НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 01.07.2021 № 2-707/2021

УИД 54RS0001-01-2020-008223-87

Судья: Местеховская Е.В. Дело № 2-707/2021

Докладчик: Хабарова Т.А. № 33-5956/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Хабаровой Т.А.,

судей Александровой Л.А., Крейса В.Р.,

при секретаре Митрофановой К.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 01 июля 2021 г. дело по апелляционной жалобе истца Лихацкого С.В. на решение Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 16 марта 2021 г., которым постановлено:

«Иск Лихацкого Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным действия, включении периодов в стаж и досрочном назначении пенсии - оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Хабаровой Т.А., объяснения истца и его представителя, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Лихацкий С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным его действия, включении периодов в стаж и досрочном назначении пенсии

В обосновании своих требований указав, что 19 сентября 2019 он обратился к ответчику для проверки документов о трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 «400-ФЗ «О страховых пенсиях». По представленным истцом документам была проведена работа, и в адрес Лихацкого было направлено уведомление без подписи от имени специалиста ОО ПП ЗЛ Б.

Повторно, 19 декабря 2019 истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии в УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), подробно изложив свою правовую позицию в указанном заявлении относительно спорных периодов.

Кроме того, 04.02.2020г. истец обратился в комиссию данного уполномоченного органа с заявлением о проведении полноценного правового исследования его документов, подтверждающих возникновение права на назначение досрочной страховой пенсии по страсти в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ №400 «О страховых пенсиях».

23.01.2020 истцом был получен ответ, по представленным Лихацким С.В. документам, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 8 лет 1 мес. 18 дней, Период военной службы с 06.06.1986 по 17.08.1990 не может быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии за работу на Крайнем Севере.

06.03.2020 истцом был получен ответ о том, что заявление Лихацкого С.В. о назначении пенсии не может быть рассмотрено, так как данное заявление не соответствует нормам действующего законодательства.

С указанными действиями ответчика в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, истец не согласен.

Полагает, что с учетом льготной службы в Вооруженных силах СССР и льготного трудового стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 13 лет 10 мес. 22 дня истец имеет право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста и на включение в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по страсти, сохранение этого права на основании п. 2 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 №173-Ф3. Как следствие право на досрочную страховую пенсию у истца возникло при достижении возраста 57 лет, то есть 12.12.2019 г.?

Также необоснованно пенсионный орган исключил из стажа ООО «Акнос» с 14.05.2000 по 17.12.2021 по тем основаниям, что в указанный период работодатель не начислял и не перечислял страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Доводы ответчика о том, что заявление истца не соответствуют Административному регламенту предоставления пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 №16п не состоятелен. По представленным Лихацким С.В. документам УПФР проводилась проверка.

В связи с чем, просит признать незаконным действия ответчика в части отказа Лихацкому С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в стаж истца периоды работы:

в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»:

- с 01.01.1985 по 15.05.1986 на военной службе в войсковой части 07696 в должности начальника службы горючего и смазочных материалов в воинском звании «лейтенант» в с. Бабстово Ленинского района Еврейской Автономной области,

- с 06.06.1986 по 04.09.1990 на военной службе в войсковой части 44922 в должности начальника службы горюче-смазочных материалов, в воинском звании «лейтенант», «старший лейтенант» в отдаленной местности г. Анива Сахалинской области,

- в период с 18.08.1990 по 16.01.1992 в Кооперативе «Монолит», АПФ «Моно»",

- в период с 17.01.1992 по 05.10.1998 в малом предприятии «Новация»;

в страховой стаж периоды работы с 14.05.2000 по 17.12.2001 в ООО «Акнос»; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента письменного обращения.

В судебном заседании 16.02.2021 г. истцом были уточнены основания иска.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен истец Лихацкий С.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое, удовлетворив исковые требования.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что выводы суда не соответствуют нормам материального права.

Апеллянт отмечает, что требований к содержанию заявления о назначении пенсии ни Федеральный закон «О страховых пенсиях», ни Правила обращения за страховой пенсией не содержат.

Истец полагает, что Пенсионный фонд РФ указанными нормативными актами не наделен полномочиями устанавливать дополнительные требования к форме и содержанию заявления гражданина о назначении страховой пенсии.

Апеллянт обращает внимание, что ответчик обязан был уведомить его об отказе в приеме заявления, об отказе в предоставлении государственной услуги при отсутствии права на установление пенсии, направить разъяснение о необходимости предоставить дополнительные документы.

Кроме того, в направленном истцу 23.01.2020г. ответе также отсутствует указание на то, что поданное им заявление не расценено как обращение за назначением пенсии.

По мнению апеллянта, судом необоснованно сделан вывод о том, что заявление истца не являлось заявлением о назначении пенсии, а довод о том, что ему было отказано в назначении пенсии является несостоятельным.

Истец считает, что в нарушение требований ст.196 ГПК РФ суд не принял решение по всем заявленным Лихацким С.В. требованиям.

Суд фактически оставил без рассмотрения требование о включении периодов военной службы с 01.01.1985 по 04.09.1990, периодов работы с 08.08.1990 по 05.10.1998 в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, периода работы с 14.05.2000 по 17.12.2001 – в общий трудовой стаж, ограничившись формальным выводом о преждевременности этих требований.

Протоколами судебных заседаний подтверждается, что вопрос о включении периодов в трудовой стаж был предметом судебного разбирательства, однако эти исследованные судом обстоятельства никак не отражены в решении суда.

Апеллянт считает, что имеющийся спор между сторонами по данному требованию судом не разрешен.

Представителем ответчика УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) – Старыгиной Е.А. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что с выводами суда первой инстанции ответчик полностью согласен, они соответствуют нормам материально права, решение является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В Апелляционной инстанции коллегией удовлетворено ходатайство о правопреемстве: произведена замена ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) правопреемником Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.

При разрешении требований, суд руководствовался нормами права, подлежащими применению, установив все юридически значимые обстоятельства по делу.

Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, следующее.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), (ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях», установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Согласно Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе, работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель), (п.3)

Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору, (пункт 4)

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста, (п.19)

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, (пункт 23)

По результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, за которой он обратился, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение, (п.41).

В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы, (пункт 42).

Решение о назначении пенсии или о переводе с одной пенсии на другую принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее последнего дня срока, указанного в пунктах 38 - 40 настоящих Правил, (пункт 45).

В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд. (пункт 46).

Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее соответственно - ПФР, пенсия, государственная услуга, Административный регламент) определяет порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги.

Так, согласно п.108 указанного Административного регламента, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п, по результатам рассмотрения заявления и документов, территориальным органом ПФР принимается решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления.

Результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления, (п.109 Административного регламента)

19.12.2019г. Лихацкий С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением путем направления его почтой, в котором просил провести подсчет трудового стажа на основании действующего законодательства в период службы и работы, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включить все обозначенные периоды, в льготный стаж; рассчитать и назначить трудовую/страховую пенсию (л.д. 31- 35 36).

На данное заявление ответчиком 23.01.2020 г. был дан письменный ответ, которым разъяснены нормы права, регулирующие назначение пенсии работникам, трудившимся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, также указано на проведение заблаговременной работы в целях назначения ему пенсии (направление запросов), и исчислен стаж. (л.д. 37-39).

05.02.2020 г. истцом направлено письмо в комиссию Территориального органа УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), в котором он просил провести полноценное, ответственное, законодательно правовое исследование о его праве на пенсию, в соответствии с сохраненным правом на пенсию и законодательством, в период его службы и работы; предоставить Протокол Комиссии, заверенные печатью организации на бумажном носителе; сообщить любым способом, указанным выше, о результате Комиссии Территориального органа ПФР и приятом решении (л.д. 40,41)

На данное заявление Управлением Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) 06.03.2020 г. был также дан ответ, согласно которому истцу разъяснен порядок обращения в ПФР с заявлением о назначении пенсии, даны рекомендации обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по форме в Приложении №1 к Административному регламенту №16п с приложением документов, подтверждающих право на нее. (л.д.42-43)

Таким образом, судом установлено, и не оспаривается сторонами, что все направленные истцом заявления в УПФР, ответчиком были рассмотрены в порядке Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Решение Управлением пенсионного фонда в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) об отказе в назначении пенсии Лихацкому С.В. не выносилось, в связи с чем, доводы истца о том, что ему УПФР было отказано в назначении страховой пенсии по старости, являются несостоятельными и отклоняются коллегией.

Действующее законодательство, предоставляя право на судебную защиту пенсионных прав граждан, устанавливает лишь один способ - обжалование в судебном порядке Решения ПФР об установлении или отказе в установлении страховой пенсии (ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях», п. 46 Правил).

В настоящем случае такое решение в отношении истца отсутствует, т.е. отсутствует спор о праве, что в силу ст.2 ГПК РФ, не позволяет, реализовать главную задачу гражданского судопроизводства «правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан».

Доказательств обращения в суд за защитой гражданских прав в административном порядке о понуждении Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) рассмотреть заявление о назначении пенсии и вынести решение в соответствии со ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях» суду не представлено.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии специальных требований к содержанию заявления об установлении пенсии, коллегия отклоняет, как, основанные на неверном толковании и применении действующих норм права: Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775 – обязательно к применению) установлена форма «Заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую») Приложение 1.

Пенсионным органом (как специальным органом) вопрос о пенсионных правах истца не разрешен, суд, в свою очередь, не вправе подменять собой специально уполномоченный орган, т.е. рассматривать вопрос о праве истца на назначение льготной пенсии и ее назначение.

В связи с изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о преждевременности обращения истца в суд, в отсутствии принятого ответчиком Решения об отказе в назначении страховой пенсии истцу.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на существо обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 16 марта 2021 г., пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Лихацкого С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи