НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 25.05.2021 № 2-50/2021

Судья Зимина Е.Е. Дело№33-5801/2021

Бутурлинский районный суд Нижегородской области

УИД: 52RS0022-01-2021-000003-32

№2-50/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 25 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.В.

судей Карпова Д.В., Кулаевой Е.В.

при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

апелляционной жалобой Михеева А.А.

на решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 10 марта 2021 года

по гражданскому делу по иску Михеева Александра Александровича к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Бутурлинского района» о восстановлении выплаты компенсационных льгот по ЖКХ и возмещению льгот,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Михеев А.А. обратился в суд с иском к ГКУ НО «УСЗН Бутурлинского района», в котором с учетом изменения заявленных требований просил признать незаконным решение о приостановлении Михееву А.А. выплаты денежной компенсации по оплате за жилое помещение; восстановить Михееву А.А. выплату компенсационных льгот по оплате ЖКХ с 2017 г.; обязать ГКУ НО «УСЗН Бутурлинского района» возместить Михееву А.А. льготы по оплате ЖКХ с 2017 г. по день вынесения решения судом.

Иск обоснован тем, что является пенсионером военной службы с выслугой 36 лет и до 2017 года получал денежную компенсацию в размере 50% платы, установленных нормативов потребления коммунальных услуг по федеральным законам: № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …»; Федеральный закон № 5 «О ветеранах»; Указом Президента РФ № 501 от 19.05.1993 г.; Правительственными постановлениями № 710 и 941. В январе 2017 г. управление социальной защиты населения Бутурлинского района лишили его льгот по оплате за ЖКХ, ссылаясь на Закон Нижегородской области от 29.11.2004 № 133-З ст. 16 и 16.1 «О мерах социальной поддержки ветеранов». По этому закону ежемесячная денежная компенсация приостанавливается ветеранам труда Нижегородской области, доходы которых могут превысить величину среднедушевого дохода в Нижегородской области, в том числе, военным пенсионерам.

Решением Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 10 марта 2021 года в иске отказано.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Доказательствами по делу подтверждается, что Михеев А.А. родился 22.03.1948, проживает и зарегистрирован по месту жительства по адресу: [адрес], является пенсионером по выслуге лет и ветераном военной службы.

До 01.01.2017 Михеев А.А. являлся получателем мер социальной поддержки и получал ежемесячную денежную компенсацию платы за предоставляемые коммунальные услуги (протокол от 25.12.2008 о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате ЖКУ, назначена с 01.01.2009).

Решением ГКУ НО «УСЗН Бутурлинского района» выплата мер социальной поддержки Михееву А.А. была приостановлена с 01.01.2017 на основании закона от 15.12.2016 № 169-З (протокол № 38 от 26.12.2016), с учетом превышения среднемесячного дохода для получения компенсации – 20 000 руб.

При обращении Михеева А.А. в орган социальной защиты населения ему разъяснено право оформить заявление о возобновлении выплаты, но данным правом Михеев А.А. не воспользовался, осознавая, что размер его пенсии превышал размер среднемесячного дохода для получения компенсации.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь применимыми нормами материального права, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку Михеев А.А. 01.04.2017 не представил в ГКУ НО «УСЗН Бутурлинского района» заявления об уточнении сведений о размере его среднедушевого дохода, в связи с чем выплата денежной компенсации платы за коммунальные услуги была приостановлена с 01.01.2017. При этом суд верно исходил из того, что не получая выплату с января 2017 г. Михеев А.А. не мог не знать, что данная компенсация не выплачивается. Законодательством был предусмотрен переходный период и возможность подать соответствующее заявление и документы в срок до 01.04.2017, при этом выплата была бы назначена с 01.01.2017.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену постановленного судом решения по следующим причинам.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающее, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В статье 22 упомянутого Закона предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" определено, что лицами, приравненными к ветеранам труда, являются ветераны военной службы. Условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и приравненным к ним лицам определяются статьей 16 настоящего Закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 поименованного закона Нижегородской области установлено, что ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ветеранам труда, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов семей указанных лиц, находящихся на их иждивении и совместно с ними проживающих, и предоставляемые коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг, кроме взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за твердое топливо (при наличии печного отопления); ежеквартальная денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива в размере 380 рублей (при наличии печного отопления).

Законом Нижегородской области от 15.12.2016 № 169-З (вступившим в силу с 01.01.2017) введена ч. 1.1 ст. 16 указанного закона, согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются ветеранам труда, имеющим среднемесячный доход ниже 20000 рублей.

При этом среднемесячный доход, установленный частью 1 настоящей статьи, ежегодно увеличивается (индексируется) исходя из уровня инфляции в соответствии с коэффициентом индексации, установленным Правительством Нижегородской области.

С 1 января 2021 г. размер среднемесячного дохода проиндексирован до 24 662 рублей (Постановление Правительства Нижегородской области от 15.12.2020 N 1042 "Об установлении на 2021 год размера среднемесячного дохода, применяемого при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Нижегородской области").

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 N 281 было утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и мер социальной поддержки по оплате топлива.

Согласно п. 13.2 данного Порядка (в редакции от 02.03.2017) выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается с 1 января 2017 года лицам, указанным в статьях 16 и 16.1 Закона Нижегородской области

от 29 ноября 2004 года N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", из числа граждан, поименованных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, при превышении среднемесячного дохода над установленной величиной. Возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации указанным гражданам осуществляется:

- с 1 января 2017 года - для лиц, обратившихся в учреждения социальной защиты с заявлением об уточнении сведений с прилагаемыми к нему документами о доходах до 1 апреля 2017 года;

- с месяца обращения - для лиц, обратившихся в учреждения социальной защиты с заявлением об уточнении сведений с прилагаемыми к нему документами о доходах после 1 апреля 2017 года.

Довод истца о том, что федеральным законом за ним признано право на получение компенсационных льгот по оплате коммунальных услуг не может повлечь отмену постановленного решения суда. Так, Федеральным законом о ветеранах установлено, что меры социальной поддержки ветеранов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким законом субъекта Российской Федерации является закон Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов», которым в целях реализации принципа адресности социальной поддержки определено право на получение компенсационных льгот по оплате коммунальных платежей для ветеранов, чей среднемесячный доход составляет не более определенного размера – с 1 января 2021 г. это 24 662 рублей. Тогда как из объяснений истца в суде первой инстанции следует, что размер его пенсии превышает установленный указанным законом размер среднедушевого дохода. Кроме того, Положением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлен заявительный характер возобновления выплаты компенсации, что предоставляет истцу возможность при соблюдении вышеуказанного имущественного критерия нуждаемости обратиться за предоставлением рассматриваемой меры социальной поддержи.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в других субъектах Российской Федерации ветеранам военной службы предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг, неоснователен, поскольку в силу ст.72 Конституции РФ социальная защита населения отнесена к совместному ведению Федерации и субъектов, что предполагает наличие компетенции регионального законодателя по установлению условий предоставления мер социальной поддержки в части, не противоречащей федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи