НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 11.11.2021 № 2-2483/2021

УИД 54RS0006-01-2020-015870-64

Судья Монастырная Н.В. Дело № 2-2483/2021

Докладчик Быкова И.В. 33-10868/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Быковой И.В.,

судей Давыдовой И.В., Никифоровой Е.А.,

при секретаре Митрофановой К.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «11» ноября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ОПФР в Новосибирской области Зеленкиной Л.А. на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 08 апреля 2021 года по иску Огневой Марины Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителя истца Огневой М.Г. Тури П.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Огнева М.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии, указав в обоснование своих требований, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ.

Она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 48 лет в связи с наличием 25 полных лет трудового педагогического стажа.

Ответчиком исчислена величина ее индивидуального пенсионного коэффициента в размере 52,625 баллов, что подтверждает выполнение одного из двух условий для назначения пенсии досрочно.

Ответчиком добровольно включены в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, периоды работы в Казахстане с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью 8 лет 2 месяца 27 дней (нехватка составила 16 лет 9 месяцев 3 дня).

Полагала, что неправомерно не засчитан ей в специальный педагогический стаж период работы на территории Республики Казахстан в средней общеобразовательной школе учителем истории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием сведений о начислении заработной платы.

Между тем, указанный период работы подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой городского архива Карагандинской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, компетентными органами Республики Казахстан подтверждается начало ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с трудоустройством в школу во второй половине месяца, начисление и выплата заработной платы за фактически осуществленную трудовую деятельность были произведены в следующем месяце.

Таким образом, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 0 лет 0 месяцев 14 дней подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно.

Ответчиком неправомерно не включены в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в различных образовательных учреждениях Республики Казахстан.

Записи в трудовой книжке являются достаточными доказательствами ее работы, а соответствующие периоды работы подлежат зачету в страховой стаж.

Ответчик в обжалуемом решении указывает на то, что спорные периоды не включаются в специальный стаж в связи с тем, что на территории самой Республики Казахстан такая работа включается в стаж для назначения пенсии на общих основаниях (отмена института досрочных пенсий). Однако, в Республике Казахстан предусмотрены дополнительные выплаты лицам, осуществлявшим работу в особых условиях, которая ранее давала право на досрочное назначение пенсии.

В силу ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с п.2 ст.6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

С ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, для лиц, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, применяется при назначении пенсии ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов в национальные пенсионные фонды в соответствии с национальным законодательством.

Таким образом, при определении права на досрочный выход на пенсию для работ, профессий и должностей с особыми условиями труда, в Российской Федерации по законодательству Российской Федерации требуется учет национальным законодательством государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ таких работ, профессий и должностей как дающих право на пенсионное обеспечение, независимо от формы льготы этого пенсионного обеспечения, а с ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным условием - уплата страховых взносов в национальные пенсионные фонды.

Ею осуществлено изготовление надлежащего и нотариально удостоверенного перевода трудовой книжки и архивных справок, которые были предоставлены ответчику. Также, указанными выше компетентными органами Республики Казахстан были предоставлены справки и информация о подтверждении стажа и суммах заработной платы, уплате взносов в национальный пенсионный фонд за весь спорный период. Указанные документы ответчиком не оспорены, не опровергнуты, доказательств содержания в документах недостоверных сведений у ответчика не имеется.

Итого, ее совокупный стаж работы и иной деятельности составляет:

- средняя школа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 0 лет 5 месяцев 20 дней (учтен);

- средняя школа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 0 лет 0 месяцев 14 дней (не учтен);

- средняя школа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 10 месяцев 26 дней (учтен);

- средняя школа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 1 месяц 03 дня (не учтен);

- средняя школа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 2 года 5 месяцев 08 дней (не учтен);

- гимназия (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 11 лет 6 месяцев 23 дня (не учтен);

- лицей (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 3 года 0 месяцев 1 день (не учтен);

- лицей <адрес>ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 4 года 4 месяца 23 дня (учтен);

- лицей <адрес>ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 5 месяца 18 дня (учтен).

Таким образом, учтенный ответчиком специальный стаж составляет 8 лет 2 месяца 27 дней, не учтенный специальный стаж - 18 лет 1 месяц 19 дней, всего ее специальный стаж составляет 26 лет 4 месяца 16 дней.

Условие о требуемой продолжительности специального педагогического стажа (25 лет) на дату обращения к ответчику полностью выполнено. Фактически педагогический стаж продолжительностью 25 лет приобретен ею ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на назначение страховой пенсии по старости досрочно у нее возникло с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

Просила обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на

назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды трудовой деятельности:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 0 лет 0 месяцев 14 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 1 месяц 3 дня;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 2 года 5 месяцев 8 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 11 лет 6 месяцев 23 дня;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 3 года 0 месяцев 1 день.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ленинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

«Исковые требования Огневой Марины Геннадьевны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Огневой Марине Геннадьевне в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Включить в стаж Огневой Марины Геннадьевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее работы в должности учителя истории в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя истории в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя истории в гимназии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя истории в лицее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) назначить Огневой Марине Геннадьевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.».

С постановленным решением не согласилась представитель ответчика ОПФР в Новосибирской области Зеленкина Л.А., в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение.

В доводах апелляционной жалобы указывает, что работа Огневой М.Г. в должности учителя в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась на территории Республики Казахстан. Пенсионное законодательство Республики Казахстан не предусматривает назначение пенсии за выслугу лет, периоды работы истца после ДД.ММ.ГГГГ подлежат учету на общих основаниях.

Периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по российскому законодательству, при их соотнесении с условиями (критериями), установленными законодательством РФ для досрочных пенсий, и надлежащим подтверждением компетентным органами Республики Казахстан.

При исчислении периодов работы по данному варианту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не подлежит зачету период трудовой деятельности истца на территории Республики Казахстан в средней общеобразовательной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя, так как отсутствуют сведения о начислении заработной платы, что составляет 00 лет 00 месяцев 14 дней.

Периоды работы Огневой М.Г. после ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ в целях определения права на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с российским законодательством, поскольку в соответствии с законодательством Республики Казахстан периоды работы после указанной даты учитываются в трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях по достижении установленного пенсионного возраста, в связи с чем, при назначении страховой пенсии по старости, они также должны учитываться в страховой стаж на общих основаниях.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составляет 52,625. Оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости Огневой М.Г. с момента обращения за назначением пенсии не имелось, в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности.

Определением Ленинского районного суда города Новосибирска от 27.08.2021 произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области. Ответчику восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы (л.д. 201).

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-24, л.д. 53-64) был определен стаж работы Огневой М.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, 8 лет 02 месяца 27 дней.

В специальный стаж Огневой М.Г. не включены, в том числе, периоды ее работы:

- в средней школе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 0 лет 0 месяцев 14 дней, в связи с отсутствием сведений о начислении заработной платы;

- в средней школе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 1 месяц 03 дня, в связи с отменой в Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ института досрочных пенсий, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет место отпуск без сохранения заработной платы, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют начисления заработной платы;

- в средней школе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 2 года 5 месяцев 08 дней; в гимназии (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 11 лет 6 месяцев 23 дня; в лицее (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 3 года 0 месяцев 1 день, в связи с отменой в Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ института досрочных пенсий;

Одновременно пенсионный орган в оспариваемом решении указал, что в период работы Огневой М.Г. на территории Республики Казахстан имеют место периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, за которые, согласно оборотам по транзитным счетам вкладчика, отсутствуют сведения о перечислении обязательных пенсионных взносов. В связи с отсутствием у Огневой М.Г. требуемого специального стажа (25 лет) в досрочном назначении страховой пенсии ей было отказано.

Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции руководствовался нормами ФЗ « О страховых пенсиях», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, Соглашением от 13.03.1992 участников СНГ, Конституцией РФ, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении требования и включении спорный стаж периодов работы истца в должности учителя истории в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя истории в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя истории в гимназии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя истории в лицее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку стаж работы на дату обращения в пенсионный орган превышает требуемые 25 лет, суд обязал назначить досрочно пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Согласно Решению Экономического Суда СНГ N 01-1/6-04 от 07.04. 2005 г. "О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года" в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01. 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Соглашение от 13.03.1992 г. не содержит положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании законодательства Российской Федерации

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии ( часть 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) ( ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665).

Под.п. «м» п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз.3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09. 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет ( приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.

В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе, при стаже указанной работы не менее 25 лет.

Действие статьи 37 вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 01.01.2001 г. в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16.07.1996 г. N 32-I "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР" со дня опубликования Закона от 16.07.1996 г. N 32-I (с 27.07.1996 г.).

Институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 с 01.01.1998 г.

С 01.01.1998 г. вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16.01.1996 г. N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.

Анализ пенсионного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что поскольку имевший место стаж в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г. приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, то Огневой М.Г. период работы после 01.01.1998 г. в Республике Казахстан, для включения в педагогический стаж необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (Республики Казахстан), подтверждающих период работы в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Основным документом, подтверждающим занимаемую должность работника, является трудовая книжка.

Как следует из материалов дела, Огневой М.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, а в июле, августе 1997 отсутствовали начисления по заработной плате, в связи с чем, суд обосновано не включил указанные периоды в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Суд обосновано принял во внимание справку от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 126-128), справку о заработной плате (л.д. 150-153), обороты по транзитным счетам вкладчика (л.д. 137-146), и исключил из спорного периоды месяца, за которые нет сведений о начислении заработной платы и отчислений взносов, а именно: июль 2006 года, июль 2010 года, август 2012 года.

Обосновано, вопреки позиции апеллянта, включены судом первой инстанции в специальный стаж Огневой М.Г. периоды ее работы в должности учителя истории в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 11 месяцев 03 дня, в должности учителя истории в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 2 года 5 месяцев 08 дней, что составляет в общей сложности 3 года 4 месяца 11 дней; учителя истории в гимназии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 11 лет 04 месяца 23 дня, а также периоды работы в должности учителя истории в лицее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 2 года 11 месяцев 1 день.

С учетом засчитанного ответчиком периода в специальный стаж в размере 8 лет 02 месяца 27 дней, включения спорных периодов, общей продолжительностью 17 лет 08 месяцев 05 дней, общий специальный стаж педагогической деятельности Огневой М.Г. на дату обращения в пенсионный орган составил 25 лет 11 месяцев 02 дня, как следствие, являются необоснованными доводы апеллянта о недостаточности у истица индивидуального пенсионного коэффициента.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст.8, п.п.19-21 ч. 1 ст. 30, п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Исходя из Приложения 7 к Закону № 400-ФЗ, срок назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 ст. 30 в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста, при возникновении данного права в 2019 году наступает через 6 месяцев, в 2020 году - через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Принимая во внимание, что на дату обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением пенсионный орган, право на страховую пенсию возникло в 2019, назначение пенсии с 27.07.2020 является обоснованным, что не оспаривается и апеллянтом.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 08 апреля 2021 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ОПФР в Новосибирской области Зеленкиной Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи