НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 17.09.2014 № 2-347/14-33-2084

  Судья – Шеремета Р.А. 17 сентября 2014г. Дело № 2–347/14–33–2084

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 <...>

 Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

 председательствующего: Жуковой Н.А.,

 судей: Павловой Е.Б., Сергейчика И.М.,

 при секретаре: Фрунзе Л.П.,

 с участием прокурора: Сидоровой С.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2014г. по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <...> в лице отдела Чудовского лесничества в течение (далее - Комитет лесного хозяйства) на решение Чудовского районного суда <...> от <...> дело по иску прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности <...> о ликвидации несанкционированной свалки отходов.

 Заслушав доклад судьи Новгородского областного суда Сергейчика И.М., объяснения представителя Комитета лесного хозяйства Питерской Д.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Сидоровой С.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

 <...> в интересах неоп­ределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований и прекращения производства по делу в части, просил обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <...> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в лесном массиве на расстоянии <...> метров от поворота от автодороги «<...>» и на расстоянии <...> метров слева от поворота грунтовой дороги, ведущей в д. <...> <...> на землях лесного фонда территории Чудовского лесничества.

 В обоснование заявления прокурор указывал на то, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт размещения названной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории лесного фонда Чудовского участкового лесничества. В нарушение требований природоохранного законодательства, каких–либо действий со стороны Комитета лесного хозяйства по ликвидации несанкционированной свалки, утилизации отходов не произведено. Такое бездействие может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия на здоровье человека и окружающей среды.

 В ходе рассмотрения дела помощник прокурора <...> заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам.

 Ответчик - Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <...> в лице своего представителя исковые требования прокурора не признал.

 Решением Чудовского районного суда <...> от <...> иск прокурора удовлетворен и постановлено: обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <...> в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в лесном массиве на расстоянии 3800 метров от поворота от автодороги «<...>» и на расстоянии <...> метров слева от поворота грунтовой дороги, ведущей в д. <...> на землях лесного фонда территории Чудовского лесничества в квартале № <...>.

 Не соглашаясь с решением суда, Комитет лесного хозяйства в лице отдела Чудовского лесничества в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать по основаниям нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, полагая, что обязанность по ликвидации названной свалки должна быть возложена на соответствующий территориальный орган местного самоуправления.

 От участвовавшего в деле прокурора в суд поступили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывается на несостоятельность ее доводов и на законность и обоснованность решения суда.

 В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства в лице отдела Чудовского лесничества и возражений на нее.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы и доводы возражений на жалобу, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

 Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч. 1).

 В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 (п. 1) Федерального закона от 10 января 2002г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

 В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

 Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ).

 Ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1).

 Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2).

 Согласно п. «е» ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007г. № 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

 Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой <...>, с привлечением заместителя начальника Чудовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> Ли В.Б. и лесничего Чудовского участкового лесничества Комитета лесного хозяйства и лесной промышлености <...> Кириллова Р.В., достоверно установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на землях лесного фонда на территории 202 квартала Чудовского участкового лесничества в лесном массиве на расстоянии <...> метров от поворота от автодороги «<...>» и на расстоянии <...> метров слева от поворота грунтовой дороги, ведущей в д. <...>.

 Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

 В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 П. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно–оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

 В силу ч. 1 ст. 8  Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

 П. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

 В соответствии с  ч. 2 ст. 19  Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005г. № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.

 Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, рекультивации нарушенных земель.

 В силу ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

 В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно–гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Исходя из п. 1.1. Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности <...>, утвержденного постановлением <...> от <...>г. № <...>, Комитет лесного хозяйства является органом исполнительной власти <...>, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности, то есть Комитет лесного хозяйства является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

 Как усматривается из материалов дела, лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в федеральной собственности, доказательств обратного ответчиком не представлено, а потому именно Комитет лесного хозяйства в силу приведенных норм должен организовать их охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами, а при наличии таких загрязнений, организовать ликвидацию отходов.

 При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Комитет лесного хозяйства в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать названную несанкционированную свалку.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на землях лесного фонда должна быть возложена на орган местного самоуправления, несостоятельны. К вопросам местного значения в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не ликвидация несанкционированных свалок. Учитывая, что территория, на которой организована несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, то, как указывалось выше, именно на Комитете лесного хозяйства лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления указанной выше территории. При этом, доказательств о том, что выявленная свалка образовалась вследствие нарушения местной администрацией положений закона №131-ФЗ, вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат.

 Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку достаточно полно и всесторонне установленных судом значимых обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

 Таким образом, суд достаточно полно и всесторонне выяснил значимые обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценил объяснения лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, правильно применил и истолковал нормы материального права, не допустил и нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения. Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, а потому является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 Решение Чудовского районного суда Новгородской области от 18 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <...> в лице отдела Чудовского лесничества – без удовлетворения.

 Председательствующий: Н.А. Жукова

 Судьи: Е.Б. Павлова

 И.М. Сергейчик