НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 02.10.2018 № 33А-9448-2018

Дело № 33а-9448-2018

Судья Пащенко Т.А.

Докладчик Куранова Л.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Курановой Л.А., Тепляковой И.М.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 02 октября 2018 года административное дело по апелляционным жалобам представителя Минздрава Новосибирской области – Гусева Е.А., представителя ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника » - Суровикина А.К. на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 28 мая 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» о возложении обязанности удовлетворено.

На Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» возложена обязанность обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска «Детский сад №46 комбинированного вида «Зоренька», в соответствии с режимом работы образовательной организации.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., пояснения административного истца прокурора Трифоновой М.К., представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусева Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в МКДОУ «Детский сад №46 «Зоренька», в соответствии с режимом работы образовательной организации.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска «Детский сад №46 комбинированного вида «Зоренька» законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.

В ходе проверки установлено, что МКДОУ «Детский сад №46 «Зоренька» имеет 2 корпуса, которые расположены по адресам: <адрес>; <адрес>

В силу положений ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Прокурор, со ссылкой на положения ст.1, ст.2 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указал, что данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет в т.ч.: права и обязанности отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

Прокурор привел в иске понятия «охраны здоровья граждан», «медицинская помощь», указал, что одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

При проведении проверки установлено, что в корпусах МКДОУ «Детский сад №46 «Зоренька» организованы медицинские кабинеты.

17.10.2016 между МКДОУ «Детский сад №46 «Зоренька» и ГБУЗ Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.

Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.

Из п.10 Устава ГБУЗ Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.

По мнению административного истца, ГБУЗ Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» в полном объеме условия договора не выполняются - не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы МКДОУ «Детский сад №46 «Зоренька», а именно сотрудник медицинской организации присутствует в образовательной организации 5 дней в неделю с 8 часов 00 минут до 16 часов 12 минут, при режиме работы образовательной организации 5 дней в неделю с 7 часов до 19 часов.

Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.

Отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились заинтересованное лицо Минздрав Новосибирской области, административный ответчик ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27».

В апелляционных жалобах изложена просьба об отмене решения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 28 мая 2018 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы представитель Минздрава Новосибирской области указал, что оказание первичной медико-санитарной помощи не сводится только к присутствию медицинского работника в образовательном учреждении. Министерством приняты меры по охране здоровья несовершеннолетних, которые не требуют постоянного нахождения медицинских работников в образовательной организации, т.к. действующее законодательство не обязывает медицинские организации оказывать первичную медико-санитарную помощь лишь путем непосредственного присутствия медицинского работника. Так, в соответствии с приказом Минздрава Новосибирской области от 25.05.2018 №1581 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственным медицинским организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях», обязанность по обеспечению предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, в соответствии с графиком, утвержденным медицинскими организациями по результатам нормирования труда; неотложной первичной медико-санитарной помощи, посредством организации выездных форм обслуживания подразделениями неотложной медицинской помощи, а также по месту нахождения медицинской организации лежит на главном враче государственных медицинских организаций Новосибирской области. Также на главного врача ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» Большакову И.А. возложена обязанность обеспечить предоставление скорой медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, по фактам обращения образовательных организаций. В связи с чем, апеллянт полагает, что Министерство здравоохранения НСО исполнило требования ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», возложив на главных врачей медицинских организаций Новосибирской области обязанность по определению порядка оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.

Апеллянт считает, что судом необоснованно вменено исключительно в обязанности медицинской организации проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обязанность по организации которых согласно закону лежит именно на дошкольном учреждении, т.к. меры охраны здоровья согласно ч.1 ст.41 Закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых возложена на образовательное учреждение.

Полагает, что судом не дана верная правовая оценка заключенному между медицинской организацией и образовательным учреждением договору о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.

К апелляционной жалобе приложен отчет по анализу системы нормирования труда ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» в связи с тем, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции данный отчет отсутствовал.

В обоснование жалобы ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27» указано на то, что иск прокурора не направлен на защиту неопределенного круга лиц, по сути является иском в защиту прав и интересов определенного круга лиц (круг которых является списочным), в связи с чем, полагает, что прокурор не имел права на обращение с иском в суд, а заявленный иск подлежал оставлению без рассмотрения.

Указывает на то, что прокурором исковых требований о понуждении к соблюдению договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, заключенному между медицинской организацией и образовательным учреждением не заявлено. При этом, малолетние в интересах которых заявлен иск, не являются стороной данного договора.

Апеллянт ссылается на то, что судом неверно определено лицо, ответственное за соблюдение требований санитарного законодательства. Так, согласно требованиям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении образовательной деятельности лежит на соответствующей образовательной организации.

Считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку лицом, ответственным за организацию охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляются именно этими организациями, а не ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника №27». Согласно положениям ст.52 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных учреждениях предусматриваются, в том числе, должности медицинских работников.

Апеллянт отмечает, что прокурором ставился вопрос о необходимости обеспечения присутствия медицинского работника в образовательной организации для оказания медицинской помощи при возникновении состояний, при которых оказывается первая помощь, не являющаяся согласно законодательству медицинской, оказание которой возложено законом на педагогических работников. При этом, при проведении проверки вопрос о наличии у педагогических работников навыков оказания первой помощи согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вообще не исследовался.

Кроме того, автор жалобы выражает несогласие с определением суда о передаче настоящего дела для рассмотрения по существу в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что производство по делу подлежит прекращению. Отмечает, что ст.ст. 220, 221 ГПК РФ не предусматривают возможности перехода из гражданского в иной вид процесса, данная норма носит императивный характер. Ссылку суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.2014 №28-П считает неприменимой.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.2,3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

На основании ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из содержания п.3 ч.1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требование об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено районным судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в МКДОУ г. Новосибирска детский сад № 46 комбинированного вида «Зоренька» законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.

При проведении проверки выявлено, что МКДОУ детский сад № 46 комбинированного вида «Зоренька» имеет 2 корпуса, которые расположены по адресам: <адрес>; <адрес>

Учреждением оборудованы медицинские кабинеты. 17.10.2016 между МКДОУ д/с № 46 и ГБУЗ Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП №27» приняла на себя обязанности укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки заказчиком.

Согласно пункту 3.1 договора стороны несут ответственность в установленном в законодательстве порядке за невыполнение возложенных на них обязанностей по договору.

Проверкой установлено, что ГБУЗ НСО «ККДП № 27» не обеспечивает работу медицинских работников в соответствии с режимом работы МКДОУ д/с № 46.

Так, из, имеющихся в деле графиков, следует, что сотрудник медицинской организации присутствует в корпусе образовательной организации 5 дней в неделю с 8 часов до 16 часов 12 минут при режиме работы образовательной организации 5 дней в неделю с 7 часов до 19 часов.

В штате МКДОУ г. Новосибирска детский сад № 46 комбинированного вида «Зоренька» отсутствуют медицинские работники, лицензии на осуществление медицинской деятельности образовательное учреждение не имеет.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Новосибирской области № 551 от 28.02.2018г. и приложения к нему, ГБУЗ НСО «ККДП № 27» оказывает первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

На основании ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В силу п.3 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы.

На основании п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся образовательной организации.

Согласно п.9 ч.1 ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.

На основании п.1 ч.1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч.3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

На основании п.1 ч.1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п.3 ч.1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем: организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Приведенные выше положения статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ дублируются в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 07.03.2018 № 92н.

Пунктом 22 названного Положения закреплено, что оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях".

Из пункта 3 указанного Порядка следует, что несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Согласно п.4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

На основании пунктов 5,6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку (пункт 21 Порядка).

В соответствии с пунктами 3,15 Приложения 1 к Порядку, утвержденному приказом Минздрава России № 822н, целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.

Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

На основании пунктов 13,14 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.

Согласно пункту 16 Порядка в образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой даны основные понятия, используемые в Законе:

здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи.

Как следует из ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Из части 3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- "Об образовании в Российской Федерации", следует, что общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование в Российской Федерации является уровнем общего образования.

Т.о. детский сад относится к образовательным учреждениям.

Из приведенных нормативных положений в их совокупности следует, что обучающиеся в образовательных учреждениях имеют право на охрану здоровья, которая включает в себя, в том числе, оказание им первичной медико-санитарной помощи.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, осуществляется в образовательной организации, которая обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

При этом, обучающиеся в силу закона имеют право на получение первичной медико-санитарной помощи и обеспечение тем самым охраны их здоровья в течение всего периода обучения, то есть на протяжении всего образовательного процесса - процесса получения в образовательном учреждении знаний, умений, навыков.

В силу п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП № 27» создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.

Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора Заельцовского района.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, находит доводы апелляционных жалоб подлежащими отклонению.

Вопреки утверждению апеллянтов о том, что оказание первичной медико-санитарной помощи не требует постоянного присутствия в образовательной организации медицинского работника, и что такой вид помощи оказывается только в плановом порядке, из положений Федеральных законов № 323-ФЗ, № 273-ФЗ и, приведенных выше, Приказов Минздрава России, следует, что право на охрану здоровья обучающихся, включающее в себя получение первичной медико-санитарной помощи по месту обучения, должно быть обеспечено в течение всего периода пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, то есть в течение всего режима работы образовательной организации, посещение которой обучающимися осуществляется в течение всего времени работы учреждения.

Из содержания приведенных выше норм права не следует и то, что первичная медико-санитарная помощь оказывается только в плановом порядке.

В частности, обучающимся также оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме. Согласно Приложению 4 к Порядку, утвержденному Приказом Минздрава России № 822н, врач-педиатр осуществляет: оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний; вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи; информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей; своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении; передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

При этом, согласно понятию первичной медико-санитарной помощи, она включает в себя, в том числе, диагностику и лечение состояний и заболеваний, что предусматривает комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий, а также комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья.

Довод подателей жалобы о том, что административный иск обоснован фактической необходимостью оказания обучающимся в течение всего времени работы образовательного учреждения первой помощи (которая в силу закона не является видом медицинской помощи), подлежит отклонению.

Из содержания предъявленных прокурором требований следует, что они основаны, в том числе, на приведенных выше положениях законодательства РФ, а также на договоре о сотрудничестве и оказании медицинской помощи от 17.10.2016, предметом которого является оказание именно первичной медико-санитарной помощи.

В связи с этим, вопросы разграничения первой помощи и первичной медико-санитарной помощи при рассмотрении настоящего дела не относимы к предмету заявленного иска, поскольку о необходимости оказания первой помощи административным истцом в иске не заявлено. Вопреки мнению административного ответчика и заинтересованного лица, изложенному в жалобах, привлечение судом специалиста для разграничения данных понятий не являлось необходимым. Кроме того, понятия данных видов помощи определены на законодательном уровне и потому привлечение специалиста не требуется.

Установленное органом исполнительной власти в сфере здравоохранения нормирование труда медицинских работников не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, целью которых является обеспечение права обучающихся на охрану здоровья в течение всего периода обучения. Кроме того, нормирование труда медицинских работников само по себе не исключает реальную возможность оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в течении всего периода обучения. В связи с этим дополнительно представленное Минздравом НСО доказательство - отчет по анализу системы нормирования труда ГБУЗ НСО ККПД № 27, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.

Доводы апеллянтов, высказанные в суде апелляционной инстанции, о неясности судебного акта в части определения конкретных медицинских работников подлежат отклонению. Подобный вопрос регламентирован указанными выше Приказами Минздрава России. Кроме того, в соответствии с договором о сотрудничестве от 17.10.2016, в настоящее время в МКДОУ «Детский сад №46 «Зоренька» административным ответчиком оказывается первичная медико-санитарная помощь врачом-педиатром и медицинской сестрой, что не противоречит Приказам Минздрава России в части порядка оказания данного вида помощи обучающимся.

Издание Минздравом НСО Приказа № 1581 от 25.05.2018 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственным медицинским организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях», согласно которому установлена обязанность по обеспечению предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в соответствии с графиком, утвержденным медицинскими организациями по результатам нормирования труда, не является препятствием для удовлетворения иска и исполнения судебного решения, поскольку график должен обеспечивать оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в течение всего времени их обучения и нахождения в образовательной организации, что возможно, в том числе, за счет увеличения количества медицинских работников, регулирования системы оплаты труда и другими способами, что следует учесть медицинской организации при утверждении графика по результатам нормирования труда.

Доводы Минздрава НСО об исполнении им требований ФЗ № 273-ФЗ по существу к предмету спора не относятся, поскольку Минздрав НСО не является административным ответчиком, требований к нему заявлено не было, в основание иска не было заложено ненадлежащее исполнение органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, своих обязанностей, иск основан на нарушее действиями административного ответчика – ГБУЗ НСО ККДП 27, созданного органом власти для исполнения возложенных на него государственных функций, требований законодательства.

Судом первой инстанции на Минздрав НСО не возложены какие-либо обязанности по организации проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Судом дана, соответствующая законодательству и фактическим обстоятельствам дела, оценка, представленному в дело договору о сотрудничестве от 17.10.2016 года. Обязанности административного ответчика, перечисленные в данном договоре, соответствуют обязанностям, возложенным на него законом. В то время как, график работы медицинских работников, представленный в дело, противоречит положениям заключенного 17.10.2016 года договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, в частности содержанию п.2.1 названного договора, а также требованиям закона. При этом, договор не содержит ссылки на график, в графике работы медицинского персонала не указано, что он является приложением к договору. Т.о., из указанных документов, не следует, что график является приложением к договору и может рассматриваться как уточнение его условий.

Указание административного ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» на отсутствие у прокурора процессуального права на предъявление административного иска основано на неверном понимании им положений ст.ст.39,40 КАС РФ. Данный довод подробно мотивирован в решении суда первой инстанции, выводы суда в данной части являются верными, обоснованными, оснований для иных выводов судебной коллегией не установлено. Требования прокурора предъявлены в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся, круг которых не является четко определенным, может меняться.

В силу приведенных норм права, лицом, ответственным за оказание первичной медико-санитарной помощи в образовательных организациях, является медицинское учреждение – административный ответчик. В связи с этим, доводы последнего о том, что ответчик по делу является ненадлежащим, не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. О несоблюдении административным ответчиком требований санитарного законодательства в административном иске не заявлено.

Судом заявление прокурора было принято к рассмотрению по правилам, установленным ГПК РФ. 14.05.2018 судом вынесено определение о передаче дела для рассмотрения по существу в порядке КАС РФ.

Вынесение судом такого определения не свидетельствует о незаконности постановленного судебного акта, поскольку вид судопроизводства, в котором подлежат рассмотрению заявленные требования, определяется судом и выбран верно, с учетом положений ст.ст. 1,4 КАС РФ и характера заявленных требований. Решение суда основано на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы повлечь безусловную отмену судебного акта, не допущено.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции на законных основаниях удовлетворены исковые требования прокурора Заельцовского района.

В целом, доводы апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица сводятся к иному изложению установленных судом первой инстанции обстоятельств, основаны на иной оценке исследованных судом доказательств, к чему оснований не усматривается, и ошибочном понимании норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.

В связи с этим, оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Минздрава Новосибирской области – Гусева Е.А., представителя ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» - Суровикина А.К. – без удовлетворения.

Председательствующий А.П. Кошелева

Судьи Л.А. Куранова

И.М. Теплякова