсии, назначения пособия и надбавки.
Запись же в трудовой книжке по выслуге лет не соответствующая приказу и рассчитанная выслуга лет от начала поступления на службу в органы принудительного исполнения, вводит в заблуждение, прежде всего саму истицу.
Как верно исходил суд, учитывая, что до 01.07.2020 года у ФИО2 имелся стаж работы в должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, весь период работы обосновано был зачтен в стаж прохождения службы в органах принудительного исполнения для выплаты единовременного пособия при увольнении, что отражено в Приказе № 701-лс.
Принимая во внимание, что с инициативной указать в трудовой книжке выслугу лет выступил сам работодатель, соответственно, все сведения должны быть внесены в трудовую книжку, как обосновано указал суд, в соответствии с приказом. Ссылка апеллянта на действующий до 01.09.2021 п.п. «а» п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, не принимается, как основание для отмены решения суда, так как запись о выслуге лет не соответствует приказу работодателя, была внесена самим работодателем и просьба о приведении записи в соответствии с приказом исходит от истца, что законом не запрещено.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены или изменения по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 14 июля 2021 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика УФССП по Новосибирской области ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи