НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 12.05.2020 № 2А-3096/19

№ 2а-3096/2019

№ 33а-3351/2020

Судья Пуляева О.В.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 12 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.

при секретаре Павловой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2019 года, которым административное исковое Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска к Степанову Сергею Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска – Ужаковой Е.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать со Степанова С.А. задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 469 923, 49 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в размере 1 276, 97 руб., всего 471 100, 46 руб.

В обоснование требований указано, что ответчик является плательщиком земельного налога, имеет в собственности два земельных участка по <адрес>., оплату земельного налога за которые за 2017 год не произвел.

Согласно информации Управления Росреестра по Новосибирской области в отношении Степанова С.А. 07.02.2017 г. зарегистрировано право собственности на земельный объект , расположенный по адресу <адрес>., 10.02.2017 г. зарегистрировано право собственности на земельный объект , расположенный по адресу: <адрес>

Налогоплательщику в соответствии со ст. 52 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 62592004 от 11.09.2018 г. об уплате налогов за 2017 г. Налоговая ставка по земельным участкам применена 1,50%.

Сумма задолженности по транспортному налогу оплачена 07.12.2018 г. после наступления срока оплаты 03.12.2018 г. частично - 136 546, 51 руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в полном объеме Степанову С.А. было направлено требование № 31288 от 14.12.2018 г. об уплате земельного налога и пени в срок до 30.01.2019 г. через личный кабинет.

Налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа, определением мирового судьи от 11.04.2019 судебный приказ отменен по заявлению должника.

Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25.12.2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично.

Судом постановлено взыскать со Степанова Сергея Алексеевича земельный налог за 2017 год (за участок с кадастровым номером ) в размере 72 280,49 руб., пени по земельному налогу за 2017 год размере 228,9 руб., а всего взыскать 72 509,39 руб. В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Взыскать со Степанова Сергея Алексеевича в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2 375 руб.

С указанным решением суда не согласился налоговый орган. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2019 года, принятии нового.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что вывод суда о том, что налоговый орган необоснованно применил в отношении земельного участка с кадастровым номером ставку 1,5 % (прочие земельные участки) является ошибочным, так как вид разрешенного использования земельного участка: под многоквартирные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, не подпадает под ч. 1 ст. 19 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19 ЖК РФ под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Объекты, включенные в вид разрешенного использования на земельный участок с кадастровым номером к объектам жилищного фонда не относятся, следовательно, не относятся к льготным категориям земель и не подлежат обложению земельным налогом по ставке 0,2 %.

Вывод суда о применении п. 15 ст. 396 НК РФ и повышенного коэффициента 2 за земельный участок с кадастровым номером не обоснован, поскольку строительство на земельном участке, зарегистрированном на праве собственности 10.02.2017 г. с кадастровым номером , на настоящий момент не осуществляется, данный факт не опровергался представителем Степанова С.А. в судебном заседании в суде первой инстанции.

На апелляционную жалобы подан письменный отзыв Степанова С.А.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ч.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

На основании п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно пп.1,2 п.1, п.2 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Положением о земельном налоге на территории города Новосибирска, утвержденным Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 105 определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога (далее по тексту - налог). Так, утверждены налоговые ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) – 0,2 %, в отношении прочих земельных участков – 1,5 %.

Из материалов дела следует, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, имел в 2017 году в собственности земельные участки с кадастровыми номерами: расположенные в <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН, виды разрешенного использования земельных участков: «многоквартирные 5-8-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; многоквартирные 9-13-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; магазины; трансформаторные подстанции; центральные тепловые пункты; распределительные пункты».

Ответчику истцом начислен земельный налог за 2017 год исходя из ставки 1,5 % - за участок с кадастровым номером в размере 542 104 руб. и из ставки 0,2 %-за участок с кадастровым номером в размере 64 266 руб. Ответчику направлено уведомление об уплате налогов со сроком 03.12.2018, а затем требование (в том числе по уплате пени) по сроку уплаты до 30.01.2019.

Ответчиком не оспаривался факт получения налогового уведомления и требования и представлены квитанции об оплате 07.12.2018 земельного налога за 2017 год за вышеуказанные земельные участки в размере 64 266 руб. (за участок с кадастровым номером ) и 72 280,51 руб. (за участок с кадастровым номером исходя из произведенного ответчиком расчета по ставке 0,2%).

Налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа. Судебный приказ вынесен 13.03.2019 на сумму налога 469 823,49 руб. и пени 1276,97 руб. Судебный приказ отменен определением мирового судьи от 11.04.2019 по заявлению должника. С настоящим иском истец обратился 11.10.2019.

Порядок взыскания земельного налога за 2017 год и срок обращения в суд налоговым органом соблюдены, что подтверждено представленными в дело доказательствами и сторонами не оспаривается.

По настоящему делу между сторонами возник спор по размеру налоговой ставки в отношении земельного участка с кадастровым номером

Доводы апеллянта, сводящиеся к тому, что за земельный участок с кадастровым номером должна быть применена налоговая ставка 1,5 %, судебной коллегией отклоняется.

Подобная позиция апеллянта, высказанная в суде первой инстанции, нашла свое подробное отражение в обжалуемом решении суда. Выводы суда в части отсутствия оснований для применения налоговой ставки 1,5 % и необходимости применения пониженной налоговой ставки в связи с приобретением участка административным ответчиком для жилищного строительства основаны на представленных в дело доказательствах.

На обращения Степанова С.А. в налоговый орган относительно снижения налоговой ставки с 1,5 % до 0,2 % за земельный участок с кадастровым номером ему были даны ответы от 23.01.2019 и от 16.05.2019 о том, что п.1 Положения о земельном налоге, утвержденным Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 105, установлены налоговые ставки по земельному налогу на территории г. Новосибирска. Однако, согласно сведениям Росреестра, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером – для объектов общественно-делового назначения, для строительства торгового центра, которое впоследствии было изменено прежним собственником ООО «Дельта» на ««многоквартирные 5-8-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; многоквартирные 9-13-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; магазины; трансформаторные подстанции; центральные тепловые пункты; распределительные пункты». В связи с этим, полученные данные не содержат сведений о принадлежности земельных участков к участкам, указанным в п.2 таблицы п.1 Положения, налогообложение которых производится по ставке 0.2 %. Потому применению подлежит налоговая ставка 1,5 %.

Вместе с тем, согласно материалам дела, Степанов С.А. приобрел земельные участки 07.02.2017 и 10.02.2017 соответственно. На указанную дату (с 07.06.2016 года) земельные участки уже имели вид разрешенного использования «многоквартирные 5-8-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; многоквартирные 9-13-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; многоквартирные 14-18-этажные дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками; магазины; трансформаторные подстанции; центральные тепловые пункты; распределительные пункты».

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, виды разрешенного использования земельных участков административного ответчика отнесены к кодам 2.0, 2.5-2.7 – жилая застройка, многоэтажная жилая застройка, обслуживание жилой застройки, которое включает в себя, в том числе размещение магазинов, тепловых распределительных пунктов, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки и связано с проживанием граждан, не нарушает права жителей.

Кроме того, согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Новосибирской области» от 21.03.2019, кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана на основании п.2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости…, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, а именно путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной и среднеэтажной или малоэтажной застройкой на площадь земельного участка.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что виды разрешенного использования земельных участков административного ответчика отнесены к жилой застройке и размещению на них объектов, необходимых для её обслуживания. Соответственно, участки приобретены для жилищного строительства.

В связи с этим, довод подателя жалобы о противоречии видов разрешенного использования земельных участков по назначению положениям ч.1 ст. 19 ЖК РФ не может быть принят.

Также судебной коллегией учтен тот факт, что за земельный участок с кадастровым номером земельный налог за 2017 год рассчитан налоговым органом по ставке 0,2 %, что следует из налогового уведомления от 11.09.2018.

Позиция подателя жалобы о необоснованном применении судом к ставке 0,2 повышающего коэффициента 2 также не может быть принята.

Согласно п.15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с п.8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судом при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.

Таким образом, законодатель с достаточной степенью определенности установил в пункте 15 статьи 396 НК РФ правовые последствия отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости: повышающие коэффициенты к ставке налога. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258).

С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении норм материального права, верной оценке представленных в дело доказательств, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи