НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новгородского областного суда (Новгородская область) от 15.09.2015 № 2-1207/15-33-1826

Судья – Кудрявцева Е.М. 15 сентября 2015 года Дело №2-1207/15-33-1826

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего - Жуковой Н.А.

судей - Макаровой Л.В. и Комаровской Е.И.

при секретаре Фрунзе Л.П.

с участием заявителя К.О.Д., заинтересованного лица М.Л.П., представителя Администрации Боровичского муниципального района Пухаева Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 года по докладу судьи Комаровской Е.И. административное дело по апелляционной жалобе Администрации Боровичского муниципального района на решение Боровичского районного судаНовгородской области от 08 июня 2015 года, которым заявление К.О.Д. удовлетворено и постановлено:

признать незаконным постановление Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области №905 от 21 апреля 2015 года в части отказа К.О.Д. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении;

признать К.О.Д. нуждающейся в жилом помещении;

обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области принять К.О.Д., состав семьи три человека, включая М.Л.П. и К.Д.В., на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л а :

К.О.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации Боровичского муниципального района (далее – Администрация) №905 от 21 апреля 2015 года, которым ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 ЖК РФ.

В обоснование заявленных требований К.О.Д. указала, что 23 марта 2015 года через ГОАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в Администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, состав семьи 3 человека: мать – М.Л.П., сын К.Д.В., представив все документы, подтверждающие нуждаемость семьи в жилом помещении, требований о предоставлении дополнительных документов ей не направлялось. Полагает, что представленные документы являлись достаточными для разрешения Администрацией вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, что Администрацией сделано не было.

Судом по делу вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении закона и оценке фактических обстоятельств дела. Указывает, что при подаче заявления о принятии на учет К.О.Д. не были представлены все необходимые документы, подтверждающие ее право и право членов ее семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд удовлетворяет заявленные им требования и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 марта 2015 года К.О.Д. обратилась в Администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека: М.Л.П. – мать; К.Д.В. – сын, приложив к заявлению документы, подтверждающие право семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

20 апреля 2015 года заявление К.О.Д. было рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии при Администрации, по результатам рассмотрения принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ.

Результаты принятого общественной жилищной комиссией решения утверждены постановлением Администрации №905 от 21 апреля 2015 года.

Как следует из указанного решения, основаниями для отказа в принятии К.О.Д. с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило не представление К.О.Д. следующих документов: справки о доходах и имущественном положении В.Е.А. – дочери К.О.Д., зарегистрированной по месту жительства заявителя; свидетельства о заключении (расторжении брака); справки об оценке принадлежащего К.О.Д. транспортного средства ВАЗ-21114; справки о доходах за период с 01 февраля 2014 года по 19 июня 2014 года и с 01 января 2015 года по 01 февраля 2015 года; сведений о том, что на дату подачи заявления К.О.Д. являлась безработной и состояла на бирже труда, а также копии трудовой книжки, которая могла бы подтвердить отсутствие места работы заявителя в необходимый период.

Удовлетворяя требования К.О.Д. и признавая отказ Администрации в принятии семьи заявителя на учет незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что К.О.Д. представлены все необходимые для разрешения Администрацией вопроса о признании семьи нуждающейся в жилом помещении документы, обязанности представления иных документов у К.О.Д. не имелось.

Перечень документов, подлежащих представлению при обращении гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, определен статьей 4 Областного закона Новгородской области от 06 июня 2015 года №490-ОЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями» (далее – Областной закон).

Частью 2 данной статьи определено, что к заявлению прилагаются документы о составе семьи гражданина (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.) (пункт 2 части 2), а также документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о постановке на учет и предоставлении жилья по договору социального найма (подп. «а» пункта 3 части 2).

Указывая в заявлении состав своей семьи: мать М.Л.П. и сын К.Д.В., 2001 года рождения, К.О.Д. представила копии свидетельств, подтверждающих факт нахождения с указанными лицами в родственных отношениях, а также справки о получаемых ею и указанными членами ее семьи доходах. Так, в подтверждение размера получаемых ею в период с 01 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года доходах, К.О.Д. представила справку ГУ-Управление ПФР в Боровичском районе (межрайонное) от 17 февраля 2015 года №30551/15, из которой видно, что она осуществляет уход за ребенком-инвалидом К.Д.В., которому к пенсии назначена компенсационная выплата за уход в сумме 5500 руб. Одновременно К.О.Д. представила справку Бюро медико-социальной экспертизы №4№48.04.53, из которой следует, что очередное переосвидетельствования К.Д.В. прошел только 13 января 2015 года, в связи с чем назначенная ему доплата к пенсии за уход была начислена после оформления всех документов и поступления их в пенсионный орган – в марте 2015 года. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у К.О.Д. объективной возможности подтвердить свои доходы за январь и февраль 2015 года, а потому не могло служить основанием для отказа Администрацией в рассмотрении поданных ею документов, учитывая то, что на момент вынесения оспариваемого постановления Администрация располагала такими сведениями.

Из объяснений К.О.Д. в суде первой и апелляционной инстанции также установлено, что В.Е.А. - дочь, зарегистрирована совместно с ней по месту ее жительства, однако членом ее семьи не является, так как проживает отдельно со своей семьей (муж, дети) и не нуждается в жилом помещении.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что требований о признании В.Е.А., а также других лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя, нуждающимися в жилом помещении, при обращении в Администрацию К.О.Д. не заявлялось, обязанности представления в отношении указанных лиц документов, предусмотренных пунктом 2 и подпунктом «а» пункта 3 части 2 статьей 4 Областного закона, у нее не имелось.

По этим же основанием отсутствовала обязанность представления К.О.Б. и свидетельства о заключении (расторжении) брака с отцом своего сына, поскольку он членом ее семьи не является и совместно с заявителем не проживает (не зарегистрирован).

Приводимые Администрацией доводы о том, что факт не признания указанных лиц членами семьи заявителя должен быть подтвержден, в частности, судебным решением, являются несостоятельными, поскольку на законе не основаны.

Документы, подтверждающие факт нахождения в собственности автомобиля ВАЗ-21114, были приложены К.О.Д. к заявлению (справка ГИБДД). Данный автомобиль в соответствии с налоговым законодательством не является объектом налогообложения, что подтверждается справкой МИ ФНС №1 по Новгородской области от 13 марта 2015 года №5-107/002445, приложенной К.О.Д. к заявлению вместе с другими документами. Другого налогооблагаемого имущества К.О.Д. не имеет. В связи с этим, указание Администрацией в решении на непредставление К.О.Д. сведений о своем налогооблагаемом имуществе – автомобиле ВАЗ-21114, является неверным.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в принятии К.О.Д. на учет в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 ЖК РФ, поскольку такие документы ею были представлены, однако не были предметом рассмотрения Администрацией.

Таким образом, принятое судом первой инстанции решение о признании постановления Администрации №905 от 21 апреля 2015 года в части отказа К.О.Д. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении следует признать законным и обоснованным.

Вместе с тем, восстанавливая нарушенное право заявителя, суд первой инстанции признал К.О.Д. нуждающейся в жилом помещении, тем самым вмешался в деятельность органа местного самоуправления, уполномоченного на решение данного вопроса, что в силу положений статьи 10 Конституции РФ является недопустимым.

В данном случае, учитывая, что основанием для отказа в признании К.О.Д. нуждающейся в жилом помещении явился неверный вывод Администрации о неполном представлении К.О.Д. документов, в связи с чем вопрос о ее нуждаемости в обеспечении жилым помещением, исходя из представленных ею документов, Администрацией не рассматривался, в качестве устранения допущенного нарушения прав заявителя, Администрация обязана принять заявление К.О.Д. с приложенными к нему документами и рассмотреть в установленном законом порядке.

Таким образом, в указанной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Кроме того, удовлетворяя заявление К.О.Д., суд первой инстанции не разрешил вопрос о возмещении понесенных ею при обращении в суд расходов, связанных с уплатой государственной пошлины - 300 руб., которые подлежат взысканию в пользу К.О.Д. за счет средств местного бюджета.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Боровичского районного суда Новгоросдкой области от 08 июня 2015 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Признать незаконным постановление Администрации Боровичского муниципального района №905 от 21 апреля 2015 года в части отказа К.О.Д. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области принять заявление К.О.Д. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложенными документами и рассмотреть его в установленном законом порядке.

Взыскать в пользу К.О.Д. за счет средств местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Председательствующий Н.А. Жукова

Судьи Л.В. Макарова

Е.И. Комаровская