Судья – Шеремета И.Ф. Дело №2-14-33-1168/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2018 года Великий Новгород
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.,
судей Котовой М.А. и Ребровой И.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 27 февраля 2018 года, принятое по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Новгородской области об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей по страховым взносам,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что, являясь нотариусомпо нотариальному округу г. Старая Русса и Старорусский район, занимающимся частной практикой, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту – Управление) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015 и 2016 годы путем их зачета в счет будущих платежей в сумме 28827 руб. 13 коп., поскольку за указанные периоды сумма страховых взносов исчислялась и была уплачена ею из суммы дохода без применения профессионального налогового вычета при определении налоговой базы. Однако заявление оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года №27-П, ФИО1 просила обязать Управление произвести перерасчет по страховым взносам за указанный выше период и принять решение о возврате истцу излишне уплаченных по обязательному пенсионному страхованию 28827 руб. 13 коп.
Определением суда привлечены к участию в деле в качестве соответчиков – ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Новгородской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Новгородской области.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 27.02.2018 года исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с оспариваемым решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции при принятии решения неправильно определены и оценены обстоятельства, не доказаны установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, прямо предусмотренные федеральным законодательством.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчики, считая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по новгородской области ФИО2 просила решение суда оставить без изменения, поддержав доводы, изложенные в представленных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Руководствуясь ч.3 ст. 167 и ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).
Нотариусы в соответствии с положениями п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ и пп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона №212-ФЗ с 01 января 2014 года нотариусы уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.1.1 и 1.2 указанной статьи.
В силу п.1 ч.1.1. ст.14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составлял 5 554 руб. в месяц.
В силу ст.1 Федерального закона от 01.12.2014г. №408-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года составлял 5 965 руб. в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года установлен в размере 6 204 руб. в месяц.
Таким образом, фиксированный размер страховых взносов в 2014 году составлял 17 328 руб. 48 коп., в 2015 году - 18 610 руб. 80 коп., в 2016 году - 19 356 руб. 48 коп.
Согласно п.2 ч.1.1 ст. 14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.1 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз, плюс 0,1 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
Таким образом, при доходе свыше 300 000 рублей страховые взносы в целомза 2014 год не могут быть выше 138 627 руб. 84 коп. (8x5554 руб.х12х26%), за 2015 год -148 886 руб. 40 коп. (8x5965 руб.х12х26%), за 2016 год -154 851 руб. 84 коп. (8х 6204 руб. х 12x26%).
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.16 Закона№ 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает, в том числе, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 2 пункта 1).
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право нотариусов, занимающихся частной практикой, на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.11.2016г. № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (далее – Постановление № 27-П), установившему конституционно-правовой смыслв системе действующего правового регулирования указанных норм, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшениюна величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Поскольку указанное постановление Конституционного Суда РФ устанавливает конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования норм, регулирующих вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, при том, что нормы Налогового Кодекса РФ предусматривают аналогичный порядок определения размера дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате нотариусами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление № 27-П подлежит учету правоприменительными органами и в отношении нотариусов.
Более того, Постановление № 27-П подлежит применению к правоотношениям, возникшим до момента его принятия и опубликования, поскольку оно не признает оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, а устанавливает их конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 в соответствии с лицензией на право нотариальной деятельности от 29 июля 1994 года №002269 и приказом Управления юстиции Администрации Новгородской области от 19 октября 1994 года № 83 является нотариусом по нотариальному округу г. Старая Русса и Старорусский район, занимающимся частной практикой.
Согласно налоговым декларациям по налогу на доходы физических лиц за 2014 - 2016 годы доход ФИО1, полученный от частной практики, составил: в 2014 году - 1 821 277 руб. 54 коп., сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета - 937 574 руб. 20 коп.; в 2015 году – 2032433 руб. 14 коп., сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета - 930 688 руб.; в 2016 году - 2 803 680 руб. 60 коп., сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета - 1 690 548 руб. 97 коп.
Также судом установлено, что Управлением за 2014-2016 годы ФИО1 произведенрасчет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с величины дохода плательщика, превышающего 300 тыс. руб., на основании сведений, полученных из налоговых органов: за 2014 год - в сумме 15 212 руб. 78 коп. (1 821277,54 - 300000 х 1%); за 2015 год - в сумме 17 266 руб. 86 коп. (2 026686,00 - 300000 х 1%); за 2016 год - в сумме 25 036 руб. 81 коп. (2 803680,60 - 300000 х 1%).
Страховые взносы уплачены ФИО1 за 2014 год - 11 и 24 марта 2016 года в общей сумме 15 212 руб. 78 коп., за 2015 год - 31 марта 2016 года в сумме 17 266 руб. 86 коп., за 2016 год - 29 марта 2017 года в сумме 18 333 руб. 29 коп.
Таким образом, за 2014-2016 годы оплата ФИО1 страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию была произведена с величины ее дохода, не уменьшенного на величину фактически произведенных ею расходов,учитываемых в составе профессионального налогового вычета.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что за период 2014-2016 годы ФИО1 были уплачены страховые взносына обязательноепенсионноестрахование в большем размере, чемэто установлено пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ.
18 мая и 07 июня 2017 года ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 - 2016 годы.
25 мая 2017 года Отделением принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 15 595 руб. 41 коп., а 15 июня 2017 года Отделением отказано в возврате страховых взносов за 2016 год в размере 10 201 руб. 97 коп.
Считая, что принятое решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за испрашиваемый период не основано на законе и нарушает ее законные права, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что действия ответчиков не противоречили нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» № 243-Ф3 от 03 июля 2016 года, вступившим в силу с 01 января 2017 года, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.
Этим же федеральным законом, Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI: Страховые взносы в Российской Федерации, в частности, главой 34. Страховые взносы.
Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносовна обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3).
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (ч. 1.1).
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (ч.6.1 ст. 78 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, уплаченные истцом суммы страховых взносов за период 2014-2016 годы учтены на ее индивидуальном лицевом счете в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что в силу прямого указания специальной нормы права, регулирующей вопросы зачета, возврата излишне уплаченных страховых взносов, излишне уплаченные ФИО1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014-2016 годы возврату плательщику не подлежат, а поэтому в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано правомерно.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормам права, и по существу данный вывод суда не опровергается доводами жалобы, которые, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, доводы жалобы не содержат. Нарушений судом норм процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Бобряшова
Судьи М.А. Котова
И.В. Реброва