Судья Мельчинский С.Н. № 2а-222/2023
Докладчик Певина Е.А. № 33а-6262/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 08 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.
судей Толстик Н.В., Рукавишникова Е.А.
при секретаре Митрофановой К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 20 января 2023 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области к Дубчаку Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №17 по Новосибирской области (далее – МИФНС №17) обратилась в суд с административным иском к Дубчаку С.В. о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что Дубчак С.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №24 по Новосибирской области. В собственности административного ответчика зарегистрирован ряд транспортных средств и объектов недвижимости, в связи с чем он является плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц.
В порядке ст. 52 НК РФ административному ответчику направлялось уведомление № 28846444 от 03.08.2020 о необходимости уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок налогоплательщику направлялись требования № 32035 по состоянию на 08.05.2020, № 3609 по состоянию на 04.02.2021, № 4185 по состоянию на 05.02.2021. В установленный срок – 22.03.2021 налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности в бюджет, в связи с чем налоговый орган обращался с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 13.07.2021 судебный приказ от 02.07.2021 о взыскании с Дубчака С.В. недоимки отменен.
С учетом изложенного административный истец просил взыскать с Дубчака С.В. недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 34 555 руб., пени за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 в размере 318, 19 руб., налогу на имущество физических лиц (ОКТМО: №) за 2019 год в размере 7 698 руб.; налогу на имущество физических лиц (ОКТМО: №) за 2019 год в размере 4 633 руб., пени за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 в размере 42, 66 руб.; земельному налогу за 2019 год в размере 397 руб., пени за 2014, 2016-2019 годы в размере 71, 55 руб.
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 20.01.2023 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С указанным решением суда не согласился административный истец. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что 19.05.2016 налогоплательщику открыт доступ к личному кабинету налогоплательщика, 05.06.2020 доступ закрыт, 08.07.2021 доступ вновь открыт, а 28.07.2021 – закрыт. Отмечает, что на момент выставления требования № 32035 по состоянию на 08.05.2020 личный кабинет налогоплательщика был открыт. Согласно истории действий в личном кабинете налогоплательщика Дубчак С.В. периодически осуществляет в него вход через- ЕСИА.
Требования № 3609 по состоянию на 04.02.2021, № 4185 по состоянию на 05.02.2021 направлялись по последнему известному месту регистрации налогоплательщика: <адрес>., где он зарегистрирован с 14.08.2020, данные о смене места жительства административного ответчика поступили в налоговый орган в октябре 2020 года. Сведений о перемене места жительства Дубчак С.В. в налоговый орган не сообщал.
На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, признав их извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговое уведомление № 28846444 от 03.08.2020 об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного земельного налогов за 2019 год направлено налогоплательщику по адресу: <адрес>, в то время как с регистрационного учета по указанному адресу Дубчак С.В. снят 21.05.2020, с 14.08.2020 зарегистрирован по адресу: <адрес>, а на момент направления по адресу: <адрес> требований № 3609 по состоянию на 04.02.2021 и № 4185 по состоянию на 05.02.2021 административный ответчик уже был снят с регистрационного учета и по указанному адресу, в связи с чем пришел к выводу о несоблюдении налоговым органом процедуры взыскания недоимки.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Абзацем 6 части 5 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - … физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).
Как следует из представленной в материалы дела копии паспорта Дубчака С.В. (том 1 л.д. 104-105), последний 21.05.2020 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и лишь 14.08.2020 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
15.08.2020 снят с регистрационного учета по адресу <адрес>, а 30.10.2020 вновь зарегистрирован по адресу: <адрес>.
02.11.2020 вновь снят с регистрационного учета по данному адресу и 24.12.2020, и вновь зарегистрирован по адресу: <адрес>, а 25.12.2020 снят с регистрационного учета по данному адресу.
Из справки УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области следует, что административный ответчик 25.12.2020 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, убыл в <адрес> (том 1 л.д. 181). Согласно справке УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области (том 1 л.д. 191), административный ответчик был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Кемерово, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 1, кв. 133, снят с регистрационного учета 20.09.1995, убыл в <адрес>.
Согласно сведения УВМ ГУ МВД России по НСО Дубчак С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 03.05.2023.
Налоговое уведомление от 03.08.2020 направлялось административному ответчику через личный кабинет (л.д.12).
По состоянию на 04.02.2021 и на 05.02.2021 административному ответчику выставлялись требования об уплате недоимок за 2019 год и начисленных и них пени, которые направлялись налогоплательщику по адресу: <адрес> (л.д.18, 21).
Учитывая указанные выше обстоятельства судебная коллегия приходит к выводу, что налоговый орган надлежащим образом уведомил административного ответчика о необходимости исполнения им обязательств по уплате налогов за 2019 год направив ему требования по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества при условии, что сведения о месте жительства (пребывания) административного ответчика у налогового органа на момент направления требований отсутствовали.
При этом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового требования по последнему известному адресу регистрации административного ответчика, собственником объекта недвижимости по которому он является, учитывая периодичность совершения Дубчаком С.В. действий по снятию с регистрационного учета и постановке на учет, свидетельствует о надлежащем исполнении налоговым органом обязанности по направлению в адрес налогоплательщика требования об уплате налогов.
При указанных обстоятельствах, основания для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия происходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ст. 409 Налогового кодекса российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (ч. 1 ст. 361 НК Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (часть 2 статьи 362 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Как следует из материалов дела, Дубчак С.В. является собственником транспортных средств:
легкового автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 04.05.2010;
грузового автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 23.07.2012;
мотоцикла <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 12.04.2018.
Кроме того, Дубчак С.В. имеет в собственности следующее недвижимое имущество:
жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации 28.12.2004;
иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации 24.12.2010;
квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации 14.11.2013;
квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации 21.08.2019;
иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации 19.12.2012;
квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации 01.11.2013;
земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, дата регистрации собственности 01.08.2011.
О необходимости уплаты транспортного налога на сумму 34 555 рублей, налога на имущество физических лиц на сумму 7 698 рублей (ОКТМО №) и 4 633 рубля (ОКТМО №), земельного налога на сумму 397 рублей за 2019 год Дубчак С.В. извещался налоговым уведомлением №28846444 от 03.08.2020 (том 1 л.д. 13-14), которое направлено по последнему известному месту регистрации налогоплательщика (том 1 л.д. 15)
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленные законом сроки, административному ответчику начислялись пени, выставлялись требования об уплате налога:
№ 3609 по состоянию на 04.02.2021 об уплате земельного налога за 2019 год в размере 397 рублей и пени за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 в размере 3, 60 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год (ОКТМО №) в размере 7 698 рублей и пени за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 в размере 69, 80 рублей со сроком уплаты до 30.03.2021 (том 1 л.д. 16), которое направлено по последнему известному месту регистрации налогоплательщика (том 1 л.д. 18);
№ 4185 по состоянию на 05.02.2021 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 34 555 рублей и пени за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 в размере 318, 19 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год (ОКТМО №) в размере 4 633 рублей и пени за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 в размере 42, 66 рублей со сроком уплаты до 22.03.2021 (том 1 л.д. 19), которое направлено по последнему известному месту регистрации налогоплательщика (том 1 л.д. 21).
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с неисполнением требований налогового органа административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи от 13.07.2021 судебный приказ от 02.07.2021 о взыскании с Дубчака С.В. спорной задолженности отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения. Определение об отмене судебного приказа не содержит выводов мирового судьи о небесспорности требования.
Настоящее административное исковое заявлением подано в Бердский городской суд Новосибирской области 13.12.2021 (том 1 л.д. 32).
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры взыскания задолженности и своевременности обращения в суд с административным исковым заявлением. Учитывая, что административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих факт уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов за 2019 год и пени, начисленных на возникшие недоимки за указанные налоговые периоды, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Факт направления налоговым органом налогового уведомления и требований об уплаты сумм, заявленных ко взысканию, подтверждается материалами дела. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что налоговым законодательством не предусмотрено доказывание получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени, а доказыванию подлежит лишь факт направления указанных налоговых документов. Учитывая систематичность изменения административным ответчиком места регистрации, кратковременность нахождения на регистрационном учете, а также принимая во внимание отсутствие обязанности налогового органа производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом приняты достаточные и исчерпывающие меры, направленные на соблюдение процедуры взыскания задолженности.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающие основание для начисления на недоимки по земельному налогу за 2014, 2016-2018 годы пени и направления административному ответчику требования о взыскании указанных пени, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части взыскания указанных пени с общей сумме 67, 95 рублей (71, 55 рублей (заявленные требования) минус 3, 60 рублей (пени) за 2019 год).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 20.01.2023 отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Дубчака Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> (ИНН <данные изъяты>):
недоимку по транспортному налогу за 2019 год в сумме 34 555 рублей, пени за период с 01.12.2020 по 04.02.2020 в размере 318, 19 рублей;
недоимку по земельному налогу за 2019 год в сумме 397, 00 рублей и пени за период с 01.12.2020 по 02.12.2021 в сумме 3, 60 рублей;
недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО: №) в сумме 7 698 рублей;
недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО: №) в сумме 4 633 рублей и пени за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 в сумме 42, 66 рублей.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Дубчака Сергея Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 629, 42 рублей.
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области удовлетворить частично.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи