Судья Бутырин А.В.
Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-6584/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.,
судей Коваленко В.В., Зуевой С.М.,
при секретаре С.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 06 августа 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Н.С. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 мая 2015 года, которым иск Г.Н.С. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученной пенсии, оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения Г.Н.С. и его представителя – К.Н.А., представителя ГУ МВД России по <адрес> – К.К.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Г.Н.С. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по <адрес> о взыскании недополученной пенсии.
В обоснование иска указал, что он согласно ПП СМ СССР № от ДД.ММ.ГГГГ ушел на пенсию ДД.ММ.ГГГГ из исправительной трудовой колонии №, отслужив ДД.ММ.ГГГГ календарных лет. Размер пенсии ему был установлен <данные изъяты> рублей, выплачивалась она с увеличением должностного оклада на <данные изъяты> за работу во вредных условиях и ещё <данные изъяты> за строгость.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему выплачивалась пенсия с вышеуказанными надбавками, но с ДД.ММ.ГГГГ ему начали исчислять пенсию без учета <данные изъяты> надбавки за работу во вредных условиях. При этом, пенсию бывшим сотрудникам ОВД, без учета указанной надбавки стали, исчислять с <данные изъяты> года на основании ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ст. 43 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.
Однако данные изменения его не коснулись, поскольку могли ухудшить его материальное положение
Он получал повышенный оклад на основании п.п. 105, 108 Положения о денежном содержании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, за работу в ИТК с содержанием лиц, больных туберкулезом- <данные изъяты> (Приказ МВД СССР от 19.03.1984 года № 090 «Об утверждении положения о денежном содержании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.). Пункты 105 и 108 входят в раздел под наименованием «Повышение должностных окладов за особые условия службы». Раздел под наименованием «Надбавки, доплаты и другие выплаты за особые условия службы» начинается с п. 115 данного Положения.
Установленная ему доплата в размере <данные изъяты> к должностному окладу является повышением оклада за особые условия труда, а не надбавкой.
Закону от 12.02.1993 г. обратная сила не придана, в связи с чем, в отношении него он не подлежал применению, поскольку ухудшал его материальное положение и снижал ранее установленный размер пенсии, что и было подтверждено и закреплено решением Центрального района суда г. Новосибирска от 07.05.2007 г., которым за ним было признано право на <данные изъяты> увеличение должностного оклада за работу во вредных условиях, был произведён перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом <данные изъяты> увеличение к должностному окладу за работу во вредных условиях, была взыскана с Главного управления внутренних дел <адрес> в его пользу задолженность в сумме <данные изъяты> рублей, обязали возобновить выплату пенсии с учётом увеличения должностного оклада на <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ему снизили с <данные изъяты> до <данные изъяты> увеличения к должностному окладу за работу во вредных условиях, помимо этого, перестали платить <данные изъяты> увеличение должностного оклада за строгость, что ухудшает его материальное положение.
По данному факту он обращался с заявлением в Отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по <адрес>, но в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № начальник Х.Т.С. ссылается на внесенные Федеральным законом от 08.11.2011 г. № 309-Ф3 изменения в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а именно: пенсии в 2012 году исчисляются из 54 процентов денежного довольствия, включающего в себя: оклад по званию, должностной оклад и ежемесячную надбавку или процентную надбавку за выслугу лет (стаж службы).
Однако, решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 07.05.2007 г. <данные изъяты> надбавка была признана повышением должностного оклада за особые условия службы и установлен факт того, что Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» от 12.02.1993 г. № 4468-1 не имеет обратной силы, в связи с чем, в отношении него настоящий закон не подлежит применению, поскольку ухудшает его материальное положение и снижает установленный размер пенсии. Считает ответ на его заявление некорректным и нарушающим его права.
В показателях расчета его пенсии от ДД.ММ.ГГГГ его оклад был указан правильно и составлял <данные изъяты> рублей, т.к. он был уволен на пенсию с должности <данные изъяты>. Данное звание присваивается только тем заместителям начальника, где лимит наполнения более 1 200 человек, а именно ИК первой категории.
Более того, его начальнику было присвоено звание <данные изъяты> было исправительным учреждением 2-й категории, истцу было бы присвоено звание <данные изъяты>, а его начальнику <данные изъяты>, однако с ДД.ММ.ГГГГ и в последующих расчетах показателей его пенсии «Оклад по должности» составлял <данные изъяты> рублей.
На его обращение прокурору <адрес> об исправление данной ошибки, ему был дан ответ о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Г.Н.С. просил: признать за ним право на <данные изъяты> увеличение должностного оклада за особые условия службы, а именно работу во вредных условиях в <данные изъяты> с содержанием лиц, больных туберкулезом; обязать ГУ МВД России по <адрес> произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время включительно с учетом <данные изъяты> увеличения к должностному окладу за работу во вредных условиях; взыскать задолженность с ГУ МВД России по <адрес> в его пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; обязать ГУ МВД России по <адрес> возобновить расчет и выплату пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с учетом увеличения должностного оклада на <данные изъяты> за работу во вредных условиях; признать за ним право на <данные изъяты> увеличение должностного оклада за особые условия службы, а именно за строгость и обязать ГУ МВД России по <адрес> произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время включительно с учетом <данные изъяты> увеличения к должностному окладу за строгость; взыскать задолженность с ГУ МВД России по <адрес> в его пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; обязать ГУ МВД России по <адрес> возобновить расчет и выплату пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с учетом увеличения должностного оклада на <данные изъяты> за строгость; признать за ним право на увеличение должностного оклада, до размера <данные изъяты> рублей; произвести перерасчёт его пенсии с учётом взятого за основу должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей; взыскать с ГУ МВД России по <адрес> сумму, недоплаченную в результате допущенной ошибки с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; обязать ГУ МВД России по <адрес> выплачивать ему пенсию в полном объёме с учётом указанного должностного оклада.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Г.Н.С. и в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом не учтено преюдициальное значение решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 07.05.2007 года.
Считает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании из ГУ МВД по <адрес> Приказа МВД СССР от 19.03.1984 года № 090 «Об утверждении положения о денежном содержании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».
Апеллянт полагает, что размер должностного оклада зависит от лимита наполнения и количества заключенных, пребывающих в колонии на момент его увольнения, а, поскольку Межобластная туберкулезная больница была прикреплена к <данные изъяты>, то она должна была учитываться при расчете лимита наполнения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Г.Н.С.ДД.ММ.ГГГГ в звании подполковника внутренней службы был уволен на пенсию с должности <данные изъяты>. Пенсия за выслугу <данные изъяты> ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ г.
С момента назначения и по ДД.ММ.ГГГГ пенсия Г.Н.С. начислялась и выплачивалась с учетом <данные изъяты> увеличения должностного оклада за работу во вредных условиях. При этом, решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Г.Н.С. было признано право на получение <данные изъяты> увеличение должностного оклада за работу во вредных условиях. Данным решением суд обязал ГУВД <адрес> произвести Г.Н.С. перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом <данные изъяты> увеличения к должностному окладу за работу во вредных условиях и возобновить расчет и выплату пенсии с учетом вышеуказанного увеличения должностного оклада.
В связи с введением в действие новой системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был произведен перерасчет размера пенсии, выплачиваемой Г.Н.С., исходя из денежного довольствия, определенного без учета увеличения оклада за работу во вредных условиях.
Отказывая Г.Н.С. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по перерасчету пенсии являются законными и обоснованными, поскольку совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом, суд указал, что перерасчет пенсии, осуществлённый в связи с введением нового правового регулирования, не повлек за собой снижения уровня пенсионного обеспечения истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и обстоятельствам дела.
При увольнении истца из органов внутренних дел и исчислении размера пенсии к зачету была принята выплачиваема истцу в период службы надбавка к окладу в размере <данные изъяты> за особые условия службы, установленная приказом МВД СССР от 19.03.1984 г. № 090.
Проводимой реформой денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов предусмотрено создание, начиная с 2012 года, новой структуры денежного довольствия, основу которой составляет оклад денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию). Таким образом, ранее установленные дополнительные выплаты переведены в новые должностные оклады.
Новая система денежного довольствия, установленная Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяется в отношении сотрудников органов внутренних дел с 1 января 2012 года. При этом, в соответствии с частями 8 и 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перерасчет пенсий пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел был произведен с 1 января 2012 года исходя из новых норм денежного довольствия.
Положения частей 8 и 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ, закрепляющие порядок перерасчета размеров пенсий, назначенных до 1 января 2012 года, направлены на обеспечение гражданам, относящимся к одной и той же категории - получатель пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», равных прав на получение указанной пенсии, что соответствует принципу социальной справедливости, а также принципу равенства, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 года, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии указанной категории граждан, и направлены на увеличение размеров указанных пенсий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2012года N2129-0, N2130-O, N2183-0 и от 24 декабря 2012 года N 2418-О). При введении нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и членам их семей, в соответствии с принципом стабильности правового регулирования гарантируется сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения. В частности, пункт 6 постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий при пересмотре пенсий с применением окладов месячного денежного содержания, определенных данным постановлением,
В соответствии с внесенными Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ изменениями в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсии в 2012 году исчислялись из 54 процентов денежного довольствия, включающего в себя: оклад по званию, должностной оклад и ежемесячную надбавку или процентную надбавку за выслугу лет (стаж службы). При этом надбавки к должностному окладу в указанное денежное довольствие для исчисления пенсии законом не предусмотрены.
При введении нового правового регулирования, касающегося учета
денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим
службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членам их семей, в соответствии с принципом стабильности правового регулирования гарантируется сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения. В частности, пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий при пересмотре пенсий с применением окладов месячного денежного содержания, определенных данным постановлением.
Во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» определены с 1 января 2013 г. размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы согласно Приложению.
В п. 3 данного Постановления закреплено, что с 1 января 2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом ч. 9 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ определено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством РФ до 01 января 2012 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» внесены изменения в Постановление Правительства от 6 мая 1994 года N 477 «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства юстиции Российской Федерации».
Размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок, процентов персоналу учреждений, исполняющих наказание строгого режима определен - 7%. Согласно п. 6 данного Постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2012. |
В целях исполнения Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ согласно указания МВД России пенсионными подразделениями до 15 ноября 2011 года в территориальные учреждения Сбербанка были направлены документы на выплату пенсий пенсионерам МВД России за январь 2012 года в декабре 2011 года. Пенсия была исчислена предварительно из 54 процентов сумм денежного довольствия, включающего в себя увеличенный в 3,8 раза должностной оклад, оклады по званиям и ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за
стаж службы (выслугу лет) в размерах, установленных пунктом 7 статьи 2
Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МВД России по <адрес> поступила телетайпограмма МВД России от № о неприменении при перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ повышений за особые условия службы к должностному окладу бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы и о дополнительном оповещении о дальнейшем порядке выплаты должностных окладов с соответствующим увеличением (повышением) (л.д. <данные изъяты>).
Пенсия Г.Н.С. до реформирования составляла <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), на ДД.ММ.ГГГГ стала составлять <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, как правильно указал суд, перерасчет пенсии истца, осуществленный в связи с введением нового правового регулирования, не повлек за собой снижение уровня его пенсионного обеспечения.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части <данные изъяты> увеличения должностного оклада истца за особые условия службы и <данные изъяты> увеличения должностного оклада за особые условия службы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии решения судом не было учтено решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 07.05.2007 г., являются необоснованными, поскольку данному решению суд дал правильную оценку, указав, что после вынесения данного решения размер должностного оклада и соответствующей надбавки был изменен в законодательном порядке.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, в части исчисления его пенсии из расчета должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей, суд первой инстанции исходил из того, что оклад по должности, которую занимал истец, в настоящее время, составляет <данные изъяты> рублей.
Данные выводы суда, также являются правильными.
На момент увольнения из <данные изъяты>, Г.Н.С. занимал должность <данные изъяты>
Лимит наполнения <данные изъяты>, в котором проходил службу Г.Н.С., по состоянию на ноябрь ДД.ММ.ГГГГ, составлял 1050 человек (л.д. <данные изъяты>).
Оклад по должности <данные изъяты>, при её наполнении от 601до 1200 человек (36 тарифный разряд) составляет <данные изъяты> рублей, а потому, исходя из данного оклада, истцу правомерно начисляется пенсия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении наполнения <данные изъяты> суд должен был учитывать численность заключенных, пребывающих в <данные изъяты>, являются необоснованными, поскольку, как правильно указал суд, <данные изъяты> является не является юридическим лицом, входит в состав <данные изъяты>, отдельного ведомственного приказа по лимиту <данные изъяты> нет.
С учетом изложенных обстоятельств, основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.Н.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи