Судья: Габидулина Э.И. 29.04.2015 г. Дело: № 2-572/15-33-906/15
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей – Котовой М.А. и Ребровой И.В.,
при секретаре - Фрунзе Л.П.,
с участием истца Ч., его представителя Васягиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 29 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе Ч. на решение Новгородского районного суда от 19 февраля 2015 года,
У с т а н о в и л а :
Ч. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) об обязании зачесть в специальный стаж периоды работы и досрочно назначить трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указал, что стаж его работы с особыми условиями труда составляет более 15 лет. Протоколом-решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от <...><...> ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в стаж его работы с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен период работы с <...> по <...> в должности <...>. Считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании Ч. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым в удовлетворении исковых требований Ч. отказано.
В апелляционной жалобе Ч. с данным решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Полагает неверным вывод суда о том, учреждения, в которых он осуществлял деятельность в должности <...>, были предназначены для решения задач по <...> и являлись формированиями субъекта Российской Федерации, что не дает ему права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Его доводы о том, что числясь работником – <...>, не входящего в структуру МЧС России, фактически работал в качестве <...>, являющейся структурой МЧС, участвовал в <...>, а поэтому имеет право на льготное пенсионное обеспечение по пп.16 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судом необоснованно во внимание не приняты. Считает, что выполняемые им функции, тип учреждения, условия и характер деятельности тождественны тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Отсутствие в системе обязательного пенсионного страхования сведений об особых условиях труда, отсутствие надлежащих документов о направлении его в распоряжение <...>, отсутствие записей в трудовой книжке о работе в учреждении, являющемся структурой МЧС России, не может лишать его права на включение спорного периода работы в льготный стаж. Учитывая изложенное, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В силу ч.3 ст. 36 указанного Закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Учитывая, что правоотношения по назначению пенсии Ч. возникли в 2014году, суд первой инстанции правомерно указал, что при разрешении данного спора подлежат применению положения Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пп.16 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижению возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства (п.2 ст.27 ФЗ).
Положениями пп. «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 года № 702, предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности «спасатель», установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года № 84 а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу пп. «д» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. В соответствии с пп. «е» п. 2 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
В Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. № 551-О-П указано на то, что деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Судом из объяснений участвующих в деле лиц и письменных материалов дела установлено, что истец с <...> принят <...> в группу <...>, <...> переведен в <...> в том же Управлении на должность <...>, где и осуществляет трудовую деятельность по настоящее время.
Названная <...> служба, как установлено судом, не входила и не входит в организационную структуру МЧС России
Учреждения, в которых осуществлял трудовую деятельность в должности <...>Ч. предназначены для <...>, и, соответственно являлись формированием субъекта Российской Федерации.
Доводы истца о том, что с <...> года он был прикомандирован в состав <...>, который входит в организационную структуру МЧС России, и следовательно, он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.16 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судом во внимание не приняты, поскольку, как установлено в судебном заседании, Ч. в трудовых отношениях с указанным отрядом не состоял.
Согласно справке от <...>, выданной <...>, Ч. в качестве <...> участвовал в <...> в составе дежурных смен в Новгородской областной <...> период с<...> по <...>.
Вместе с тем, в поименный список застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представленный страхователем <...>, за указанный, Ч. не входил.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стаж работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ от 01.04.1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ч. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <...>. По данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды работы последнего с <...> по <...> год указаны с обычными условиями труда.
Таким образом, работодатель, подавая индивидуальные сведения за Ч., не подтвердил выполнение истцом работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.16 п.1 ст. 27 Федерального закона «о трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о включении спорного периода работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
С учетом отказа в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика включить в специальный стаж истца спорный период работы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда и в части отказа в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости с <...> ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
Таким образом, разрешая спор, суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы материального права, доводов, влекущих отмену (изменение) принятого судебного постановления, поданная апелляционная жалоба не содержит, вследствие чего правовых оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судебная коллегия решение суда находит законным, обоснованным и отмене не подлежащим.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, признаны несостоятельными.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч. – без удовлетворения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи : М.А. Котова
И.В. Реброва