НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 02.10.2018 № 33А-10139/18

Дело № 33а-10139/2018

Судья Кудина Т.Б.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 02 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области – Гусева Е.А. на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» о возложении обязанности удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области – Гусева Е.А., поддержавшего жалобу, представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» - Суровикина А.К., согласного с жалобой, представителя административного истца – Трифоновой М.К., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать ответчика ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в МКДОУ Детский сад № 245, в соответствии с режимом работы образовательной организации.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска «Детский сад № 245 комбинированного вида» законодательства об охране здоровья несовершеннолетних.

В ходе проверки установлено, что МКДОУ расположен по адресу: г. Новосибирск, ул. Байкальская, 17. В МКДОУ д/с № 245 организован медицинский кабинет.

17.10.2016 между МКДОУ д/с № 245 и ГБУЗ НСО «ККДП № 27» заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП № 27» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими, специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации; осуществлять контроль состояния фактического питания, состояния пищеблока, выполнение натуральных норм при предоставлении меню - раскладки.

Из п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП № 27» следует, что учреждение создано для выполнения работ, оказания слуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации-полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.

ГБУЗ НСО «ККДП № 27» в полной мере не соблюдаются положения ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2, 4,7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст. 28, 34, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в полном объеме не выполняются условия договора от 17.10.2016: не обеспечена работа медицинских работников в соответствии с режимом работы МКДОУ д/с № 245.

Так, сотрудник медицинской организации присутствует в образовательной организации 4 дня в неделю с 8 часов до 16 часов 12 минут при режиме работы образовательной организации 5 дней в неделю с 7 часов до 19 часов.

Между тем, учебный процесс требует нахождения медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы (за исключением выходных и праздничных дней), что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья обучающихся в нем.

Отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.

Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2018 года административное исковое заявление прокурора Заельцовского района г. Новосибирска удовлетворено.

Судом постановлено обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» обеспечить ежедневное (за исключением выходных и праздничных дней) нахождение медицинского работника в МКДОУ д/с № 245, в соответствии с режимом работы образовательной организации.

С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2018 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указано на то, что оказание первичной медико-санитарной помощи не сводится только к присутствию медицинского работника в образовательном учреждении.

В соответствии с положениями ч.ч.2,3 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ, п. 3 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава РФ № 822н от 05.11.2013, п.п.1, 35 Положения о Министерстве здравоохранения Новосибирской области, в целях организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся Минздравом НСО издан приказ № 1581 от 25.05.2018 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственным медицинским организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

В соответствии с данным приказом обязанность по обеспечению предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, в соответствии с графиком, утвержденным медицинскими организациями по результатам нормирования труда; неотложной первичной медико-санитарной помощи, посредством организации выездных форм обслуживания подразделениями неотложной медицинской помощи, а также по месту нахождения медицинской организации, лежит на главном враче государственных медицинских организаций Новосибирской области. Также на главного врача ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи» Большакову И.А. возложена обязанность обеспечить предоставление скорой медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, по фактам обращения образовательных организаций.

Указанные меры по охране здоровья несовершеннолетних обучающихся не требуют постоянного нахождения медицинских работников в образовательной организации, так как действующее законодательство не обязывает медицинские организации оказывать первичную медико-санитарную помощь весь режим работы учреждения путем непосредственного присутствия медицинского работника.

Кроме того, пунктом 3 Приказа № 1581 Министерство здравоохранения НСО возложило на главных врачей государственных медицинских организаций Новосибирской области в установленном законом порядке внести изменения в договоры о сотрудничестве и оказании медицинской помощи с образовательными организациями, в том числе в части определения графика предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи по месту нахождения образовательной организации в соответствии с результатами нормирования труда в возглавляемых медицинских организациях.

Таким образом, Министерство здравоохранения НСО исполнило требования ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», возложив на главных врачей медицинских организаций Новосибирской области обязанность по определению порядка оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.

Апеллянт считает, что судом необоснованно вменено исключительно в обязанности медицинской организации проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обязанность по организации которых согласно закону лежит именно на дошкольном учреждении (ч. 1 ст. 41 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»).

Также судом не дана верная правовая оценка заключенному между медицинской организацией и образовательным учреждением договору о сотрудничестве и оказании медицинской помощи. Заключая этот договор, стороны действовали свободно. Период непосредственного присутствия медицинского работника в образовательном учреждении установлен графиком работы медицинского персонала, являющимся приложением к договору. В установленном законом порядке условия договора сторонами не изменялись.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения участвующего в деле прокурора, а также отзыв Департамента образования мэрии г. Новосибирска.

Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.2,3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

На основании ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из содержания п.3 ч.1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требование об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела видно, что прокуратурой Заельцовского района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска «Детский сад № 245 комбинированного вида» (МКБОУ д/с 245) законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено следующее.

МКДОУ д/с 245 расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Байкальская, д. 17, г. Новосибирск. 17.10.2016 между МКДОУ д/с № 245 и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» (ГБУЗ НСО «ККДП № 27») заключен договор о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, предметом которого являются взаимные обязательства сторон по совместной организации и предоставлению оказания первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи обучающимся заказчика.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ГБУЗ НСО «ККДП № 27» обязана выполнять условия договора, в том числе укомплектовать медицинский кабинет медицинскими специалистами, согласно действующим нормативам; осуществлять организацию медицинского обеспечения образовательного процесса; обеспечить работу медицинских работников в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с режимом работы образовательной организации.

В штате МКДОУ д/с № 245 отсутствуют медицинские работники, лицензии на осуществление медицинской деятельности образовательное учреждение не имеет.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Новосибирской области № 551 от 28.02.2018 г. и приложения к нему, ГБУЗ НСО «ККДП № 27» оказывает первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

На основании ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В силу п.3 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы.

На основании п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся образовательной организации.

Согласно п.9 ч.1 ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.

На основании п.1 ч.1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч.3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

На основании п.1 ч.1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п.3 ч.1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем: организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Приведенные выше положения статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ дублируются в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 07.03.2018 № 92н.

Пунктом 22 названного Положения закреплено, что оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях".

Из пункта 3 указанного Порядка следует, что несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Согласно п.4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

На основании пунктов 5,6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1 - 6 к настоящему Порядку (пункт 21 Порядка).

В соответствии с пунктами 3,15 Приложения 1 к Порядку, утвержденному приказом Минздрава России № 822н, целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.

Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

На основании пунктов 13,14 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 822н, первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.

Согласно пункту 16 Порядка в образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой даны основные понятия, используемые в Законе:

здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи.

Как следует из ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Из приведенных нормативных положений в их совокупности следует, что обучающиеся в образовательных учреждениях имеют право на охрану здоровья, которая включает в себя, в том числе, оказание им первичной медико-санитарной помощи.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, осуществляется в образовательной организации, которая обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

При этом, обучающиеся в силу закона имеют право на получение первичной медико-санитарной помощи и обеспечение тем самым охраны их здоровья в период обучения и воспитания, то есть на протяжении всего их нахождения в образовательном учреждении и ведения образовательного процесса и воспитания.

Как следует из представленных в дело доказательств, в частности графика работы медицинского персонала по адресу: ул. Байкальская, 17 сотрудники ГБУЗ НСО «ККПД № 27» - врач-педиатр и медицинская сестра присутствуют в образовательной организации не в течение всего режима работы образовательного учреждения: четыре дня в неделю с 8 часов до 16 часов 12 минут при режиме работы образовательной организации 5 дней в неделю с 7 часов до 19 часов.

Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей по стороны административного ответчика, который в силу п. 10 Устава ГБУЗ НСО «ККДП № 27» создан для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.

По изложенным основаниям, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного иска.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты в связи со следующим.

Утверждения апеллянта о том, что оказание первичной медико-санитарной помощи не требует постоянного присутствия в образовательной организации медицинского работника, и что такой вид помощи оказывается только в плановом порядке, основаны на неверном понимании положений Федеральных законов № 323-ФЗ и № 273-ФЗ, приведенных выше Приказов Минздрава России, из которых следует, что право на охрану здоровья обучающихся, включающее в себя получение первичной медико-санитарной помощи по месту обучения, должно быть обеспечено в течение всего периода обучения и воспитания, то есть в течение всего режима работы образовательной организации, посещение которой обучающимися осуществляется в течение всего времени работы учреждения.

