НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 21.09.2022 № 2А-273/2022-33А-1657

Судья – Швалева О.В. Дело № 2а-273/2022-33а-1657

УИД 53RS0015-01-2022-000203-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Великий Новгород 21 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Павловой Е.Б., Макаровой Л.В.,

при секретаре Лютовой В.С.,

с участием представителя ФИО1 ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Псковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 17 июня 2022 года, принятое по административному исковому заявлению Псковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы к ФИО1 о взыскании таможенных платежей, пеней,

установила:

Псковская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Псковская таможня) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании таможенных платежей в сумме 503613 рублей 91 копейка, пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 471675 рублей 71 копейка, а всего 975289 рублей 62 копейки.

В обоснование заявленных требований Псковской таможней указано, что 18 сентября 2010 года ФИО1 на основании документа учета временного ввоза №<...> временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни транспортное средство для личного пользования: марки FORD TRANSIT 100 KOMBI, идентификационный (VIN) номер <...>, государственный регистрационный знак <...>, 1991 года выпуска, срок временного ввоза транспортного средства установлен до 17 декабря 2010 года. К обратному вывозу транспортное средство заявлено не было, информация об обратном вывозе транспортного средства отсутствует и в электронной базе данных, местонахождение транспортного средства не установлено. В отношении транспортного средства, временно ввезенного ФИО1 на таможенную территорию Таможенного союза, не наступило ни одно из обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС), в связи с чем транспортное средство находится под таможенным контролем с момента пересечения границы по настоящее время. 15 сентября 2021 года таможенным постом МАПП Куничина Гора Псковской таможни по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного ФИО1 транспортного средства для личного пользования принято решение № <...>, которым установлен факт невывоза транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза, влекущий необходимость уплаты им таможенных пошлин, налогов. 23 сентября 2021 года Псковской таможней составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа №<...>. Письмом Псковской таможни от 24 сентября 2021 года №<...> «О направлении уведомления» ФИО1 направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 23 сентября 2021 года №<...> на сумму 904417 рублей 13 копеек, в том числе таможенные платежи – 503613 рублей 91 копейка, пени – 400803 рубля 22 копейки, со сроком добровольной уплаты не позднее 15 рабочих дней со дня получения данных уведомлений, по следующим адресам: <...>, и <...>. Однако в добровольном порядке уведомление после его получения в установленный срок ФИО1 исполнено не было. 11 октября 2021 года ФИО1 обратился в Северо-Западное таможенное управление (далее – СЗТУ) с жалобой на действия Псковской таможни по направлению уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23 сентября 2021 года №<...>. Решением СЗТУ от 3 декабря 2021 года №<...> жалоба ФИО1 удовлетворена, действия Псковской таможни по направлению уведомления (уточнения к уведомлению) от 23 сентября 2021 года №<...> признаны неправомерными по тем мотивам, что Псковской таможней в решении от 15 сентября 2021 года №<...> некорректно отражено окончание срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования (до 18 сентября 2011 года вместо 17 декабря 2010 года, что соответствует отметке в пассажирской таможенной декларации от 18 сентября 2010 года №<...>), пени в уведомлении от 23 сентября 2021 года №<...> подлежали начислению с 18 декабря 2010 года (день, следующий за днем истечения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, указанного в пассажирской таможенной декларации от 18 сентября 2010 года №<...>) по 23 сентября 2021 года (дата выставления уведомления). Псковская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 26 Шимского района Новгородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по таможенным платежам и пеням, однако выданный 9 декабря 2021 года судебный приказ определением того же мирового судьи от 29 декабря 2021 года был отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения. В целях устранения нарушений, зафиксированных в решении СЗТУ, таможенным постом МАПП Куничина Гора в разделы 2.2 и 3.2 решения внесены изменения в части срока временного ввоза, срока уплаты таможенных платежей в соответствии с положениями раздела II (пункты 51-54) Порядка заполнения формы решения по результатам таможенного контроля. Письмом Псковской таможни от 22 декабря 2021 года №<...> ФИО1 уведомлен об отзыве уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23 сентября 2021 года №<...>. Одновременно указанным письмом Псковская таможня направила в адрес ФИО1 уточнение к уведомлению о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 21 декабря 2021 года №<...> на сумму 944468 рублей 44 копейки, в котором расчет суммы пеней произведен с учетом срока временного ввоза – 17 декабря 2010 года. Таким образом, с ФИО1 надлежит взыскать по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 21 декабря 2021 года №<...> задолженность в сумме 975289 рублей 62 копейки, в том числе таможенные платежи – 503613 рублей 91 копейка, пени – 471675 рублей 71 копейка (в том числе на дату уведомления 21 декабря 2021 года - 440854 рубля 53 копейки, за период с 22 декабря 2021 года по 28 февраля 2022 года, дату подписания административного искового заявления – 30821 рубль 18 копеек).

В ходе рассмотрения судом первой инстанции дела Псковской таможней размер заявленных административных исковых требований увеличен за счет доначисления пеней по состоянию на 15 июня 2022 года, ко взысканию с ФИО1 определена задолженность в размере 1007227 рублей 82 копейки, в том числе таможенные платежи – 503613 рублей 91 копейка, пени – 503613 рублей 91 копейка.

Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 17 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Псковской таможни отказано.

В апелляционной жалобе Псковская таможня просит решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что изложенные в обжалуемом решении выводы суда первой инстанции об исчислении срока исковой давности со дня направления уведомления об уплате таможенных платежей и пеней 5 апреля 2011 года основаны на неверном толковании норм права. Обстоятельства возникновения обязанности по уплате таможенных платежей при невывозе транспортного средства могут быть установлены только в рамках таможенного контроля. Таможенным постом МАПП Куничина Гора Псковской таможни принято решение по результатам таможенного контроля от 15 сентября 2021 года №<...>, которым установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Днем же обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является дата регистрации расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ), а именно 23 сентября 2021 года (день составления расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа №<...>). Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей Псковская таможня зафиксировала расчетом таможенных пошлин №<...> от 23 сентября 2021 года. В связи с изложенным, трехгодичный срок с 23 сентября 2021 года для обращения в суд за взысканием таможенных пошлин и пеней Псковской таможней не пропущен, в связи с чем ею и не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Ссылки административного ответчика на факт утраты временно ввезенного транспортного средства по независящим от него обстоятельствам и исключающим обратный вывоз транспортного средства для личного пользования являются несостоятельными, поскольку указанное транспортное средство в розыске не значится, уголовное дело по факту преступления не возбуждалось, ФИО1 не был признан потерпевшим. Надлежащего документального подтверждения уничтожения (безвозвратной утраты) транспортного средства в результате действия аварии или непреодолимой силы ФИО1 в таможенный орган не предоставлено, следовательно, сделать вывод об уничтожении (безвозвратной утрате) транспортного средства для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы не представляется возможным. Указанное исключает возможность прекращения ранее установленной обязанности по уплате таможенных платежей, основания и срок для исполнения которой законодательно наступили.

В представленных письменных возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО1 указано на несостоятельность ее доводов, законность и обоснованность судебного акта.

Представитель Псковской таможни, ФИО1, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, заслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке имеются.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, 18 сентября 2010 года ФИО1 на основании документа учета временного ввоза №<...> временно ввез с территории Эстонии на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни транспортное средство для личного пользования: марки FORD TRANSIT 100 KOMBI, идентификационный (VIN) номер <...>, государственный регистрационный знак <...>, 1991 года выпуска, объем двигателя 2468 куб. см, срок временного ввоза транспортного средства установлен до 17 декабря 2010 года.

В установленный срок ФИО1 к обратному вывозу транспортное средство заявлено не было, информация об обратном вывозе транспортного средства отсутствует и в электронной базе данных, местонахождение транспортного средства не установлено, в связи с чем по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного ФИО1 транспортного средства для личного пользования 15 сентября 2021 года таможенным постом МАПП Куничина Гора Псковской таможни принято решение № <...>, которым установлен факт невывоза транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза, влекущий необходимость уплаты заявителем таможенных пошлин, налогов..

23 сентября 2021 года Псковской таможней составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа №<...>.

Письмом Псковской таможни от 24 сентября 2021 года №<...> «О направлении уведомления» ФИО1 направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 23 сентября 2021 года №<...> на сумму 904417 рублей 13 копеек, в том числе таможенные платежи – 503613 рублей 91 копейка, пени – 400803 рубля 22 копейки, со сроком добровольной уплаты не позднее 15 рабочих дней со дня получения данных уведомлений, по следующим адресам: <...>, и <...>.

В добровольном порядке уведомление в установленный срок ФИО1 исполнено не было.

11 октября 2021 года ФИО1 обратился в СЗТУ с жалобой на действия Псковской таможни по направлению уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23 сентября 2021 года №<...>, в которой в качестве причины несогласия с обжалуемыми действиями Псковской таможни указал на утрату временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства по независящим от него обстоятельствам и исключающим обратный вывоз транспортного средства.

Решением СЗТУ от 3 декабря 2021 года №<...> жалоба ФИО1 удовлетворена, действия Псковской таможни по направлению уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23 сентября 2021 года №<...> признаны неправомерными по тем основаниям, что Псковской таможней в решении от 15 сентября 2021 года №<...> некорректно отражено окончание срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования (до 18 сентября 2011 года вместо 17 декабря 2010 года, что соответствует отметке в пассажирской таможенной декларации от 18 сентября 2010 года №<...>), в связи с чем пени в уведомлении от 23 сентября 2021 года №<...> начислены неверно и подлежали начислению с 18 декабря 2010 года (день, следующий за днем истечения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, указанного в пассажирской таможенной декларации от 18 сентября 2010 года №<...>) по 23 сентября 2021 года (дата выставления уведомления).

Псковская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 26 Шимского района Новгородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по таможенным платежам и пеням, однако выданный 9 декабря 2021 года судебный приказ определением того же мирового судьи от 29 декабря 2021 года был отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.

В целях устранения нарушений, зафиксированных в решении СЗТУ, таможенным постом МАПП Куничина Гора в разделы 2.2 и 3.2 решения внесены изменения в части срока временного ввоза, срока уплаты таможенных платежей в соответствии с положениями раздела II (пункты 51-54) Порядка заполнения формы решения по результатам таможенного контроля.

Письмом Псковской таможни от 22 декабря 2021 года №<...> ФИО1 уведомлен об отзыве уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 23 сентября 2021 года №<...>. Одновременно указанным письмом Псковская таможня направила в адрес ФИО1 уточнение к уведомлению о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 21 декабря 2021 года №<...> на сумму 944468 рублей 44 копейки, которое им также в добровольном порядке исполнено не было.

В суд с настоящим административным иском Псковская таможня обратилась 4 марта 2022 года.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Псковской таможней требований, суд первой инстанции исходил из пропуска трехлетнего срока для обращения за взысканием задолженности, который начал течь с 5 апреля 2011 года - дня направления Псковской таможней ФИО1 уведомления об уплате таможенной пошлины в связи с невывозом в добровольном порядке ввезенного транспортного средства и неустановлением в предусмотренном порядке факта утраты ФИО1 транспортного средства, и истек 5 апреля 2014 года.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.

На момент ввоза ФИО1 транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза действовали ТК ТС, Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ), с 1 января 2018 года правоотношения регулируются ТК ЕАЭС, Федеральным законом № 289-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 5 статьи 358 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования: 1) возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение; 2) прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 настоящего Соглашения, таможенному органу при этом должны быть предъявлены доказательства наступления выше указанных обстоятельств.

Пунктом 1 статьи 91 ТК ТС в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений)устанавливалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 91 ТК ТС, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

В статье 150 Федерального закона № 311-ФЗ установлены общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов, которые применяются в том числе при взыскании таможенных платежей за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

В соответствии с ними принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Принудительное взыскание таможенных платежей не производится: 1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле; 2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (части 1, 2).

В силу части 3 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

В силу части 17 этой же статьи при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.

При этом часть 14 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ определяет, что направление требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным.

Согласно переходным положениям, установленным статьей 457 ТК ЕАЭС, в отношении товаров для личного пользования таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлен без помещения под таможенные процедуры до вступления ТК ЕАЭС в силу, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9, пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В силу пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары находятся под таможенным контролем до наступления, в том числе, следующих обстоятельств:

приобретение в соответствии с ТК ЕАЭС статуса товаров Союза, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 14 ТК ЕАЭС;

фактический вывоз этих товаров с таможенной территории Союза;

уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, ввезенных с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае совершения действий в нарушение установленных в соответствии с пунктом 8 статьи 266 ТК ЕАЭС условий ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Согласно пункту 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС. После наступления обязательств, указанных в пункте 7-15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения трех лет со дня наступления таких обстоятельств.

Статьей 268 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных платежей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

Согласно пункту 5 статьи 268 ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 этой статьи.

В частности, в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза по истечении установленного срока, наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств: 1) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 2) выпуск в свободное обращение товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов либо ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если в отношении таких товаров в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса не установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) истечение срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, определенного в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 7 настоящей статьи; 4) вывоз с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза; 5) вывоз с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, при одновременном соблюдении следующих условий: таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории Союза осуществляется не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, или не позднее более продолжительного срока, который вправе определять Комиссия; в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 настоящей статьи; 6) помещение транспортных средств для личного пользования под таможенные процедуры в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 264 настоящего Кодекса при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 6 настоящей статьи; 7) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств- членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов; 8) конфискация или обращение товаров для личного пользования в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена; 9) отказ таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации; 10) отзыв пассажирской таможенной декларации в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации такой пассажирской таможенной декларации; 11) задержание таможенным органом товаров для личного пользования в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей до такого задержания; 12) вывоз с таможенной территории Союза, размещение на временное хранение либо выпуск в соответствии с настоящим Кодексом товаров для личного пользования, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса), в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров в свободное обращение не был произведен, - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей до принятия такого решения; 13) в случаях, указанных в пункте 5 статьи 270 настоящего Кодекса; 14) в случае, указанном в абзаце втором пункта 10 статьи 270 настоящего Кодекса; 15) меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования не принимаются в соответствии с подпунктом 4 пункта 11 статьи 270 настоящего Кодекса - в отношении суммы таможенных пошлин, налогов, признанной в соответствии с законодательством государств-членов безнадежной к взысканию; 16) меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования не принимаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 11 статьи 270 настоящего Кодекса.

В отношении вышеуказанного транспортного средства, временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза, ни одно из обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 14 ТК ЕАЭС, не наступило, данное транспортное средство находится под таможенным контролем с момента пересечения границы по настоящее время.

Поскольку временно ввезенное ФИО1 18 сентября 2010 года на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство для личного пользования на момент вступления в силу ТК ЕАЭС (1 января 2018 года) не вывезено с таможенной территории Таможенного союза, не помещено под таможенные процедуры и находится под таможенным контролем, рассматриваемые таможенные правоотношения попадают под нормативно-правовое регулирование ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 части 8 статья 71 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени не применяются, если уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, предусмотренные статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, процентов и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Согласно части 3 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.

Таким образом, принятие решений по результатам таможенного контроля, фиксирующих факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, является предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона № 289-ФЗ обстоятельством при котором в каждом конкретном случае обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты или пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, вопреки выводам суда первой инстанции, является дата регистрации расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Поскольку в таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 НК РФ, на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке распространяется шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, с момента составления Псковской таможней расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа № <...>) – 23 сентября 2021 года Псковская таможня обратилась за взысканием таможенных платежей и пеней в судебном порядке в пределах трехлетного срока, в том числе в Солецкий районный суд в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, в связи с чем выводы суда первой инстанции о пропуске Псковской таможней срока на обращение в суд нельзя признать обоснованными.

Кроме того, изложенные в суде первой инстанции возражения ФИО1 относительно административного иска, сводящиеся к обстоятельствам утраты временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства для личного пользования по независящим от него обстоятельствам и исключающим обратный вывоз транспортного средства, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях: 1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом; 2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза; 7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза; 8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза; 10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 1 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение (подпункт 1) и прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 настоящего Соглашения, к которым относятся случаи: при отказе таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом таможенной декларации (подпункт 1); при уплате или взыскании в полном объеме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, установленным настоящим Соглашением для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение (подпункт 2); при обращении товаров для личного пользования в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства (подпункт 3); при помещении товаров для личного пользования в установленном порядке под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства (подпункт 4); при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (подпункт 5); при обращении взыскания на товары для личного пользования, в том числе за счет стоимости товаров для личного пользования, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза (подпункт 6); при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Соглашением (подпункт 7); если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (подпункт 8); при признании сумм таможенных пошлин, налогов безнадежными к взысканию и списании их в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм (подпункт 9); в связи со смертью декларанта или объявлением его умершим в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза (подпункт 10).

Условия прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза товаров для личного пользования определены и пунктом 2 статьи 54 ТК ЕАЭС, к которым относятся следующие случаи: при наступлении обстоятельств и при соблюдении условий, связанных с прекращением обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, предусмотренных статьями 56, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, пунктом 4 статьи 277, статьями 279, 280, 284, 288, 295 и 309 настоящего Кодекса (подпункт 1); при наступлении обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией (подпункт 2); в случаях, указанных в пункте 4 статьи 55 и абзаце втором пункта 3 статьи 68 настоящего Кодекса (подпункт 3); в случае, когда меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 68 настоящего Кодекса в отношении суммы таможенных пошлин, налогов, признанной в соответствии с законодательством государств-членов безнадежной к взысканию (подпункт 4).

Хищение, угон временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства для личного пользования в вышеупомянутых нормах права в качестве условия для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов отсутствуют.

Согласно пункту 6 статьи 358 ТК ТС в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Таким образом, возможность освобождения временно ввезенных транспортных средств от обложения таможенными пошлинами, налогами таможенное законодательство Таможенного союза связывает с действиями аварии или непреодолимой силы, если в результате таких действий происходит уничтожение (безвозвратная утрата) временно ввезенного объекта обложения, при этом факт уничтожения (безвозвратной утраты) объекта обложения должен быть подтвержден таможенному органу.

Доказательств наличия обстоятельств, освобождающих от обязанности по уплате таможенных платежей и ответственности за неисполнение обязанности вывоза транспортного средства за пределы Таможенного союза в установленный срок, ФИО1 в таможенный орган не представлено, вышеуказанное транспортное средство в розыске не значится, уголовное дело по факту преступления не возбуждалось, ФИО1 потерпевшим признан не был.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неисполнение обязанности вывоза временно ввезенного транспортного средства с территории Таможенного союза влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей и пеней.

В соответствии со статьей 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом <...>

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2).

Согласно пункту 7 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

Статьей 266 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов (пункт 1).

Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией (пункт 2).

При этом статьей 444 ТК ЕАЭС установлено, что до вступления в силу решения Комиссии, определяющего порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, применяется Соглашение, пунктом 12 данного раздела Приложения 5 к которому в отношении автомобилей для личного пользования установлены единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от момента их выпуска. Так, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, ставки таможенных платежей зависят от рабочего объема двигателя; для автомобилей, рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см, единая ставка таможенных пошлин, налогов устанавливается в размере 5 Евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя автомобиля.

В силу пункта 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.

Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Как предусмотрено статьей 72 Федерального закона № 289-ФЗ, применяемой в части пеней с 1 января 2018 года, пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1).

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 3).

Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме (часть 5).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (часть 7).

Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (часть 8).

Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи (часть 10).

Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (часть 11).

При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (часть 14).

Порядок начисления пеней до 1 января 2018 года регулировался частью 2 статьи 151 Федерального закона № 311-ФЗ, согласно которой пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Псковской таможней расчет таможенного платежа в сумме 503613 рублей 91 копейка произведен исходя из таможенной стоимости транспортного средства, исчисленной в рублевом эквиваленте 126515 рублей 65 копеек, объема двигателя транспортного средства 2468 куб. см, момента выпуска транспортного средства, единой ставки таможенного платежа, установленной для транспортного средства, в размере 5 Евро, исчисленной в рублевом эквиваленте.

Расчет пеней в сумме 503613 рублей 91 копейка произведен за период с 18 декабря 2010 года по 15 июня 2022 года из расчета соответствующих величин ставок рефинансирования и ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации, действующих на день их применения.

Указанные расчеты соответствуют закону и признаются судебной коллегией арифметически верными.

Таким образом, принимая во внимание, что доказательств в подтверждение факта уплаты таможенных платежей и пеней в указанном размере, как того требуют положения части 1 статьи 62 КАС РФ, ФИО1, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно на основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ в соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований и взыскании с ФИО1 в доход соответствующего бюджета таможенных платежей в сумме 503613 рублей 91 копейка, пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 503613 рублей 91 копейка, а всего 1007227 рублей 82 копейки.

В связи с удовлетворением административного искового заявления на основании части 1 статьи 114 КАС РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 13236 рублей 14 копеек.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Псковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы удовлетворить.

Решение Солецкого районного суда Новгородской области от 17 июня 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Псковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы к ФИО1 о взыскании таможенных платежей, пеней удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <...> года рождения, уроженца гор. <...>, зарегистрированного по адресу <...>, в доход соответствующего бюджета таможенные платежи в сумме 503613 рублей 91 копейка, пени за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 503613 рублей 91 копейка, а всего 1007227 рублей 82 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 13236 рублей 14 копеек.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий И.А. Алещенкова

Судьи Е.Б. Павлова

Л.В. Макарова