НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 02.02.2021 № 2А-2374/20

Судья Сулима Р.Н.

Докладчик Кошелева А.П.

№ 2а-2374/2020

№ 33а-12322/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 02 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Певиной Е.А., Тепляковой И.М.

при секретаре Париновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Засухина Виталия Николаевича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15 октября 2020 года, которым административное исковое заявление Засухина Виталия Николаевича к ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска об оспаривании действий, бездействия, возложении обязанности совершить действия оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска – Рудских Е.А., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Засухин В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил:

- признать незаконным бездействие ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, выразившееся в уклонении от проведения зачета на сумму 116 639 руб. 96 коп. и не принятии решения о проведении зачета на 16.04.2020 в соответствии с п.5 ст. 78 НК РФ;

- признать незаконным действия ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска по предоставлению сообщения от 27.04.2020 с указанием заниженной суммы излишне уплаченных налогов и сборов;

- обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска предоставить сообщение о факте излишней уплаты налога по состоянию на 16.04.2020 и на 27.04.2020 на сумму, соответствующую сумме переплаты, указанной в справке № 44826 от 16.04.2020;

- обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска провести зачет суммы излишне уплаченного налога и сбора в счет, погашения недоимки по иным налогам - налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы на 16.04.2020 на сумму 116 639 руб. 96 коп. в соответствии с п.5 ст. 78 НК РФ;

- обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска пересчитать сумму начисленной пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (КБК 18210501011010000110) с 25.07.2019 года с учетом наличия несвоевременно возвращенной переплаты в размере 53 735, 14 рублей, то есть уменьшить на сумму 53 735, 14 рублей базу начисления пени; не начислять пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (КБК 18210501011010000110) с 20.04.2020 г.

В обоснование требований указано, что по состоянию на 16.04.2020 ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска предоставило административному истцу справку № 44826, в соответствии с которой переплата по налогам и сборам составила 116 639 руб. 96 коп, а общая задолженность - 136 430 руб. 07 коп. Истец платежным поручением № 14 от 19.04.2020 оплатил разницу между переплатой и задолженностью в размере 19 790 руб. 11 коп. Таким образом, на основании п.5 ст. 78 НК РФ, ответчик обязан был произвести зачет платежей на сумму 116 639 руб. 96 коп. с целью погашения недоимки по другим налогам и сборам и направить истцу решение о проведении зачета. Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога и сбора.

27 апреля 2020 года ответчик направил истцу сообщение о факте излишней уплаты налога на сумму 47 304 руб. 82 коп., что не соответствует сумме излишней уплаты налогов и сборов, отраженной в справке № 44826 от 16.04.2020.

07 мая 2020 год истец обжаловал действия и бездействия административного ответчика в УФНС по Новосибирской области. Письмом от 25.05.2020 ответчик сообща о направлении жалобы в вышестоящую инстанцию.

До настоящего времени зачет не произведен, решения о зачете и решение по жалобе истцу не направлено, административный ответчик начисляет пени, считая наличие задолженности по уплате налогов у истца.

Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15.10.2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным решением суда не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить в части и принять новое решение, удовлетворив требования истца о возложении на ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обязанности пересчитать сумму начисленной пени с 20.04.2020 с учетом зачета.

В обоснование жалобы указано на то, что выводы суда о невозможности проведения зачета административным ответчиком не основаны на материалах дела и нормах материального права - ст.ст. 20,21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, ст. 78 НК РФ.

За возвратом суммы 53 735, 14 руб., о переплате которых истец узнал 20.08.2018 г., он обратился 30.08.2018 г. Таким образом, на сумму 53 735, 14 руб., на основании п.10 ст. 78 НК РФ, со 02.10.2018 г. начисляются проценты, сумма которых с 02.10.2018 г. по 15.10.2020 составляет 7 182, 97 руб. При этом, проценты начисляются после 01.01.2017 г. Три года со 02.10.2018 не истекло. То есть, административный ответчик должен был произвести зачет пени на сумму 7 182, 97 рублей в силу п. 5 ст. 78 НК РФ.

В соответствии с Определением КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, административный ответчик имел право и обязанность произвести зачет пени. Бездействие ответчика нарушило права истца на владение, распоряжение и пользование своим имуществом – денежными средствами в нарушение ст. 35 Конституции РФ.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно положениям ч.ч.9,11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 16.04.2020 №44826, предоставленной налоговым органом, общая сумма переплаты ИП ФИО1 по налогам и сборам составляет 116 639 руб. 96 коп., в том числе переплата по НДФЛ 15 441 руб. и 159 руб., по страховым взносам на ОПС за периоды с 01.01.2017 45198,31 руб., страховым взносам на ОМС за периоды до 01.01.2017 2832,71 руб., страховым взносам на ОМС за периоды с 01.01.2017 2106,51 руб., страховым взносам на ОПС за периоды до 01.01.2017 в размере 50 902,43 руб. Сумма задолженности составляет 136430 руб. 07 коп., в том числе по УСН и пени.

В сообщении о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 2330 по состоянию на 27.04.2020 указано, что у ИП ФИО1 имеется переплата по страховым взносам на ОПС за периоды с 01.01.2017 в размере 43950,48 руб. и 1247,83 руб., по страховым взносам на ОМС за периоды с 01.01.2017 со сроком уплаты 24.01.2020 в размере 702,17 руб., со сроком уплаты 07.02.2020 в размере 702,17 руб., со сроком уплаты 12.03.2020 в размере 702,17 руб.

Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в сообщении от 27.04.2020 не указана сумма переплаты по страховым взносам за периоды до 01.01.2017, потому занижения суммы переплаты по налогам и сборам в данной справке налоговым органом не допущено. Кроме того, в сообщении о переплате от 27.04.2020 содержатся сведения о переплате страховых взносов на ОПС в общей сумме 45 198,31 руб. и страховых взносов на ОМС в общей сумме 2106,51 руб. за периоды с 01.01.2017, что соответствует сведениям, указанным в справке от 16.04.2020.

По этим же основаниям, у налогового органа отсутствует обязанность по предоставлению истцу сообщения о факте излишне уплаченного налога и сбора по состоянию на 27.04.2020 на сумму, соответствующую сумме переплаты, указанной в справке от 16.04.2020

Решением УФНС по НСО от 09.06.2020 №388 по жалобе ФИО1 на действия (бездействия) должностных лиц ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, выразившиеся в неосуществлении зачета переплаты, предоставлении сообщения о факте излишней уплаты налога от 27.04.2020, жалоба оставлена без удовлетворения.

В соответствии с п.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

На основании п.1.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу п.3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Как следует из п.4 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Как следует из п.5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

На основании п.8.1 ст. 78 НК РФ в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

Исходя из приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что налоговый орган, направляя ФИО1 сообщение о факте излишней уплаты налога от 27.04.2020, не нарушил его право на зачет или возврат излишне уплаченного налога, поскольку из справки о состоянии расчетов истцу было известно, что у него также имеется переплата и по страховым взносам за периоды до 01.01.2017. Сообщение налогового органа не порождает у налогоплательщика право и не лишает его права на требование зачета или возврата излишне уплаченных налогов и сборов. Такое право возникает при наличии факта излишне уплаченных налогов и сборов, а факт может подтверждаться любым документом.

Вопреки доводам апеллянта, суммы, образующие положительное сальдо в справке от 16.04.2020, не подлежат зачету в счет погашения недоимки по УСН и задолженности по пеням. Оснований для того, чтобы не начислять пени на сумму переплаты в размере 53735,14 руб. (по страховым взносам за расчетные периоды до 01.01.2017) также не имеется.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в период до 01.01.2017 регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Согласно ст.ст.20,21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона №-250ФЗ.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган для осуществления дальнейших мероприятий по непосредственному возврату плательщику денежных средств на расчетный счет.

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства, с учетом положений п.п.1,1.1, 8.1 ст. 78 НК РФ, переплата по страховым взносам, которая образовалась за периоды до 01.01.2017, не может быть возвращена или зачтена в счет недоимки по страховым взносам налоговым органом без решения Пенсионного фонда РФ, а переплата по страховым взносам за периоды после 01.01.2017 может быть зачтена в счет недоимки по таким же страховым взносам, но не может быть зачтена в счет недоимки по УСН и пени. С учетом образования положительного сальдо по НДФЛ в справке от 16.04.2020 в результате предоставления ФИО1 налоговой декларации за 2019 год, решение о зачете переплаты НДФЛ могло быть принято только по результатам камеральной налоговой проверки.

Доводы апеллянта о неправильном применении судом ст.ст. 20,21 Федерального закона № 250-ФЗ и положений ст. 78 НК РФ подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании подателем жалобы приведенных норм права применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела.

Указание в жалобе на начисление на сумму 53735,14 руб. процентов по п.10 ст. 78 НК РФ, на которые, по мнению апеллянта, должен быть произведен ответчиком зачет пени, не могут быть приняты, поскольку о таких обстоятельствах в суде первой инстанции истец не заявлял, в данной части в жалобе приведено новое основание заявленных требований, что согласно ст. 308 КАС РФ, в суде апелляционной инстанции принято быть не может.

Кроме того, предусмотренных законом оснований для зачета указанной суммы страховых взносов в счет уплаты задолженности по УСН и пени по настоящему делу не установлено, доказательств обращения в уполномоченный орган с заявлением о возврате данных излишне оплаченных страховых взносов (за периоды до 01.01.2017) и принятия пенсионным органом соответствующего решения не представлено.

С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда, постановленного по результатам правильного применения норм материального и процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи