НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 15.11.2017 № 2-1169-33-2313/17

Судья – Кудрявцева Е.М. Дело №2-1169-33-2313/17

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2017 года г. Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Бобряшовой Л.П.,

судей Ребровой И.В. и Тарасовой Н.В.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Соловьева О.В. на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 04 августа 2017 года,

У С Т А Н О В И Л А :

Соловьев О.В. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района, Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным и отмене решения межведомственной комиссии по принятию решений о государственной социальной помощи и социальной поддержке граждан Боровичского муниципального района, и обязании предоставить денежную компенсацию в качестве социальной поддержки. В обоснование иска указано, что 27 марта 2017 года он обратился в Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района с заявлением, в котором просил оказать ему социальную поддержку в связи с трудной жизненной ситуацией по причине безработицы в размере 9751 руб. для ликвидации его задолженности АО «Боровичский комбинат огнеупоров» в сумме 7210 руб. 95 коп. и в сумме 179 руб. 50 коп. за период с сентября 2016 года по март 2017 года по оплате за тепловую энергию, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг ООО «Комплекс плюс» в сумме 3 761 руб. 26 коп. за период с августа 2016 г. по март 2017 г., а также на другие расходы, необходимые для преодоления временных трудностей: расходы в связи с заменой пришедших в негодность водопроводных труб, расходы на покупку смесителя в туалетно-ванной комнате, расходы, связанные с поиском любой подходящей ему работы. При этом им был предоставлен полный пакет необходимых документов. Однако в предоставлении испрашиваемой социальной помощи ему было необоснованно отказано, в связи с чем истец, ссылаясь на положения Конституции РФ, Областного закона Новгородской области от 27 марта 2015 г. № 740-03 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальной поддержке отдельным категориям граждан, в том числе, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями», обратился в суд с настоящим иском.

Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым в удовлетворении исковых требований Соловьеву О.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец Соловьев О.В. выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его иска.

В возражениях на апелляционную жалобу Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района считает обжалуемое истцом решение обоснованным и соответствующим требованиям законодательства, поэтому просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Все участники судебного процесса извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции заблаговременно и надлежащим образом. На основании с.3 ст. 167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи" (далее - ФЗ «О государственной социальной помощи») государственной социальной помощью является предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В силу положений ч. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно ст. 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Видами оказания государственной социальной помощи в соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной социальной помощи» являются денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Порядок и условия оказания социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Новгородской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новгородской области, предусмотрены Областным законом Новгородской области от 27.03.2015 г. № 740-03 «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальной поддержке отдельным категориям граждан, в том числе лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями».

В соответствии с п.5 ст. 19 Областного закона № 740-03, социальная поддержка предоставляется при наличии трудной жизненной ситуации, возникшей в связи с безработицей.

Расчет дохода граждан, указанных в настоящем пункте, для решения вопроса об оказании им социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 26-1 настоящего областного закона, с учетом видов доходов, указанных в Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, за исключением доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности гражданину.

Согласно п. 3.5.1. Административного регламента по предоставлению государственной услуги по оказанию социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области от 21.12.2015 г. № 63, в семидневный срок с даты обращения заявителя решение рекомендовать органу местного самоуправления оказать государственную социальную помощь либо отказать в оказании государственной социальной помощи принимает Комиссия по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Областного закона № 740-03 решение об отказе в оказании социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по причине безработицы, принимается органами местного самоуправления по месту жительства гражданина в случае представления гражданином либо его законным представителем недостоверных сведений о нахождении в трудной жизненной ситуации, доходах.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 27 марта 2017 года Соловьев О.В. обратился в Комитет социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района с заявлением об оказании ему социальной поддержки в связи с трудной жизненной ситуацией по причине безработицы в сумме 9751 руб. на погашение задолженности по оплате коммунальных услуг и на замену пришедших в негодность водопроводной трубы и смесителя.

В подтверждение трудной жизненной ситуации Соловьевым О.В. представлены в Комитет справки о задолженности за период с 1 октября 2016 года по 28 февраля 2016 года

Распоряжением Комитета социальной защиты населения от 30.03.2017 г. № 171 Соловьеву О.В. отказано в предоставлении социальной поддержки на основании п. 5 ст. 19 Областного закона № 740-03.

Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по принятию решений о государственной социальной помощи и социальной поддержке граждан муниципального района, причиной отказа в оказании поддержки Соловьеву О.В. послужило то, что Соловьев О.В. является получателем ежемесячной субсидии на оплату коммунальных услуг.

Не соглашаясь с отказом в предоставлении мер социальной поддержки в связи с трудной жизненной ситуацией, Соловьев О.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из правомерности принятого Комитетом социальной защиты решения, поскольку Соловьевым О.В. представлены недостоверные сведения о нахождении в трудной жизненной ситуации и доходах.

Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку данный вывод подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

Так, из материалов дела видно, что при обращении с заявлением об оказании социальной поддержки в связи с трудной жизненной ситуацией в размере 9751 руб. на ликвидацию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и другие нужды, истец в подтверждение трудной жизненной ситуации представил только справки о задолженности за период с 1 октября 2016 года по 28 февраля 2017 года.

В ходе подготовки документов к рассмотрению на межведомственной комиссии было установлено, что Соловьев О.В. является получателем субсидии на оплату коммунальных услуг в ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», которая предоставляется ежемесячно. За испрашиваемый период с октября 2016 года по февраль 2017 года плата за жилищно-коммунальные услуги по представленным заявителем квитанциям составила 14594 руб. 59 коп., полученная субсидия за тот же период – 13657 руб. 80 коп. Разница, которую Соловьев О.В. должен был оплатить из собственных средств, составила 936 руб. 79 коп.

Таким образом, долги по оплате жилищно-коммунальных услуг образовались в связи с тем, что заявитель, получая субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, использовал ее не по назначению.

Обращаясь в Комитет социальной защиты населения, Соловьев О.В. не сообщил о том, что является получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Следовательно, Соловьевым О.В. представлены недостоверные сведения о нахождении в трудной жизненной ситуации и доходах.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Комитета социальной защиты населения оказать Соловьеву О.В. государственную социальную помощь основан на законе, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не усмотрел.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны приводимым истцом в исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, выводов суда они не опровергают, а сводятся к несогласию с ними, а также направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Однако оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 04 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соловьева О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.П. Бобряшова

Судьи: И.В. Реброва

ФИО1