Из содержания приведенных выше норм права не следует и то, что первичная медико-санитарная помощь оказывается только в плановом порядке.

В частности, обучающимся также оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме. Согласно Приложению 4 к Порядку, утвержденному Приказом Минздрава России № 822н, врач-педиатр осуществляет: оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний; вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи; информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей; своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении; передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Положения названного порядка подлежат применению и в случае отсутствия отделения медицинской помощи, то есть также применительно к медицинским кабинетам медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь обучающимся.

Вопреки указанному апеллянтом, исходя из понятия первичной медико-санитарной помощи, она включает в себя, в том числе, диагностику и лечение состояний и заболеваний, что предусматривает комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий, а также комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья.

Мнение подателя жалобы о том, что административный иск обоснован фактической необходимостью оказания обучающимся в течение всего времени работы образовательного учреждения первой помощи (которая в силу закона не является видом медицинской помощи), подлежит отклонению.

Из содержания предъявленных прокурором требований следует, что они основаны, в том числе, на приведенных выше положениях законодательства РФ, а также договоре о сотрудничестве и оказании медицинской помощи от 17.10.2016, предметом которого является оказание именно первичной медико-санитарной помощи.

В связи с этим, вопросы разграничения первой помощи и первичной медико-санитарной помощи при рассмотрении настоящего дела не относимы к предмету заявленного иска, о необходимости оказания первой помощи административным ответчиком в иске не заявлено.

Поэтому, вопреки изложенному в жалобе, привлечение судом специалиста для разграничения данных понятий не являлось необходимым. Кроме того, понятия данных видов помощи определены на законодательном уровне и потому привлечение специалиста не требуется.

Установленное органом исполнительной власти в сфере здравоохранения нормирование труда медицинских работников не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, целью которых является полное обеспечение права обучающихся на охрану здоровья в период обучения. Кроме того, нормирование труда медицинских работников само по себе не исключает реальную возможность оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в период обучения. В связи с этим дополнительно представленное Минздравом НСО доказательство - отчет по анализу системы нормирования труда ГБУЗ НСО ККПД № 27, не опровергает правильные выводы суда первой инстанции.

Издание Минздравом НСО Приказа № 1581 от 25.05.2018 «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи государственным медицинским организациями Новосибирской области несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях», согласно которому установлена обязанность по обеспечению предоставления плановой первичной медико-санитарной помощи (врачебной, доврачебной), оказываемой отделениями медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях в соответствии с графиком, утвержденным медицинскими организациями по результатам нормирования труда, не является препятствием для удовлетворения иска и исполнения судебного решения, поскольку утвержденный медицинскими организациями график по результатам нормирования труда должен обеспечивать оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в течение всего времени их нахождения в образовательной организации, что возможно, в том числе, за счет увеличения количества медицинских работников, регулирования системы оплаты труда и другими способами.

Доводы Министерства здравоохранения НСО об исполнении им требований ФЗ № 273-ФЗ по существу к предмету спора не относимы, поскольку Минздрав НСО не является административным ответчиком, требований к нему не заявлено, иск не обоснован ненадлежащим исполнением органом исполнительной власти в сфере здравоохранения своих обязанностей, а основан на действиях административного ответчика – ГБУЗ НСО ККДП 27, созданного органом власти для исполнения возложенных на него государственных функций.

Вопреки указанному апеллянтом, судом первой инстанции на Минздрав НСО не возложены обязанности по организации проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Оценка представленному в дело договору о сотрудничестве от 17.10.2016 года судом дана верная. Обязанности административного ответчика, перечисленные в данном договоре, также возложены на него законом. График работы медицинских работников противоречит положениям заключенного 17.10.2016 года договора о сотрудничестве и оказании медицинской помощи, в частности содержанию п.2.1 названного договора, а также требованиям закона. При этом, из договора, содержания графика работы медицинского персонала, представленных в дело, не следует, что график является приложением к договору и может рассматриваться как его условие, в нем отсутствует дата его утверждения сторонами.

Решение суда основано на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы повлечь безусловную отмену судебного акта, не допущено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области Гусева Е.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи