НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 23.06.2020 № 2-285/19

Судья: Шатохина Н.В.

Дело № 2-285/2019

Дело № 33- 5334/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Фролова А.Л.,

судей: Крайневой Н.А., Цыгулева В.Т.,

при секретаре: Казаковой Д.С.,

с участием Мостюк Ж.А., представителя истца – адвоката Крохиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крайневой Н.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.о.г. Шахунья Нижегородской области

на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 13 ноября 2019 года

по иску Мостюк Жанны Александровны к администрации городского округа город Шахунья, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании бездействия незаконным, обязании провести ремонт,

У С Т А Н О В И Л А:

Мостюк Ж.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Шахунья, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании бездействия незаконным, обязании провести ремонт, мотивируя свои требования тем, что 17 февраля 2005 года скончался ее отец Одиноков Александр Евгеньевич, 24 июля 2014 года скончалась мать - Одинокова Наталья Владимировна. В связи со смертью обоих родителей она была отнесена к категории детей-сирот. 11.08.2014 года она была передана на попечительство Овсянниковой М.В. По достижении совершеннолетия с июня 2017 года проживает отдельно, в настоящее время - по месту жительства супруга с малолетним ребенком. Одиноков В.Д. 08.09.2014 года был передан под опеку Мальцевой Л.П. После смерти родителей она и ее несовершеннолетний брат - Одиноков Владислав Дмитриевич, 03.06.2009 г.р., вступили в права наследования на недвижимое имущество: квартиру, площадью 62.7 кв.м., расположенную по адресу: [адрес]. В данной квартире ей принадлежит 5/8 доли в праве собственности, жилой дом, общей площадью 19.6 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]. В данном доме ей принадлежит 1/3 доли в собственности.

По достижении 18 лет она осмотрела квартиру, дома на тот период времени уже не существовало. Проживание в квартире было невозможно, в связи с отсутствием полов, дверей, электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Она неоднократно обращалась в администрацию с просьбой о решении вопроса, но получала ответ об отсутствии денежных средств. 07 мая 2018 года она обратилась на прием к главе местного самоуправления г.о.г.Шахунья с официальным заявлением. 07.06.2018 года в ее адрес поступило письмо и.о. главы местного самоуправления гог.Шахунья Кузнецова С.А., из которого следует, что отделом архитектуры и капитального строительства был составлен локальный сметный расчет ремонт квартиры на сумму 310 028 руб. 48 коп. Обозначили, что данное жилое помещение будет включено в адресный перечень жилых помещений детей-сирот, к письму прилагалась ведомость объемов работ. Локальный сметный расчет предоставлен не был. К ее первоначальному обращению прилагался локальный сметный расчет №1 от 06.04.2018 года, составленный ООО ПСК «Фаэтон», в котором отражено реальное состояние квартиры и указана стоимость работ - 617682 руб. 80 коп. Данный расчет администрацией был проигнорирован. 20 февраля 2019 года ею получено уведомление о том, что в срок до 20 февраля 2019 года она должна предоставить в администрацию городского округа заявление о согласии на проведение ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу [адрес], за счет средств областного бюджета в 2020 году, на условиях, обозначенных в письме от 07.06.2018 года. Она не возражала против проведения ремонта в квартире за счет средств областного бюджета, но не согласна с объемом и стоимостью ремонта работ, обозначенных в ведомости. 02 марта 2019 года ею был получен ответ администрации с прилагаемым к нему локальным сметным расчетом, актом обследования и заключением о необходимости проведения ремонта. Обследование было проведено 14 мая 2018 года. Заключение о необходимости проведения работ было дано 15 мая 2018 года. Сметный расчет составлен 07.06.2018 года. Указанные документы она получила только в марте 2019 года. Она не согласна с актом обследования, так как в нем отражена недостоверная информации о состоянии жилого помещения. Квартира не пригодна для проживания, не отвечает санитарным требованиям, так как на протяжении многих лет не использовалась по своему назначению. Фактически ответчик предлагает выполнить косметический ремонт.

С учетом уточнений истец просила суд обязать администрацию городского округа города Шахунья Нижегородской области произвести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: [адрес], д.З. [адрес], в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, путем проведения работ, указанных в перечне работ, необходимых для выполнения капитального ремонта, который приведен в разделе «Оценка технического состояния строительных конструкций и их элементов в квартире» заключения эксперта №141 от 18.09-31.10.2019 года. С учетом заключения эксперта №141 от 18.09-31.10.2019 года определить сметную стоимость работ по выполнению капитального ремонта [адрес], в размере- не менее 983 660 рублей. Признать незаконным бездействие администрации городского округа города Шахунья Нижегородской области по не проведению капитального ремонта квартиры, расположенной по адресу: г.Шахунья, ул.Строителей, д.3. кв.2, в период с июня 2016 года по настоящее время. Признать незаконным бездействие администрации городского округа города Шахунья Нижегородской области по не рассмотрению заявления о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с невозможностью проживания в жилых помещениях, находящихся в общей долевой собственности с 25 февраля 2019 года по настоящее время. Признать незаконным бездействие ответчика по не осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, принадлежащих ей на праве общей долевой собственности.

Истец Мостюк Ж.А. в судебное заседание не явилась.

Представитель истца адвокат Крохина Е.А. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Куликова Н.Н. в судебном заседании иск не признала.

Представитель управления образования администрации г.о.г.Шахунья Орлова Е.В. в судебном заседании полагала исковые требования о проведении капитального ремонта в квартире подлежащими удовлетворению.

Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области, третьи лица в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 13 ноября 2019 года иск Мостюк Жанны Александровны к администрации г.о.г.Шахунья, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании бездействия незаконным, обязании провести ремонт удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области по не проведению ремонта квартиры, расположенной по адресу: [адрес], по не осуществлению контроля за сохранностью жилого помещения.

Обязать администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской [адрес] произвести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: [адрес] путем проведения работ, указанных в перечне работ, необходимых для выполнения капитального ремонта, который приведен в разделе «Оценка технического состояния строительных конструкций и их элементов в квартире заключения эксперта № 141 от 18.09-31.10.2019 г. Определить сметную стоимость работ не менее 983660 руб.

В удовлетворении исковых требований о признании бездействия администрации г.о.г.Шахунья по не рассмотрению заявления отказать.

Взыскать с администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ПрофЭксперт-НН» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 32000 руб.

В апелляционной жалобе администрации г.о.г. Шахунья поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного, заявитель указал на отсутствие бездействия со стороны администрации в рамках контроля за сохранностью жилого помещения и не проведения ремонта квартиры истца, выражает не согласие с заключением эксперта о стоимости ремонта жилого помещения истца.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца – адвокат Крохина Е.А. просила оставить решение суда без изменения, указывая, что заявитель жалобы не оспаривает право истца на проведение ремонта жилого помещения, однако предоставил в министерство смету на проведение ремонта, не соответствующую действительности. Кроме того, указано, что законодателем стоимость проведения ремонта жилого помещения не ограничена размером субвенций.

В суде апелляционной инстанции истец Мостюк ЖА. и ее представитель адвокат Крохина Е.А. полагали решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность решения суда проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными обстоятельствами.

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает реализацию социальной функции государства как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на территории Нижегородской области установлены Законом Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", введенного в действие с 01 января 2005 года.

Названным законом в качестве меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено однократно проведение ремонта жилых помещений, собственниками которых они являются, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено. Ремонт производится с целью приведения жилого помещения в состояние, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 3 ст. 5).

В соответствии со статьей 8 названного закона, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, установленные настоящим Законом, финансируются из областного бюджета в порядке, установленном Правительством Нижегородской области (ст. 8).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2011 N 464 утвержден Порядок расходования бюджетами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на проведение ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено, в целях обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета.

Указанный Порядок предусматривает учет жилых помещений детей-сирот в рамках переданных государственных полномочий осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены данные жилые помещения, подтверждение целевого назначения субвенций органам местного самоуправления адресным перечнем, формируемым на основании утвержденного перечня документов по каждому жилому помещению, включающего смету на проведение ремонта жилого помещения, определяющую стоимость ремонта жилого помещения, согласованную в установленном порядке и утвержденную главой органа местного самоуправления. В случае, если жилые помещения детей-сирот находятся в долевой собственности детей-сирот с иными лицами жилого помещения, то расчет затрат на ремонт данных жилых помещений осуществляется исходя из площади, соразмерной доле, принадлежащей детям-сиротам (п.п.3,4).

Согласно п.п. 1 п. 5 Порядка Министерство на основании адресных перечней, представленных органами местного самоуправления, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному финансовому году:

формирует сводный адресный перечень жилых помещений детей-сирот, требующих проведения ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено, в целях обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений за счет средств областного бюджета (далее - сводный адресный перечень), по форме, аналогичной форме адресного перечня;

обеспечивает расчет объема субвенции на проведение ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено, в целях обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений в соответствии с Методикой, установленной Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 г. N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".

Согласно приложению 2.1 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 г. N 116-З необходимый объем субвенции бюджету муниципального района (городского округа) (Hремi) на проведение ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, рассчитывается по следующей формуле Hремi = Si x N, где: Si - подлежащая ремонту в соответствующем финансовом году площадь жилых помещений, N - норматив стоимости ремонта 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, принадлежащего детям-сиротам и лицам из их числа, установленный в размере 5000 рублей.

Исходя из приведенных норм, проведение ремонта жилого помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа в качестве меры социальной поддержки осуществляется в соответствии со сметой в пределах субвенций, выделяемых муниципальному образованию в размере, согласно указанной формуле.

Указанная смета должна отражать действительную стоимость ремонта жилого помещения в целях восстановления жилого помещения и приведения его в состояние пригодное для использования по назначению. Иное противоречит содержанию цели предоставления указанной меры социальной поддержки.

Указанный выше норматив предусмотрен для определения лишь общего размера субвенций муниципальному образованию, и не устанавливает пределы стоимости ремонта конкретного жилого помещения.

Как установлено судом, Мостюк Жанна Александровна (доля в праве 5/8) и ее брат по матери Одиноков Владислав Дмитриевич, 03 июня 2009 года рождения, (доля в праве 3/8) являются собственниками жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: [адрес].

Мать Мостюк Ж.А. и Одинокова В.Д. – Одинокова Наталья Владимировна которая умерла 24.07.2014 г.

Отец Мостюк Ж.А. – Одиноков А.Е. умер 17.02.2005 г.

Сведения об отце Одинокова В.Д. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Постановлением администрации г.о.г.Шахунья от 11.08.2014 г. № 790 над несовершеннолетней Одиноковой Ж.А. установлено предварительное попечительство сроком на пять лет. Попечителем назначена Овсянникова М.В.

Постановлением администрации г.о.г.Шахунья от 08.09.2014 г. № 905 над несовершеннолетним Одиноковым В.Д. установлена опека. Опекуном по договору о приемной семье назначена Мальцева Л.П.

В мае 2018 г. Мостюк обратилась в администрацию г.о.г.Шахунья с устным обращением по поводу ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес].

По результатам обследования жилого помещения, проведенного 14.05.2018г., администрацией г.о.г.Шахунья дано заключение от 15.05.2018 г. [номер] о необходимости проведения ремонта жилого помещения, расположенного по адресу [адрес].

07.06.2018г. Мостюк Ж.А. уведомлена о составлении сметного расчета на ремонт данного жилого помещения, на сумму 310028 руб. 48 коп.

В заявлении от 25.02.2019 г. Мостюк Ж.А. выразила администрации г.о.г. Шахунья не согласие с объемом и стоимостью ремонтных работ, обозначенных в ведомости.

Согласно ответу от 28.02.2019г. администрации г.о.г.Шахунья на обращение Мостюк Ж.А. ремонтные работы жилого помещения по адресу [адрес], будут произведены согласно локально-сметного расчета, подготовленного отделом архитектуры и капитального строительства г.о.г. Шахунья в соответствии с Методикой расчета объемов субвенций, утвержденной Законом Нижегородской области от 30.09.2008г № 116-З, исходя из норматива 5000 рублей на 1 кв.м. жилого помещения.

Согласно заключению эксперта № 141 от 31.10.2019г., выполненному ООО «ПрофЭксперт-НН» на основании определения суда, в квартире по адресу: [адрес] необходимо проведение капитального ремонта, в заключении приведена детальная расшифровка объемов работ, стоимость работ, сметная стоимость работ по выполнению капитального ремонта указанного жилого помещения составляет в ценах по состоянию на 3 квартал 2019 года 983 660 рублей.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применяя нормы, регулирующие правоотношение сторон, обоснованно пришел к выводу об обязании администрации г.о.г. Шахунья по проведению ремонта жилого помещения истца и ее брата Одинокова В.Д. в размере стоимости согласно заключению судебной экспертизы, поскольку в целях предоставления указанной меры социальной поддержки ответчиком неправильно определена стоимость ремонта спорного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Экспертиза, положенная судом первой инстанции в основу решения, проведена в соответствии с требованиями Закона РФ "О государственной судебно-экспертной деятельности", экспертом, имеющим, соответствующее образование в области для разрешения поставленных перед ними вопросов, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение аргументировано, выводы эксперта последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в определении суда вопросами. Правовых оснований для признания данного доказательства недопустимым не имеется. При этом ответчик не представил допустимых и объективных доказательств, свидетельствующих о порочности заключения судебной экспертизы. Между тем, само по себе несогласие с выводами заключения экспертизы не является достаточным основанием для признания его недопустимым доказательством.

Таким образом, оснований к отмене постановленного судом решения судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены решения суда, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи