НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 08.12.2020 № 2А-276/20

Судья Акимов А.А. № 2а-276/2020

Докладчик Разуваева А.Л. № 33а-10398/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 08 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Певиной Е.А.

при секретаре Громовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на решение Сузунского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г., которым удовлетворено административное исковое заявление <данные изъяты> о признании незаконным отказа должностного лица государственного органа Российской Федерации – начальника отдела лесных отношений – главного лесничего по Сузунскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения представителя министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты> обратился в Сузунский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным отказ должностного лица государственного органа субъекта Российской Федерации - начальника отдела лесных отношений - главного лесничего по Сузунскому лесничеству министерства природныхресурсов и экологии Новосибирской области <данные изъяты>. в заключении договора купли- продажи древесины для строительства жилого дома с <данные изъяты>

- обязать должностное лицо государственного органа субъекта Российской Федерации - начальника отдела лесных отношений - главного лесничего по Сузунскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области <данные изъяты> заключить договор купли-продажи древесины для строительства жилого дома с <данные изъяты>., в соответствии Законом Новосибирской области от 07 июля 2007 г. № 130-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области».

В обоснование административного искового заявления указано, что 03 февраля 2015 г. <данные изъяты> обратился в отдел лесных отношений по Сузунскому лесничеству департамента лесного хозяйства Новосибирской области с заявлением о заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, строительства жилого дома. Его заявление рассмотрено и внесено в реестр под № 588 от 03 февраля 2015 г. - <данные изъяты> был поставлен на очередь в соответствии с пунктом 6 Порядка рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 09 октября 2007 г. № 129-па, в связи с отсутствием предельных объемов заготовки древесины с требуемыми качественными показателями.

В 2020 году <данные изъяты> уведомлен, что подошла его очередь на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья. Письмом начальника отдела лесных отношений по Сузунскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области <данные изъяты> № 280 от 11 июня 2020 г., в заключении договора лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья отказано в связи с тем, что <данные изъяты>. зарегистрировал жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь 96,4 кв.м., на основании пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области № 357-п от 03 сентября 2019 г. «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области № 129 от 09 октября 2007 г. «О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятии решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд», ему было отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья.

<данные изъяты> считает, что отказ является незаконным, поскольку статьями 40, 54 Конституции Российской Федерации, Закона Новосибирской области от 07 июля 2007 г. №130-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области» предусмотрено осуществление гражданами заготовки древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, а также установлены целевые назначения и нормативы заготовки гражданам древесины для собственных нужд: для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства - однократно до 100 куб.метров деловой древесины. Кроме того, в момент постановки объекта жилищного строительства на кадастровый учет и регистрации права собственности в 2017 году и до настоящего времени, строительство жилого дома и хозяйственных построек им в полном объеме не завершено, уведомления об окончании строительства в органы местного самоуправления им не направлялось, объект в эксплуатацию не вводился, администрацией Сузунского района Новосибирской области разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не выдавалось.

Решением Сузунского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 г. административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворены в полном объеме.

С указанным решением суда не согласилось министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано на несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что спорное правоотношение, возникшее между министерством и <данные изъяты> подлежало урегулированию на основании нормативных правовых актов, действовавших на момент обращения административного истца с заявлением о заключении договора купли продажи лесных насаждений от 03 февраля 2015 г. Заявление Петрачкова <данные изъяты> рассмотрено и решение по нему принято в соответствии с Порядком рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, утвержденным постановлением администрации Новосибирской области от 09 октября 2007 г. № 129-па, действовавшем на момент обращения. Правоотношения, связанные с рассмотрением заявления <данные изъяты> были исчерпаны в момент принятия решения от 03 февраля 2015 г. № 5547. Когда подошла очередь <данные изъяты> возник новый этап отношений, связанный с заключением договора купли-продажи. По этой причине к новым правоотношениям, рассматривая заявление <данные изъяты> от 11 июня 2020 г., начальник отдела лесных отношений - главный лесничий по Сузунскому лесничеству министерства применил нормы права, действующие в тот момент времени, когда были устранены обстоятельства, не позволившие заключить договор купли-продажи лесных насаждений ранее.

Ссылаясь на положения Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Нормативные правовые акта Новосибирской области, регулирующие соответствующие правоотношения, и изменения в них направлены на подтверждение данного правила: древесина, заготовленная гражданином для собственных нужд должна быть использована на обозначенные в договоре цели, не может быть отчуждена иным лицам.

Принцип целевого использования гражданином древесины, заготовленной для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, существовал и на момент подачи <данные изъяты> заявления о заключении договора купли- продажи лесных насаждений от 03 февраля 2015 г., и на момент принятия оспариваемого решения от 11 июня 2020 г. № 280.

Кроме этого указано, что на момент поступления заявления <данные изъяты> от 11 июня 2020 г., норма предусмотренная пунктом 10 Порядка рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 09 октября 2007 г. № 129-па, действовала. Оснований не применить действующую норму права у начальника отдела лесных отношений не было.

Пунктом 10 указанного Порядка предусмотрено право отказать гражданину, очередь которого на заключение договора купли-продажи лесных насаждений подошла, ввиду наличия соответствующих оснований.

Суд принял во внимание тот факт, что в связи с отсутствием необходимых строительных материалов <данные изъяты> не имел возможности достичь полного выполнения проекта строительства своего дома: не достигнута проектная площадь жилого дома, не построены необходимые для эксплуатации жилого дома строения вспомогательного и хозяйственного назначения. Вместе с тем, как указано в апелляционной жалобе, законом Новосибирской области от 07 июля 2007 г. №130-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области» установлено, что лесные насаждения гражданам предоставляются для строительства или реконструкции исключительно объектов индивидуального жилищного строительства.

Для строительства веранды, навеса, гаража, бани, дровяника и летней кухни древесина не может быть предоставлена гражданину по такому целевому назначению, как «строительство объекта индивидуального жилищного строительства», так как указанные объекты не являются объектами индивидуального жилищного строительства.

Строительство веранды, навеса, гаража, бани, дровяника и летней кухни может быть обеспечено и в рамках такого целевого направления заготовки лесных насаждений для собственных нужд, как хозяйственно-бытовые нужды, для чего гражданином может быть подано самостоятельное заявление.

Апеллянт также не согласен с позицией суда о том что, оспариваемое решение главного лесничего по Сузунскому лесничеству принято с нарушением предоставленных ему разделом 5 Положения об отделе лесных отношений по Сузунскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области полномочий, утвержденного министром природных ресурсов и экологии Новосибирской области 09 января 2018 г.

Суд при принятии оспариваемого решения в части обвязывания должностного лицо государственного органа субъекта Российской Федерации - <данные изъяты> заключить договор купли-продажи древесины для строительства жилого дома с <данные изъяты> не изучил наличия у него полномочий совершить соответствующие административные действия.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом Новосибирской области от 07 июля 2007 г. № 130-ОЗ (в редакции от 11.06.2008) «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области № 129–па от 09 октября 2007 г. и Порядком заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Новосибирской области, утвержденным постановлением администрации Новосибирской области от 14 августа 2008 г. № 240-па (в редакции от 14.08.2008), пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в заключении договора не основан на законе и нарушает права и интересы административного истца.

С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03 февраля 2015 г. <данные изъяты> обратился в отдел лесных отношений по Сузунскому лесничеству департамента лесного хозяйства Новосибирской области с заявлением о заключении договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан, в объеме 100 куб. м. деловой древесины для строительства жилого дома. Заявление <данные изъяты> в установленном порядке рассмотрено департаментом лесного хозяйства Новосибирской области, принято к производству и внесено в соответствующий реестр. Начальник отдела лесных отношений по Сузунскому лесничеству департамента лесного хозяйства Новосибирской области <данные изъяты> направил <данные изъяты> уведомление о том, что его заявление принято. По результатам рассмотрения заявления он поставлен на очередь, на основании пункта 6 Постановления администрации Новосибирской области от 09.10.2007 г. N 129-па, в связи с отсутствием предельных объемов заготовки древесины с требуемыми качественными показателями.

В период до 2020 г. департамент лесного хозяйства Новосибирской области, а так же его правопреемник министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области никаких действий по исполнению принятого к производству заявления <данные изъяты> не производили, договора купли-продажи древесины с ним не заключили.

11 июня 2020 г. <данные изъяты> обратился к начальнику отдела лесных отношений по Сузунскому лесничеству департамента лесного хозяйства Новосибирской области <данные изъяты> с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений на основании его заявления от 03 февраля 2015 г.

Должностное лицо государственного органа субъекта Российской Федерации начальник отдела лесных отношений - главный лесничий по Сузунскому лесничеству министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области <данные изъяты> 11 июня 2020 г. направил <данные изъяты> письменный ответ на его обращение от 11 июня 2020 г., в котором в удовлетворении заявления отказал.

Основаниями для отказа явилось то, что <данные изъяты> зарегистрировал жилой дом по адресу: <адрес> кадастровый номер площадью 96,4 кв.м., в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области 07 апреля 2017 г., на основании пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области № 357-п от 03 сентября 2019 г. «О внесении изменений в постановление администрации Новосибирской области № 129-па от 09.10.2007 «О порядке информирования граждан о наличии лесных насаждений на территории лесничеств для продажи гражданам для собственных нужд и их местоположении, порядке рассмотрения заявлений граждан и принятии решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд», ему было отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилья.

По проекту строительства жилого дома по адресу: <адрес> планировалось строительство жилого дома общей площадью 98,17 кв.м, с хозяйственными постройками. В государственный реестр недвижимости по указанному адресу 07 апреля 2017 г. внесены сведения о жилом доме площадью 96,4 кв.м. 07 апреля 2017 г. зарегистрировано право собственности <данные изъяты> на жилой дом, кадастровый номер , по адресу: <адрес>

Рассматривая возникшие правоотношения сторон, судебная коллегия исходит из следующего.

На основании статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с положениями статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Закона Новосибирской области № 130-ОЗ от 7 июля 2007 г. «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области, в редакции, как действующей на дату обращения истца с заявлением 03 февраля 2015 г., так и в настоящее время, гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере лесных отношений, заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд.

Цели заключения договора купли-продажи древесины следуют из статьи 2 названного Закона №130-ОЗ: 1) для строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 2) для ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; 3) для отопления жилых помещений, не имеющих централизованного отопления, 4) для хозяйственно-бытовых нужд.

В соответствии с пунктом 4, 6 Порядка рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о предоставлении гражданам лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 09 октября 2007 г. № 129-па в редакции на дату обращения 03 февраля 2015 г. административного истца с заявлением (далее по тексту Порядок), по результатам рассмотрения заявления уполномоченным департаментом лесного хозяйства Новосибирской области специалистом отдела лесных отношений принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений или о постановке заявителя на основании заявления на очередь на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - очередь) или об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений.

Решение о постановке заявителя на основании заявления на очередь принимается в случае отсутствия в указанном заявителем лесничестве предельных объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на текущий год, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

По существу аналогичные нормы Порядка действовали и на дату принятия оспариваемого решения от 11 июня 2020 г.

Согласно пункту 10 названного Порядка, введенного в действие постановлением Правительства Новосибирской области от 27 июня 2017 г. N 243-п, в редакции постановления Правительства Новосибирской области от 03 сентября 2019 г. N 357-п, при наступлении очередности осуществляется отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений в случае, если органом местного самоуправления гражданину выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта и (или) гражданином зарегистрировано право собственности на объект, для целей строительства которого он подавал заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Из приведенных положений закона следует, что заявление <данные изъяты> от 03 февраля 2015 г. рассмотрено уполномоченным органом с принятием по нему предусмотренного названным выше Порядком решения – о постановке на очередь. На 03 февраля 2015 г. правоотношения сторон по рассмотрению заявления от 03 февраля 2015 г. были окончены.

На момент рассмотрения заявления <данные изъяты> от 11 июня 2020 г. в связи с тем, что наступила его очередность, между сторонами возникли новые правоотношения по рассмотрению заявления по существу для принятия по нему одного из предусмотренных законом решений – о заключении договора либо об отказе в заключении договора. На этот момент Порядок предусматривал такое основание отказа в заключении договора как регистрация права собственности на объект, для целей строительства которого было подано заявление.

При таких обстоятельствах, административным ответчиком законно отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а выводы суда об обратном основаны на неверном применении положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации.

Указание суда на то, что при принятии заявления <данные изъяты> 03 февраля 2015 г. между сторонами совершена сделка, в результате которой у сторон возникли взаимные права и обязанности, в том числе по заключению договора, противоречит положениям Порядка, из которых прямо следует, что после наступления очередности уполномоченный орган вправе принять решение как о заключении договора, так и об отказе в его заключении. Такие решения принимаются на основании норм права, действующих на дату принятия соответствующего решения.

Кроме того, судебная коллегия исходит также из того, что и до введения в действие пункта 10 Порядка, законом Новосибирской области № 130-ОЗ устанавливался принцип заключения договора купли-продажи с гражданами, заинтересованными в заготовке древесины для целей, определенных в статье 2 Закона № 130-ОЗ, что прямо следует из пункта 2 статьи 1 этого Закона. Завершение же гражданином строительства жилого дома, для целей строительства которого испрашивалось заключение договора, и ранее, до введения в действие пункта 10 Порядка, свидетельствовало об отсутствии оснований для заключения договора купли-продажи, ввиду нарушения принципа целевого использования древесины и отсутствия заинтересованности у гражданина в ее использовании по целевому назначению.

Выводы суда и доводы иска о том, что цели строительства не были достигнуты в связи со строительством дома меньшего размера, чем было предусмотрено проектом, и незавершением строительства строений вспомогательного характера, также не могут свидетельствовать о наличии оснований для заключения договора купли-продажи для целей, которые указывались заявителем.

Вопреки позиции суда первой инстанции, хозяйственные постройки не могут в данном случае рассматриваться как принадлежность к главной вещи - жилому дому, поскольку законом Новосибирской области № 130-ОЗ заключение договора купли-продажи для хозяйственно-бытовых нужд и для индивидуального жилищного строительства различается.

Административный истец не лишен права обратиться с заявлением о заключении договора купли-продажи древесины для строительства надворных построек.

Строительство жилого дома в размере меньшем, чем предусмотрено проектом, также не свидетельствует о наличии оснований для заключения договора купли-продажи, поскольку жилой дом введен в эксплуатацию как законченный строительством объект. Истец не лишен возможности обратиться с заявлением о заключении договора для реконструкции дома.

Ссылки суда на раздел 5 Положения об отделе лесных отношений по Сузунскому лесничеству не подтверждены материалами дела, в которых отсутствует данное Положение.

Также судом первой инстанции не учтено, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, отнесено к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (подпункта 104.1 пункта 8 постановление Правительства Новосибирской области от 03.10.2017 N 383-п "О министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области").

В соответствии со статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сузунского районного суда Новосибирской области от 25 августа 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований <данные изъяты> отказать.

Апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области удовлетворить.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий А.П. Кошелева

Судьи А.Л. Разуваева

Е.А. Певина