НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 25.07.2018 № 33А-8934/18

Судья: Батыршина Г.М. Дело № 33а-8934/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 25 июля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Ворониной Т.А. и Бушминой А.Е.

при секретаре судебного заседания – ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Дидковского Н.В. на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 04 апреля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Дидковского Николая Викторовича к Администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

установила:

Дидковский Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в необеспечении инженерными коммуникациями и дорогами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного под адресу: ФИО2<адрес>, шоссе Северное, ЖК «Северные ворота», 486 и об обязании в течение шести месяцев, начиная с даты вступления судебного решения в законную силу, обеспечить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ФИО2<адрес>, шоссе Северное, ЖК «Северные ворота», 486 дорожной сетью и инфраструктурой.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что его многодетной семье в составе пяти человек постановлением от 03.02.2015г. администрации г. Дзержинска Нижегородской области был предоставлен земельный участок на землях населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м. по адресу: ФИО2<адрес>, шоссе Северное, ЖК «Северные ворота», 486, для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 3 года.

24.03.2015г. между арендодателем – комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Дзержинска Нижегородской области и членами многодетной семьи был заключен договор аренды земельного участка № 1486-П. На земельном участке возведен жилой дом, который поставлен на государственный кадастровый учет, право собственности на жилой дом зарегистрировано в равных долях на всех членов многодетной семьи. 27.11.2017г. заключен договор № 39-ЗБП о безвозмездной передаче земельного участка в собственность членам многодетной семьи.

Однако, в нарушение ч. 5.1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 01.12.2011г. № 168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» предоставленный земельный участок до настоящего времени административным ответчиком не обеспечен инженерной и дорожной инфраструктурой, финансирование на ее обеспечение также не предусмотрено, что свидетельствует о том, что администрацией г.Дзержинска допущено незаконное бездействие.

Земельные участки, определяемые многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, подлежат предоставлению лишь при условии обеспечения их соответствующей инженерной инфраструктурой либо при наличии предусмотренного финансирования указанных целей на текущий финансовый год. По мнению административного истца, на административного ответчика должна быть возложена обязанность в течение 6 месяцев в течение вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок Дидковского Н.В. обеспечить дорожной сетью и инженерной инфраструктурой.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 04 апреля 2018 года Дидковскому Н.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В апелляционной жалобе Дидковский Н.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях администрация г.Дзержинска Нижегородской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Дидковский Н.В. и его представитель ФИО10 доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Другие, лица участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению и прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 01.12.2011 года N 168-З "О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков Нижегородской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, все члены которых являются гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания родителей, либо единственного родителя многодетной семьи на территории Нижегородской области не менее пяти лет.

Согласно п. 2 ч. 3 статьи 3 указанного Закона, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований Нижегородской области, в том числе земельных участков, расположенных на территории иных муниципальных образований Нижегородской области, бесплатное их предоставление многодетным семьям осуществляется на основании решения соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области;

В соответствии с частью 5.1 статьи 3 Закона Нижегородской области N 168 от 01.11.2011 года включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта Нижегородской области, либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 03.02.2015 года многодетной семье Дидковских состоящей из пяти человек предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м. по адресу: ФИО2<адрес>, шоссе Северное, ЖК «Северные ворота», 486» для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком 3 года.

Указанное постановление принято, в том числе, на основании постановления Администрации города Дзержинска от 21.02.2014 года №589 «Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям в собственность».

24.03.2015г. между арендодателем – комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Дзержинска Нижегородской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка -П, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, сроком 3 года.

Впоследствии административный истец возвел на данном земельном участке жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, которому 07.12.2017 года постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области №5000 присвоен адрес: ФИО2<адрес>, ш.Северное, ЖК «Северные ворота», <адрес>. Право собственности на дом зарегистрировано в равных долях на всех членов многодетной семьи.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м. по адресу: ФИО2<адрес>, шоссе Северное, ЖК «Северные ворота», 486 был передан в общую долевую собственность семье ФИО1.

На земельном участке на момент его предоставления в 2015 году отсутствовала необходимая инженерная инфраструктура, что подтверждено обращением Дидковского Н.В. в Нижегородскую областную прокуратуру и результатами прокурорской проверки.

По мнению административного истца, административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении инженерными коммуникациями и дорогами земельного участка, предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку со стороны администрации г. Дзержинска Нижегородской области не допущено незаконного бездействия, административным ответчиком ведутся работы по обеспечению земельного участка административного истца инженерными коммуникациями и дорогами.

Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции исходил из того, что адресными инвестиционными программами 2016-2018 годов города Дзержинска и плановым периодом 2019 и 2020 годы предусмотрено обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков ЖК «Северные ворота», заложены средства городского бюджета, предусмотрено финансирование работ по обеспечению инженерной инфраструктуры на текущий финансовый год, соответственно требования части 5.1 статьи 3 Закона Нижегородской области N 168 от 01.11.2011 соблюдены.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства дела, считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рамках предмета правового регулирования и конкретных, установленных судом обстоятельств, в настоящее время оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия администрации города Дзержинска Нижегородской области, выразившегося в необеспечении земельного участка административного истца инженерными коммуникациями и дорогами, обязании администрацию в течение шести месяцев обеспечить земельный участок административного истца дорожной сетью и инженерной инфраструктурой не имеется.

Из материалов дела следует, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и закона Нижегородской области от 01.12.2011 года №168-З «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков в Нижегородской области» администрацией г.Дзержинска принято Постановление №5100 от 26.11.2014 года об утверждении проекта планировки и межевания территории под индивидуальную застройку западнее Северного шоссе городского округа город Дзержинск.

Постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области №3743 от 10.11.2015 года утверждена адресная инвестиционная программа города Дзержинска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, которой (с учетом внесенных изменений) предусмотрено финансирование строительства инженерной инфраструктуры территории малоэтажного строительства ЖК «Северные ворота» на 2016 год в размере 754,2 тыс. руб.

В рамках реализации Закона Нижегородской области от 01.12.2011 года №168-З на территории ЖК «Северные ворота» города Дзержинска сформированы для предоставления многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства 404 земельных участка, из которых предоставлено многодетным семьям 363 участка.

Главой администрации города Дзержинска Нижегородской области утвержден план мероприятий (дорожная карта) по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под малоэтажное жилищное строительство ЖК «Северные ворота», из которого следует, что мероприятия по строительству инженерной инфраструктуры запланированы на период с 2016 года по 2021 годы.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Дзержинска в период с 2015 года по 2018 год заключались муниципальные контракты на выполнение работ по выносу и закреплению на местности границ земельных участков на территории ЖК «Северные ворота» г.Дзержинска, в т.ч. земельного участка выделенного административному истцу.

Постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области №4301 от 24.11.2016 года (с учетом внесенных изменений постановлениями от 27.12.2017 года №5470) утверждена адресная инвестиционная программа города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в рамках которой предусмотрены мероприятия по обеспечению работы социальной и инженерной инфраструктуры, в т.ч. по строительству инженерной инфраструктуры территории малоэтажного строительства ЖК «Северные ворота». Так, в 2017 году в бюджете было предусмотрено финансирование указанных работ в размере 8 658 520,63 руб.

Постановлением администрации города Дзержинска от 09.11.2017 года №4514 утверждена адресная инвестиционная программа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года, в рамках которой на реализацию проекта «строительство инженерной инфраструктуры территории малоэтажного жилищного строительства ЖК «Северные ворота» предусмотрены средства городского бюджета в размере 10 581 515, 26 руб., в т.ч. 7 227 438,62 руб. - окончательный платеж ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям; 3 354 076,64 руб. - окончательный платеж ООО «Городская служба механизации» по муниципальному контракту на выполнение подготовительных работ под организацию проездов и коридоров инженерных сетей.

Администрацией г. Дзержинска Нижегородской области по заявке № 2821 от 26.10.2015г. получены технические условия на водоснабжение (внутриквартальные сети) территории ЖК «Северные ворота» от ОАО «Дзержинский водоканал». Планируемый срок подключения объекта к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, в течение которого действуют выданные технические условия - не позднее 4 квартала 2020 года.

Инвестиционной программой ОАО «Дзержинский водоканал» на период с 2014-2032г.г. предусмотрено строительство водовода к ЖК «Северные ворота» по типу объекта трубопроводы, полная стоимость строительства 12,009 млн.руб. Срок строительства водовода в соответствии с инвестиционной программой - декабрь 2019 года.

В целях электроснабжения территории ЖК «Северные ворота» в августе 2016 года получены технические условия на проектирование электрических сетей, срок действия условий - 4 года. 22.11.2016г. с энергоснабжающей организацией - ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор № 3317-юр на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям. Из материалов дела следует, что в рамках исполнения договора установлена блочная КТП, проложена подземная кабельная линия для подключения КТП, подано напряжение на КТПА, установлены по двум центральным проездам от КТП бетонные опоры, по которым протянуты линии электропередач.

В целях газификации земельных участков, 28.12.2016 года между администрацией г.Дзержинска и ПАО «Газпром Газораспределение Нижний Новгород» заключен договор №О-1-0763ДО о подключении объекта газификации к распределительной сети с приложением технических условий подключения объекта сети газораспределения. Администрацией г. Дзержинска Нижегородской области организована работа по сбору предложений по проектированию сетей высокого, среднего и низкого газоснабжения. Получены предложения, на основании которых формируется концессионное соглашение, в рамках которого планируется проектирование и строительство сетей газоснабжения за счет средств инвестора с последующей компенсацией. Ориентировочный срок размещения концессионного соглашения - июнь 2018 года.

В сентябре 2017 года состоялся аукцион на определение подрядчика по выполнению подготовительных работ под организацию проездов и коридоров инженерных сетей на территории ЖК «Северные ворота» в г.Дзержинске, 04 октября 2017 года между Муниципальным Казенным Учреждением «Строитель» и ООО «Городская служба механизации» заключен муниципальный контракт на выполнение указанных работ на сумму 4 778 576, 64 руб., срок завершения работ - 31.12.2018 года.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, администрацией г. Дзержинска в отношении административного истца не было допущено незаконного бездействия, поскольку административным ответчиком совершались действия по подготовке, началу работ необходимых для обеспечения земельного участка выделенного под индивидуальное жилищное строительство административному истцу коммуникациями и дорожной сетью. Действия по обеспечению газоснабжения, электроснабжению, газификации продолжают совершаться и в настоящее время, денежные средства на выполнение указанных работ предусмотрены в бюджете на текущий финансовый год. Принимая во внимание, что бездействие это полное отсутствие каких-либо действий, и учитывая принятие административным истцом комплекса мер по обеспечению земельного участка истца необходимыми коммуникациями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Дидковским Н.В. требований.

Доводы жалобы о том, что администрация г.Дзержинска должна была незамедлительно создать транспортную и инженерную инфраструктуру, предусмотренную проектом планировки и межевания территории под ИЖС ЖК «Северные ворота», не могут быть признаны обоснованными. Вышеуказанные нормы федерального и регионального законодательства обеспечивают предоставление многодетным семьям бесплатно в собственность для ИЖС земельных участков, которые должны иметь инженерную инфраструктуру либо техническую возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом возможность подключения к сетям определяется в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств и положений градостроительного законодательства, требований СНиП, правовых актов регламентирующих вопросы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения.

Тот факт, что до настоящего времени обеспечение инженерной инфраструктурой земельного участка административного истца не завершено, не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика. Кроме этого, судом первой инстанции учтено, что затягивание сроков по строительству инженерной и дорожной инфраструктуры в частности было вызвано несвоевременным выполнением работ в рамках договора купли-продажи лесных насаждений по очистке земельного массива, выделенного многодетным семьям для ИЖС и находящегося в зоне лесных насаждений, от порубочных остатков.

За нарушение условий контракта администрация города Дзержинска составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в отношении исполнителя работ - Шестакова С.Е. Постановлением Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 09.02.2018г. Шестаков С.Е. привлечен к административной ответственности с наложением штрафа в размере 800 руб. 07.02.2018г. между администрацией г. Дзержинска Нижегородской области и Ахапкиным М.Ю. заключен новый договор купли-продажи лесных насаждений № 364.

Ссылка в жалобе на нарушение судом первой инстанции процессуального срока рассмотрения дела, а также на неправомерное привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента экономики, промышленности и строительства администрации г. Дзержинска не влияет на законность принятого судом решения и не может служить поводом к его отмене.

Иные доводы жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены (изменения) решения суда в апелляционном порядке.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права, применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 04 апреля 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Дидковского Н.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий -

Судьи: