НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 04.10.2022 № 2-187/2022

УИД 54RS0032-01-2021-002194-57

Судья Отт С.А. Дело № 2-187/2022

Докладчик Быкова И.В. 33-9713/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зуевой С.М.,

судей Братчиковой Л.Г., Быковой И.В.,

при секретаре Павленко К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «04» октября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика МИФНС России №19 по Новосибирской области А.Н. Хорошмана на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 09 июня 2022 года по иску прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах Голодаевой Татьяны Васильевны, Гуляевой Нины Викторовны, Дорохиной Оксаны Викторовны, Зенкиной Ларисы Леонидовны, Коноваловой Татьяны Сергеевны, Литвиненко Светланы Николаевны, Срещиковой Оксаны Владимировны, Ходыкиной Светланы Викторовны к Межрайонной ИФНС России № 19 по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения процессуального истца помощника прокурора Рупп Г.М., представителей ответчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обратился с данным иском, в обоснование которого указано, что в соответствии с приказом ФНС России от 27.04.2021 № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области»; приказом УФНС России по Новосибирской области от 28.04.2021 № 01-07/88@ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области» произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС № 6 по НСО включена в состав МИФНС России № 19 по Новосибирской области.

В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России № 6 сокращены государственные гражданские служащие, в том числе, Коновалова Т.С., работавшая в должности , Гуляева Н.В., работавшая в должности , Литвиненко С.Н., работавшая в должности , Зенкина Л.Л., работавшая в должности , Срещикова О.В., работавшая в должности , Дорохина О.В., работавшая в должности , Ходыкина С.В., работавшая в должности , Голодаева Т.В., работавшая в должности .

В нарушение ст.ст. 11, 22, 56, 136, 140 ТК РФ, при увольнении Коноваловой Т.С., Гуляевой Н.В., Литвиненко С.Н., Зенкиной Л.Л., Срещиковой О.В., Дорохиной О.В., Ходыкиной С.В., Голодаевой Т.В., им не произведена выплата полного окончательного расчета.

Обстоятельства не произведенных выплат, факта трудоустройства и увольнения подтверждаются справками о размере задолженности по заработной плате, копиями расчетов денежного содержания, копиями приказов о назначении на должность, копиями служебных контрактов, копиями приказов об увольнении.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоением ему классных чинов, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функции государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В период с 01.07.2020 по 30.06.2021 работникам МИФНС № 6 - государственным гражданским служащим, выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 г., июль-сентябрь 2020 г., 3 квартал 2020 г., октябрь-декабрь 2020 г., 4 квартал 2020 г., январь-апрель 2021г., май-июнь 2021 г., 1 квартал 2021г.), которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы.

Сумма недоначисленной и не выплаченной компенсации Коноваловой Т.С. составляет 87 918,90 рублей, Гуляевой Н.В. составляет 53 961,37 рублей, Литвиненко С.Н. – 215 066,92 рублей, Зенкиной Л.Л. – 116 815,10 рублей, Срещиковой О.В. – 22 214,23 рублей, Дорохиной О.В. – 60 920,45 рублей, Ходыкиной С.В. – 116 748,08 рублей, Голодаевой Т.В. – 96 487,11 руб.

Ключевая ставка, применяемая для расчета компенсации за задержку выплат с июня 2021 года – 5,5%. Учитывая, что права работников при увольнении МИФНС были нарушены, им причинен моральный вред в размере 20 000 руб.

Прокурор просит взыскать с Межрайонной ИФНС России № 19 по Новосибирской области:

в пользу Коноваловой Т.С. - задолженность компенсации в размере 87 918,90 руб., компенсацию за задержку выплаты в размере 5 609,16 руб., моральный вред 20 000 руб.;

в пользу Гуляевой Н.В. - задолженность компенсации в размере 53 961,37 руб., компенсацию за задержку выплаты 3 442,71 руб., моральный вред в размере 20 000 руб.;

в пользу Литвиненко С.Н. - задолженность компенсации в размере 215 066,92 руб., компенсацию за задержку выплаты 9 147,47 руб., моральный вред 20 000 руб.;

в пользу Зенкиной Л.Л. - задолженность компенсации в размере 116 815,10 руб., компенсацию за задержку выплаты 4 968,53 руб., моральный вред 20 000 руб.;

в пользу Срещиковой О.В. - задолженность компенсации в размере 22 214,23 руб., компенсацию за задержку выплаты 944,83 руб., моральный вред 20 000 руб.;

в пользу Дорохиной О.В. - задолженность компенсации в размере 60 920,45 руб., компенсацию за задержку выплаты 2 591,13 руб., моральный вред 20000 руб.;

в пользу Ходыкиной С.В. - задолженность компенсации в размере 116 748,00 руб., компенсацию за задержку выплаты 6 549,56 руб., моральный вред 20 000 руб.;

в пользу Голодаевой Т.В. - задолженность компенсации в размере 96 487,11 руб., компенсацию за задержку выплаты 4 103,91 руб., моральный вред 20 000 руб.

Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 09.06.2022 постановлено:

«Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 19 по Новосибирской области недоплаченные суммы компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) и недоплаченные суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении:

в пользу Коноваловой Татьяны Сергеевны - в сумме 87 918 руб. 90 коп.,

в пользу Гуляевой Нины Викторовны - в сумме 53 961 руб. 37 коп.,

в пользу Литвиненко Светланы Николаевны - в сумме 215 066 руб. 92 коп.,

в пользу Зенкиной Ларисы Леонидовны - в сумме 116 815 руб. 10 коп.,

в пользу Срещиковой Оксаны Владимировны - в сумме 22 214 руб. 23 коп.,

в пользу Дорохиной Оксаны Викторовны - в сумме 60 920 руб. 45 коп.,

в пользу Ходыкиной Светланы Викторовны - в сумме 116 748 руб. 08 коп.,

в пользу Голодаевой Татьяны Васильевны в сумме 96 487 руб. 11 коп.,

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 19 по Новосибирской области в пользу Коноваловой Татьяны Сергеевны, Гуляевой Нины Викторовны, Литвиненко Светланы Николаевны, Зенкиной Ларисы Леонидовны, Срещиковой Оксаны Владимировны, Дорохиной Оксаны Викторовны, Ходыкиной Светланы Викторовны, Голодаевой Татьяны Васильевны компенсацию морального вреда в размере по 3 000 руб. каждой.

В остальной части иска- отказать».

С постановленным решением не согласился представитель ответчика МИФНС России №19 по Новосибирской области А.Н. Хорошман, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В доводах апелляционной жалобы ( с учетом дополнения) указывает, что нормы трудового права распространяются на отношения, связанные с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной специальным законодательством - Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562.

Согласно ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» определен состав денежного содержания гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью. По мнению апеллянта, положения ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, не подлежат применению.

Судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что средства материального стимулирования не могут быть отнесены к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», поскольку эти выплаты не являются обязательными, производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, что подтверждается представленными ответчиком ведомственными приказами о материальном стимулировании, письмами ФНС России о бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование. При этом дополнительные бюджетные ассигнования, выделяемые Правительством РФ в течение года на материальное стимулирование, объективно не могут сформировать фонд оплаты труда, рассчитанный и доведенный до конкретной налоговой инспекции.

Апеллянт выражает несогласие с выводом суда о том, что формирование фонда оплаты труда должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренного Постановлением № 327, поскольку судом не принята во внимание позиция Министерства финансов РФ, изложенная в письме №14-03-03/32289 от 27.04.2021, согласно которой, выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих, и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания.

Кроме того, согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).

При таких обстоятельствах полагает, что средства материального стимулирования фактически относятся к иным выплатам, осуществлены сверх установленного фонда оплаты труда, не являются гарантированной выплатой и не входят в состав денежного содержания.

Также выражает несогласие с взысканием в пользу материальных истцов компенсации морального вреда, поскольку сокращенным работникам было известно о том, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, их права нарушены не были.

Прокуратурой Ордынского района Новосибирской области в лице прокурора района Кремлева Н.А. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что средства материального стимулирования подлежат отнесению к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», на спорные правоотношения распространяются положения ч. 2 ст. 139 ТК РФ. Выплаты материального стимулирования подлежат включению при исчислении средней заработной платы, и как следствие, исчислении размера компенсаций при увольнении. Довод ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание государственного гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх него, не соответствует закону, т.к. указанные средства выплачиваются работнику за выполнение трудовых обязанностей и составляют доход государственного гражданского служащего. Также прокурор отмечает, что суд обоснованно взыскал компенсацию морального вреда, при установлении факта нарушения трудовых прав работников. Размер компенсации морального вреда судом определен с учетом длительности лишения работников предусмотренной законом денежной компенсации, а также поведения ответчика – работодателя. Прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказами ФНС России от 27.04.2021, № ЕД-7-4/226 «О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области» УФНС России по Новосибирской области от 28.04.2021 № 01-07/88@ «Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области» произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС № 6 по НСО включена в состав МИФНС России № 19 по Новосибирской области.

Приказом № 33 от 28.06.1990 Коновалова (П.) Т.С. принята в государственную налоговую инспекцию по Ордынскому району на должность .

Согласно заключенному с Коноваловой Т.С. служебному контракту № 348-гс от 04.2.2020 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФНС России по Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 4927 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух месячных окладов денежного содержания; материальной помощи; районный коэффициент в размере 1,2 к денежному содержанию; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами (п.9).

Приказом от 23.06.2021 № 01-2-03/65 с Коноваловой Т.С. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 30.06.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 47 календарных дней.

Приказом № 84-лс от 18.06.2008 Гуляева Н.В. принята в МИФНС № 6 по Новосибирской области.

Согласно заключенному с Гуляевой Н.В. служебному контракту № 124 от 04.2.2020 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 2621 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 23.06.2021 № 01-2-03/64 с Гуляевой Н.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 30.06.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 29 календарных дней.

Приказом № 8 от 11.03.1992 Литвиненко С.Н. переведена на должность в государственную налоговую инспекцию по Ордынскому району.

Согласно заключенному с Литвиненко С.Н. служебному контракту № 6-гс от 18.08.2005 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 2197,80 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 13.08.2021 № 01-2-03/94 с Литвиненко С.Н. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27.08.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 36 календарных дней.

Приказом № 43 от 19.07.1993 Зенкина Л.Л. принята переводом из Ордынского райпо с 20.07.1993 в государственную налоговую инспекцию по Ордынскому району.

Согласно заключенному с Зенкиной Л.Л. служебному контракту № 7 от 18.08.2005 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 1698,30 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 13.08.2021 № 01-2-03/94 с Зенкиной Л.Л. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27.08.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 33 календарных дней.

Приказом № 01-2-03/7 от 20.01.2021 Срещикова О.В. принята в МИФНС № 6 по Новосибирской области.

Согласно заключенному с Срещиковой О.В. служебному контракту № 399-гс от 20.01.2021 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФНС России по Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 3572 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 13.08.2021 № 01-2-03/94 со Срещиковой О.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27.08.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 20 календарных дней.

Приказом № 01-2-03/119 от 16.09.2019 Дорохина О.В. принята в МИФНС № 6 по Новосибирской области.

Согласно заключенному с Дорохиной О.В. служебному контракту № 372-гс от 16.09.2019 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в УФНС России по Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 3324 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, районный коэффициент в размере 1,2 к денежному содержанию, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 13.08.2021 № 01-2-03/94 с Дорохиной О.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27.08.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 19 календарных дней.

Приказом № 33 от 28.06.1990 Ходыкина С.В. принята в государственную налоговую инспекцию по Ордынскому району на должность .

Согласно заключенному с Ходыкиной С.В. служебному контракту № 240-гс от 03.08.2015 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС №6 по Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 5212 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1599,00 рублей в месяц; ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30% от оклада; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 90% от оклада; иных надбавок: ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (п.9). Также производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 27.07.2021 № 01-2-03/87 с Ходыкиной С.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 28.07.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 15календарных дней.

Приказом № 62-лс от 28.05.1995 Голодаева Т.В. принята в государственную налоговую инспекцию по Ордынскому району.

Согласно заключенному с Голодаевой Т.В. служебному контракту № 8-гс от 18.08.2005 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах Новосибирской области, истец занимала должность . По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 1598,40 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.10).

Приказом от 13.08.2021 № 01-2-03/94 с Голодаевой Т.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27.08.2021 уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 40 календарных дней.

Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о том, что эти денежные средства подлежат учету при расчете денежного содержания для исчисления компенсаций при увольнении по сокращению.

Установив факт незаконной недоплаты истцам сумм при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, рассчитанных с учетом выплаченных сумм дополнительного материального стимулирования, не оспариванию ответчиком произведенного расчета истцом, суд первой инстанции обоснованно усмотрел основания для удовлетворения заявленных требований по основному требованию и частичного удовлетворения исковых требований по компенсации морального вреда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона, законностью принятого решения, не усматривая оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат ( ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. 2 и 5 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания ( ч. 2 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п.2 Указа Президента РФ от 07.05. 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Вопреки позиции апеллянта, ссылающегося на позицию Министерства финансов РФ, изложенной в письме № 14-03-03/32289 от 27.04.2021, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Из представленных в дело стороной ответчика приказов о выплате премий работникам за период с 01.07.2020 по 30.06.2021 следует, что правовая природа их была направлена на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, в связи с выполнением своевременно и качественно важных и сложных задач, обеспечением функций, возложенных на ИФНС России № 6, исходя из деятельности инспекции, что предусмотрено ст. 50 ФЗ « О государственной гражданской службе», соответственно, указанные выплаты подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Поскольку в период с 01.07.2020 по 30.06.2021 работникам МИФНС № 6 - государственным гражданским служащим, выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 г., июль-сентябрь 2020 г., 3 квартал 2020 г., октябрь-декабрь 2020 г., 4 квартал 2020 г., январь-апрель 2021г., май-июнь 2021 г., 1 квартал 2021г.), судом обосновано указанные суммы были включены в состав денежного содержания материальных истцов для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением и присуждено для взыскания : в пользу Коноваловой Т.С. - 87 918 руб. 90 коп.; в пользу Гуляевой Н.В. - 53 961 руб. 37 коп.; в пользу Литвиненко С.Н. - 215 066 руб. 92 коп.; в пользу Зенкиной Л.Л. - 116 815 руб. 10 коп.; в пользу Срещиковой О.В. - 22 214 руб. 23 коп.; в пользу Дорохиной О.В. - 60 920 руб. 45 коп.; в пользу Ходыкиной С.В. - 116 748 руб. 08 коп.; в пользу Голодаевой Т.В. 96 487 руб. 11 коп. Размер присужденных для взыскания доплат стороной ответчика не оспаривается, контррасчета не представлено.

Доводы жалобы о том, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, премии, производимые за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированными выплатами обязательного характера, в связи с чем, не подлежат учету при расчете денежного содержания для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, основаны на ошибочном понимании норм материального права и иной оценке правовой природы произведенных выплат.

Указанные доводы противоречат разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, подлежащему учету для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Разъяснено, что следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.

Согласно информационных писем Федеральной налоговой службы России от 03.04.2018, 08.04.2019, 17.03.2020, 06.08.2020, 12.04.2021, адресованных управлениям Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы России (в целом аналогичного содержания) - в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на 2018-2021 годы) ФНС России в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Из представленных в материалы дела приказов следует, что ответчик в пределах выделенных ему бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производил начисление истцам выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Отклоняет судебная коллегия и доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлен факт нарушения трудовых прав истцов, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ, при этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду.

Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, требования разумности и справедливости. Учитывая значительные суммы недоплаты каждому из истцов, период в течение которого каждый материальный истец не смог получить положенную выплату при сокращении в полном объеме, необходимость обращения истцов в прокуратура, а затем в суд, сумма компенсация морального вреда в размере 3 000 руб. в пользу каждого является соразмерной, обратное истцами не доказано в порядке ст. 56 ГПК РФ.

Иных доводов, требующих дополнительной проверки и влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 09 июня 2022 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика МИФНС России №19 по Новосибирской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи