НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 27.09.2013 № 2-2993-33-1929/17

Судья – Галкина Н.А. дело № 2-2993-33-1929/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Колокольцева Ю.А.

судей Иванова И.С.

Виюка А.В.

при секретаре Ивановой М.С.

с участием: представителя Комитета лесного хозяйства Новгородской области - Смирновой Д.Б., представителя Терентьева Д.А. - Федоровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18.07.2017 года, по иску Терентьева Д.А. к Комитету лесного хозяйства Новгородской области о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности,

установила:

Терентьев Д.А. обратился в суд с иском к Комитету лесного хозяйства Новгородской области (по тесту - Комитет) о признании незаконным приказа №316 от 02.05.2017 года о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде замечания за неисполнение поручения председателя Комитета - неучастие 12.04.2017 года в работе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области по вопросу готовности территориальной подсистемы РСЧС Новгородской области к работе в пожароопасный период 2017 года, по тем основаниям, что 11.04.2017 года ему было вручено письмо о вызове 12.04.2017 года в 14 час. на опрос к старшему оперуполномоченному УМВД России по Новгородской области, в связи с чем он не мог принять участие в совещании, вместе с тем, в рамках своих полномочий он поручил принять участие в совещании главному специалисту-эксперту отдела охраны и управления лесами Комитета ФИО6, а также подготовить краткую справку по рассматриваемым вопросам, которое ФИО6 было выполнено (дело № 2-2930/17).

Терентьев Д.А. обратился в суд с иском к Комитету о признании незаконным приказа №351 от 15.05.2017 года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение срока утверждения сводного плана тушения лесных пожаров на территории Новгородской области на период пожароопасного сезона 2017 года, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 18.05.2011 года №378, а также ненадлежащую организацию и отсутствие контроля за исполнением должностных обязанностей работниками отдела охраны и защиты леса управления лесами Комитета, по тем основаниям, что сводный план тушения лесных пожаров был разработан Комитетом своевременно, согласован со всеми уполномоченными организациями, и в установленный законом срок (до 20.03.2017 года) был представлен в Правительство Новгородской области, Указом губернатора Новгородской области сводный план утвержден 30.03.2017 года, то есть его вина в несвоевременном утверждении сводного плана отсутствует, кроме того он длительное время отсутствовал на работе по причине нахождения в очередном отпуске (дело №2-3248/17).

Определением суда от 05.06.2017 г. гражданские дела №2-2930/17, №2-3248/17 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель Терентьева Д.А. - Федорова Г.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Комитета - Смирнова Д.Б. исковые требования не признала, указала, что дисциплинарные взыскания на истца наложены обоснованно.

Решением Новгородского районного суда от 18.07.2017 года, исковые требования Терентьева Д.А. удовлетворены, постановлено:

Признать незаконным приказ Комитета №316 от 02.05.2017 года о привлечении Терентьева Д.А. к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Признать незаконным приказ Комитета №351 от 15.05.2017 года о привлечении Терентьева Д.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске Терентьеву Д.А. по тем основаниям, что обязанность участия истца в заслушивании председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области была обусловлена должностными обязанностями первого заместителя председателя Комитета, начальника управления лесами, в должностные обязанности главного специалиста-эксперта отдела охраны и защиты леса управления лесами Комитета ФИО8 не входят вопросы, рассматриваемые на совещании, она не наделена правомочиями на участие в мероприятиях. Кроме того, явка по вызову для проведения опроса не является обязанностью и производится только при согласовании участвующего в нем лица и в удобное для него время, ответственность за неявку на опрос не предусмотрена, после получения письма с приглашением на опрос Терентьев Д.А. не уведомил об этом председателя Комитета, при даче объяснений о причинах неисполнения поручения истцом были указаны другие причины, в период проведения проверки истцом не был представлен документ, послуживший причиной неисполнения поручения, он был представлен только в суд.

Также выводы суда о незаконности приказа №351 от 15.05.2017 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора являются необоснованными, так как в соответствии с п.11 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, сводный план тушения лесных пожаров устанавливается ежегодно до 20 марта, тогда как сводный план тушения пожаров в Новгородской области был утвержден Указом Губернатора Новгородской области №111 от 30.03.2017 года, с нарушением сроков, установленных законодательством, причинами несвоевременного утверждения плана являются те обстоятельства, что при разработке и согласованию сводного плана в Департаменте лесного хозяйства по СЗФО, ФБУ «Авиалесохрана», Федеральном агентстве лесного хозяйства не были учтены сроки, установленные для прохождения и согласования правовых актов Новгородской области, при разработке и согласовании сводного плана не был предусмотрен запас времени, связанного с переформатированием таблиц проекта сводного плана из формата Exel в формат Word, допущенные несоответствия в проекте сводного плана требованиям Правил, повлекшие выдачу департаментом лесного хозяйства по СЗФО отрицательного заключения и направление сводного плана на доработку, а также неоперативное получение (02.03.2017 года) согласованного Федеральным агентством лесного хозяйства 21.03.2017 года сводного плана, что также привело к сокращению времени, необходимого на согласование проекта, таким образом, причинами и условиями, способствовавшими совершению Терентьевым Д.А. дисциплинарного проступка, является ненадлежащая организация работы находящегося в его подчинении отдела, ненадлежащий контроль за исполнением должностных обязанностей подчиненными работниками, повлекшие нарушение федерального законодательства при утверждении сводного плана.

Решение председателя Комитета установить за Терентьевым Д.А. контроль за исполнением приказа №926 от 01.12.2016 года принято в соответствии с должностным регламентом истца, установленный в приказе срок для исполнения обязательств по обеспечению своевременной разработки, согласования и утверждения сводного плана закреплен нормативными актами, непредставление Комитетом доказательств ознакомления истца с данным приказом не означает, что Терентьев Д.А. не знал или не должен был осуществлять контроль за организацией мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе и по обеспечению своевременный разработки, согласования и утверждения сводного плана.

Вывод суда о том, что Терентьев Д.А. с 04.03.2017 года по 24.03.2017 года находился в ежегодном очередном отпуске и не мог проконтролировать направление сводного плана в Правительство Новгородской области, является несостоятельным, так как к моменту ухода истца в отпуск проект сводного плана уже должен быть согласован, на 01.03.2017 года сроки прохождения документа в Правительстве Новгородской области уже были нарушены, а также имелись предпосылки нарушения срока утверждения сводного плана.

Выводы суда о том, что сводный план до 20.03.2017 года был повторно представлен на согласование и утверждение в Правительство Новгородской области, то есть, разработан своевременно, необоснованны, так как из п.11 Правил следует, что сводный план должен быть утвержден до 20.03.2017 года, а в полномочия Терентьева Д.А. входят не только обеспечение и контроль разработки и согласования сводного плана, но и обеспечение, а также контроль утверждения сводного плана в установленный законом срок.

В судебное заседание апелляционной инстанции Терентьев Д.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведений об уважительности причин неявки ко времени слушания дела не представил, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Комитета - Смирновой Д.Б., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Терентьева Д.А. - Федоровой Г.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание, в том числе, замечание, выговор.

Согласно ч.1 ст.56 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Терентьев Д.А. работает в должности первого заместителя председателя Комитета - начальника управления лесами.

По результатам служебной проверки, проведенной по факту неучастия Терентьева Д.А. в работе комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области, работодателем был издан приказ №316 от 02.05.2017 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.

Разрешая требования о признании незаконным указанного приказа, суд исходил из того, что факт нахождения Терентьева Д.А. с 14 час. до 15 час. 12.04.2017 года в УЭБ и ПК УМВД России по Новгородской области подтвержден материалами дела, то есть, его вина в неисполнении указания председателя Комитета об участии истца в работе комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области отсутствует.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на обстоятельствах дела и нормах законодательства, регламентирующих порядок вызова органом полиции гражданина для его опроса по существу находящегося в производстве материала.

Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что явка по вызову для проведения опроса не является обязанностью и производится только при согласовании участвующего в нем лица и в удобное для него время, ответственность за неявку на опрос не предусмотрена, не могут быть приняты во внимание, так как неисполнение истцом указания председателя Комитета вызвано уважительными причинами, то обстоятельство, что Терентьев Д.А. решил исполнить свой гражданский долг и явиться в орган внутренних дел в то время, когда было запланировано проведение совещания комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области, нельзя расценивать как виновное нарушение служебной дисциплины.

Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что в должностные обязанности главного специалиста-эксперта отдела охраны и защиты леса управления лесами Комитета ФИО8 не входят вопросы, рассматриваемые на совещании, она не наделена правомочиями на участие в мероприятиях, Терентьев Д.А. не уведомил председателя Комитета о вызове в органы внутренних дел, также не могут быть приняты во внимание, так как истец привлекался к дисциплинарной ответственности за неисполнение указания председателя Комитета о личном участии в работе комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новгородской области.

Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что при даче объяснений о причинах неисполнения поручения истцом были указаны другие причины, в период проведения проверки истцом не был представлен документ, послуживший причиной неисполнения поручения, также не могут быть приняты во внимание, так как из объяснения Терентьева Д.А. от 17.04.2017 года следует, что 12.04.2017 года в 14 час. он был вызван в полицию по адресу: Великий Новгород ул. Кооперативная, д.9а, работодатель при проведении служебной проверки и принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания не был лишен права запросить в органах внутренних дел документы, подтверждающие причину отсутствия истца на совещании.

Также по результатам служебной проверки, проведенной по факту нарушения срока утверждения сводного плана тушения лесных пожаров на территории Новгородской области на период пожароопасного сезона 2017 года, а также ненадлежащей организацией и отсутствием контроля за исполнением должностных обязанностей работниками отдела охраны и защиты леса управления лесами Комитета, в отношении Терентьева Д.А. был издан приказ №351 от 15.05.2017 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Разрешая требования о признании незаконным указанного приказа, суд исходил из того, что сводный план тушения лесных пожаров на территории Новгородской области был разработан своевременно, так как до 20.03.2017 года был повторно представлен на согласование и утверждение в Правительство Новгородской области, с приказом Комитета №926 от 01.12.2016 года истец не был ознакомлен, в период с 04.03.2017 года по 24.03.2017 года и с 27.03.2017 года по 30.03.2017 года Терентьев Д.А. находился в очередном отпуске.

Действительно, в соответствии с п.3.1.6, 3.22 должностного регламента первого заместителя председателя Комитета – начальника управления лесами, утвержденного 24.01.2017 года, в должностные обязанности Терентьева Д.А. входит разработка планов тушения лесных пожаров, контроль за исполнением должностных обязанностей работниками управления лесами Комитета.

Приказом №926 от 01.12.2016 года, контроль за исполнением которого возложен на Терентьева Д.А., утвержден план организации мероприятий по охране лесов от пожаров на 2017 год, в том числе постановлено, в срок до 20.03.2017 года обеспечить своевременную разработку, согласование и утверждение планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств, сводного плана тушения лесных пожаров на территории Новгородской области.

Как следует из материалов дела, письмом Комитета от 13.01.2017 г. №ЛХ-105-И проект сводного плана в электронном виде был направлен на согласование в департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, однако 18.01.2017 года был возвращен для доработки в связи с отрицательным заключением.

В соответствии с письмом департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 02.02.2017 года доработанный сводный план признан соответствующим Правилам и направлен для рассмотрения в ФБУ «Авиалесоохрана».

Письмом ФБУ «Авиалесохрана» №497 от 07.02.2017 года сводный план признан соответствующим Правилам.

Письмом Комитета №ЛХ-855-И от 10.02.2017 года проект сводного плана направлен на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.

В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства №НК-09-27/2154 от 21.02.2017 года проект сводного плана был согласован.

Согласованный план 02.03.2017 года был получен работником Комитета в Федеральном агентстве лесного хозяйства.

На правовую экспертизу в комитет правового обеспечения Правительства Новгородской области сводный план поступил 17.03.2017 года, согласно заключению данного комитета сводный план нуждался в значительной редакционной доработке.

Указом Губернатора Новгородской области №111 от 30.03.2017 года сводный план тушения лесных пожаров на территории Новгородской области на период пожароопасного сезона 2017 года утвержден.

Принимая во внимание те обстоятельства, что до ухода Терентьева Д.А. в отпуск сводный план тушения лесных пожаров на территории Новгородской области на период пожароопасного сезона 2017 года был согласован ФБУ «Авиалесохрана» и Федеральным агентством лесного хозяйства без замечаний, после ухода истца в отпуск он не мог контролировать деятельность своих подчиненных и своевременность передачи сводного плана на согласование в комитет правового обеспечения Правительства Новгородской области, а также не может нести ответственность за сроки согласования указанного сводного плана комитетом правового обеспечения Правительства Новгородской области, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что Терентьевым Д.А. не были учтены сроки, установленные для прохождения и согласования правовых актов Новгородской области, при разработке и согласовании сводного плана не был предусмотрен запас времени, связанного с переформатированием таблиц проекта сводного плана, сводный план тушения лесных пожаров на территории Новгородской области должен быть представлен на согласование еще до ухода истца в отпуск, представляются несостоятельными, так как конкретные сроки предоставления указанного документа на согласование в комитет правового обеспечения Правительства Новгородской области истцу не устанавливались, из материалов дела следует, что отдел, который занимался подготовкой проекта, был неукомплектован, Терентьев Д.А. не обладает правом принятия работников в отдел охраны и защиты леса управления лесами Комитета, заключение председателя Комитета правового обеспечения на проект Указа Губернатора Новгородской области сводный план тушения лесных пожаров на территории Новгородской области с указанием имеющихся недостатков составлено в день его поступления 17.03.2017 года, а уже 20.03.2017 года сводный план был согласован с начальником управления правовой экспертизы и законопроектной деятельности комитета правового обеспечения Правительства Новгородской области.

Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что в полномочия Терентьева Д.А. входит не только обеспечение и контроль разработки и согласования сводного плана, но и обеспечение, а также контроль утверждения сводного плана в установленный законом срок, так же являются необоснованными, так как п.п.3.1.6 должностной инструкции истца не предусматривает таких полномочий, а с приказом №926 от 01.12.2016 года, которым такие обязанности возлагались на истца, он ознакомлен не был.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

С учетом тех обстоятельств, что при рассмотрении дела судом были установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, всем доказательствам, представленным в судебное заседание сторонами, дана надлежащая оценка, соответствующая требованиям ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, поэтому судебная коллегия, не находит предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены или изменения принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18.07.2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области – без удовлетворения.

Председательствующий Колокольцев Ю.А.

Судьи Иванов И.С.

Виюк А.В.