НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 21.06.2016 № 33-7365/2016

Судья Лопатина И.В. Дело № 33- 7365/2016г.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 21 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего: Лазорина Б.П.

судей: Кузьмичева В.А., Ионовой А.Н.

при секретаре: ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лазорина Б.П.

дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Московского районного суда г.Н.Новгорода Нижегородской области от 08 февраля 2016 года

по делу по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании договора действующим,

УСТАНОВИЛА:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком был :аключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, полис серии ЕЕЕ (далее Договор) в отношении автомобиля <данные изъяты> Ответчик ДД.ММ.ГГГГ уведомил истца о досрочном прекращении Договора, ссылаясь на пункт 1.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Ответчик в уведомлении указал, что истцом при заключении Договора в качестве цели использования транспортного средства указано - личная, в то время как автомобиль используется в качестве такси. Истец является собственником указанного автомобиля. В момент заключения Договора истцом были представлены полные и достоверные сведения об автомобиле, в том числе цель его использования. Истцу также было сообщено о наличии имеющейся у истца лицензии. Действительно, истец является индивидуальным предпринимателем и имеет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области транспортным средством <данные изъяты> однако наличие лицензии на осуществлении деятельности не говорит о том, что автомобиль используется в качестве такси, а лишь предусматривает такую возможность. Ответчик не имел права в одностороннем порядке прекратить Договор. Истец просит суд Договор обязательного страхования

гражданской ответственности владельцев транспортных средств, полис серии ЕЕЕ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и СПАО <данные изъяты> признать действующим с момента заключения.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца ФИО8 поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика <данные изъяты>ФИО9 иск не признал и пояснил, что транспортное средство, принадлежащее истице, состоит в реестре выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, о чем при заключении договор истица умолчала. Использование автомобиля, в связи с эксплуатацией которого застрахован риск ответственности, в качестве такси, существенно влияет на вероятность наступления страхового случая. Указанное обстоятельство специального оговорено в бланке-заявлении на заключение договора ОСАГО, где страхователь не указал на использование транспортного средства в качестве такси, что влияет на размер страховой премии. Таким образом, у них имелись основания для досрочного прекращения действия договора по п.1.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Решением суда постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <данные изъяты> о признании договора ОСАГО действующим отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, т.к. выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, истцом в момент заключения договора страхования были представлены достоверные сведения об автомобиле, в том числе цель его использования., наличие права истца на использование автомобиля в качестве такси не влияет на определение страхового риска, поскольку он может им пользоваться по своему выбору.

Прверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Понятие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дано в ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

Таким образом, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является видом страхования ответственности за причинение вреда - разновидностью имущественного страхования и относится к категории обязательного страхования, соответственно к данному виду договора применяются общие положения гл. 48 Гражданского кодекса РФ - страхование.

В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным относятся условия договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Этот же принцип закреплен в абзаце 2 пункта 1 статьи 944 Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенные значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с п.п. "а" п. 1.15 "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденных Банком России 19.09.2014 N 431-П) (ред. от 24.05.2015) страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях: выявление ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.

Согласно пункту 1.6 названных Правил и подпункту а пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования, форма которого установлена приложением 2 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В бланке данного заявления предусмотрена возможность представления страхователем иных сведений, влияющих на страховой риск.

Согласно п. 1.6 указанных Правил за полноту и достоверность сведений и документов, предоставляемых страховщику, ответственность несет страхователь.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 J1.K. и <данные изъяты> заключен Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, полис серии ЕЕЕ в отношении автомобиля <данные изъяты> на один год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В заявлении о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ в разделе "Цель использования транспортного средства" ФИО1 отмечено - "личная".

Согласно Реестру выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области, размещенному на сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области автомобиль марки <данные изъяты> принадлежащий истице, числится за , дата выдачи разрешения - ДД.ММ.ГГГГ Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусматривают основания и порядок досрочного прекращения действия договора обязательного страхования.

При этом в случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования при выявлении ложных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового случая, дата досрочного прекращения действия договора обязательного страхования определена датой получения страхователем письменного уведомления страховщика (п. 1.16 Правил).

<данные изъяты> направило ФИО1 JI.K. ДД.ММ.ГГГГ уведомление о досрочном прекращении Договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска. ФИО1 данное уведомление было получено, что не оспаривалось.

По мнению суда, использование автомобиля, в связи с эксплуатацией которого застрахован риск ответственности, в качестве такси, существенно влияет на вероятность наступления страхового случая.

Указанное обстоятельство специально оговорено в бланке- заявлении на заключение договора ОСАГО, где страхователь указал на использование транспортного средства для личных целей, при наличии графы об использовании его в качестве такси, что влияет и на размер страховой премии.

Так, в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской

ответственности владельцев транспортных средств", базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категории "В", "BE" для физических лиц установлена от 2440 руб. (минимальная ставка) до 2574 руб. (максимальная ставка).

В соответствии с п. 2.3 указанного приложения N 1, минимальная базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств, используемых в качестве такси составляет от 3654 руб. (минимальная ставка) 3854 руб. (максимальная ставка).

Учитывая, что при заключении Договора ОСАЕО истица ФИО1 представила страховщику неполные сведения о возможности использования транспортного средства в качестве такси, что существенно влияет на вероятность наступления страхового случая, у страховщика имелось законное право для применения такой меры гражданской ответственности как досрочное прекращение Договора. В связи с чем суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения требований истицы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не свидетельствует об использовании данного транспортного средства в качестве такси, нельзя признать обоснованными, т.к. судом выявлены неполные сведения, представленные страхователем при заключении договора обязательного страхования, что является основанием для прекращения договора.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского районного суда г.Н.Новгорода Нижегородской области от 08 февраля 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: