НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 14.09.2021 № 2-552/20

Судья Голуб В.Н. Дело № 2-552/2020 (1 инстанция)

№ 33-10545/2021 (2 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2021 года г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.

при секретаре Яшиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Леонтенковой Е.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное)

на решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2020 года

по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы и назначение страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 21.02.2020г. она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии на основании п.18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12 2013г.

Решением Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) от 19 июня 2020г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначении пенсии по старости. Как было указано в ответе, ею документально подтверждены льготные периоды работы в размере 20 лет 8 месяцев 16 дней. Пенсионным фондом были исключены из специального трудового стажа следующие периоды работы:

-с 01.10.2003 г. по 18.07.2004 г. –диспетчер <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области;

-с 19.07.2004 г. по 31.12.2004 г. - диспетчер <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области;

-с 01.01.2005 г. по 31.12.2008 г.- диспетчер <данные изъяты> по охране <данные изъяты> района ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Данные периоды исключены из специального трудового стажа в связи с тем, что действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено. Так как в указанные периоды заработная плата ей выплачивалась за счет средств областного бюджета. С данным отказом она не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее конституционное право на социальное обеспечение по возрасту. Структурная и функциональная принадлежность <данные изъяты> всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, характер работы не менялся. В ее трудовой книжке отсутствуют сведения об увольнении и переводе в другое юридическое лицо в оспариваемый период. Таким образом, функциональные обязанности истца не зависели от источника финансирования организации-работодателя.

На основании изложенного, истец ФИО1 просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) № 24 от 19 июня 2020 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды работы:

с 01.10.2003 г. по 18.07.2004 г. –диспетчер <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области;

с 19.07.2004 г. по 31.12.2004 г. - диспетчер <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области;

с 01.01.2005 г. по 31.12.2008 г.- диспетчер <данные изъяты> по охране <данные изъяты> района ГУ МЧС России по Нижегородской области.

В судебное заседание суда первой инстанции истец ФИО1, представитель ответчика Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное), представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Нижегородской области, не явились.

Решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2020 года постановлено иск ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) включить ФИО1, [дата] года рождения, в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы с 01.10.2003 г. по 31.12.2004 г. и с 02.04.2007 г. по 31.12.2008 г.

В остальной части исковых требований - отказать.

В апелляционной жалобе ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы с 01.10.2003 г. по 31.12.2004 г. отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение в стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.

В суд апелляционной инстанции истец, ответчик, представитель ГУ МЧС России по Нижегородской области не явились.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке и заблаговременно.

В соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.ч.1,2 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в обжалуемой части.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2,3).

Обжалуемое решение не отвечает приведенным требованиям, суд первой инстанции допустил нарушение норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ различает два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе, стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу положений вышеуказанного Федерального закона подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из материалов дела, в частности, трудовой книжки ФИО1 (Ю.) О.Н. (л.д.15-18), истец 17 января 1994 года принята в <данные изъяты> на должность диспетчера в порядке перевода из ЦРБ, 14 ноября 1994 года переведена на должность диспетчера в <данные изъяты><данные изъяты>, 31 декабря 2008 года уволена в порядке перевода в 145 пожарную часть федеральной противопожарной службы по охране с.<данные изъяты> и <данные изъяты> района ГУ «<данные изъяты>» ГУ МЧС России по Нижегородской области.

21 февраля 2020 года ФИО1, [дата] года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» (л.д.38-42).

Решением Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) от 19 июня 2020 года № 24 (л.д.10-11) ФИО1 в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Специальный стаж истца определен ответчиком как 20 лет 8 месяцев 16 дней.

Не включены в специальный стаж истца следующие периоды:

-с 01.10.2003 по 18.07.2004 - диспетчер <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Главного управления по делам ГО И ЧС Нижегородской области;

-с 19.07.2004 по 31.12.2004 - диспетчер <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Управление по делам ГО и ЧС <данные изъяты> района ГУ по делам ГО и ЧС <данные изъяты> области;

-с 01.01.2005 по 31.12:2008 - диспетчер <данные изъяты> по охране <данные изъяты> района ГУ МЧС по Нижегородской области.

Данные периоды исключены из специального стажа в связи с тем, что действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено. Заработная плата ФИО1 за период с 01.10.2003 по 31.12.2008 года, выплачивалась за счет средств областного бюджета <данные изъяты> области (ответ ФГКУ «<данные изъяты>» на запрос №1273-1-32 от 16.11.2019 на запрос Клиентской службы (на правах отдела) в <данные изъяты> районе <данные изъяты> области от 19.09.2019).

Истец, заявляя о необходимости включения спорного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ссылается на то, что структурная и функциональная принадлежность <данные изъяты> всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, характер работы не менялся, в трудовой книжке отсутствуют сведения об увольнении и переводе в другое юридическое лицо в оспариваемый период, функциональные обязанности истца не зависели от источника финансирования организации-работодателя.

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периода работы с 01.01.2005 года по 01.04.2007 года, суд первой инстанции, установив, что Главное Управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 01 января 2005 года преобразовано в Главное Управление МЧС России по Нижегородской области и стало территориальным органом федерального органа исполнительной власти – МЧС России, <данные изъяты> пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране с.<данные изъяты> и <данные изъяты> района, в которой работала истец, с 01.01.2005 года была передана в подчинение Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области, то есть вошла в состав противопожарной службы <данные изъяты> области и являлась обособленными подразделениями Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области, руководствуясь п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации, каковым в оспариваемый период являлась ФИО1, таким право не обладают, указав, что отсутствие в трудовой книжке истца записи об увольнении из <данные изъяты> ГУ по ГО и ЧС <данные изъяты> района и принятии на должность диспетчера <данные изъяты> Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области не являются безусловными основаниями для удовлетворения исковых требований истца.

Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периода работы с 02.04.2007 г. по 31.12.2008 г., суд первой инстанции исходил из того, что Правительством <данные изъяты> области было создано юридическое лицо - Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области, через которое на протяжении 2005-2008 годов Правительство <данные изъяты> области осуществляло финансирование пожарных частей Главного управления МЧС России по Нижегородской области, однако, структурная и функциональная принадлежность <данные изъяты> по охране с. <данные изъяты> всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

Установив, что на момент обращения истца в пенсионный орган, а именно, на 21 февраля 2020 года, ее специальный стаж составлял 23 года 07 месяцев 15 дней (с учетом включенных судом периодов), у истца не имелось специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, суд отказал в удовлетворении требования истца о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) № 24 от 19 июня 2020 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Судебное постановление в указанной части не обжалуется, поскольку апелляционная жалоба заявителя мотивированных доводов, указывающих не несогласие с решением в данной части, не содержит, оснований для рассмотрения дела с выходом за пределы доводов апелляционной жалобы и проверки законности решения судебной коллегией не установлено (ч.2 ст.327.1 ГПК РФ).

Истцом решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2020 года не обжалуется.

Разрешая спор в части включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.10.2003 г. по 31.12.2004 г., суд первой инстанции, принимая во внимание Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», положения Федерального закона от 22 августа 2004 года о внесении в вышеуказанный Федеральный закон изменений, вступивших в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, придя к выводу, что вопрос об отнесении подразделения к федеральной противопожарной службе или противопожарной службе субъекта РФ может рассматриваться только в отношении периода времени после вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, то есть, после 01.01.2005 года, в связи с чем, учтя, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица работодатель кодирует работу ФИО1 в спорные периоды как работу, дающую право на досрочную страховую пенсию по старости, пришел к выводу, что период работы истца с 01.10.2003 года по 31.12.2004 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 30 указанного федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 06.08.2004 года N 372 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации. Утвержден Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (место нахождения - [адрес]), в настоящее время Главное управление МЧС России по Нижегородской области.

Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.

Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.

Так, в силу ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. п. «л» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 г. №437.

Согласно Списку от 18.06.2002 г. №437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются диспетчеры пожарной связи (старшие) центрального пункта пожарной связи, отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 г. №437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ (ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. №868 (п. 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. №385 (п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе с полным рабочим днем № 18 от 21.02.2020 года, выданной Главным управлением МЧС России по Нижегородской области (л.д.43-45), ФИО1 работала в ФИО2 <данные изъяты> в производствах и должностях, предусмотренных статьей 30 часть 1 пункт 18 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года для назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах:

-в должности диспетчера <данные изъяты><данные изъяты> с 14.01.1994 г. Приказ № 3 от 18.01.1994 года по 13. 11.1994 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты><данные изъяты> с 14.11.1994 г. Приказ УГПС № 344 oт 14.11.1994 года по 31.12.2001 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> по охране с. <данные изъяты> Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий с 01.01.2002 г. Указ Президента РФ от 09.11.2001 года № 1309 по 30.09.2003 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> по охране с.<данные изъяты> Главного управления по делам ГО и ЧС <данные изъяты> области с 01.10.2003 г. Директива Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.09.2003 года №31-23-21 по 18.07.2004 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> по охране с. <данные изъяты> Управление по делам ГО и ЧС <данные изъяты> района ГУ по делам ГО и ЧС <данные изъяты> области с 19.07.2004 г. Приказ ГУ ГО ЧС от 19.07.2004 г. № 372 по 31.12.2004г.

-в должности диспетчера <данные изъяты> по охране <данные изъяты> района ГУ МЧС России по Нижегородской области с 01.01.2005 г. Приказ ГУ ГО ЧС от 17.12.2004г. №657 по 31.12.2008 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> федеральной противопожарной службы по охране с. <данные изъяты> и <данные изъяты> района Государственного учреждения «<данные изъяты>» ГУ МЧС России по Нижегородской области с 01.01.2009 г. Приказ № 271-ЛС от 30.12.2008 г. по 31.12.2009 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> ФПС по охране <данные изъяты> района Государственного учреждения «<данные изъяты>» с 01.01.2010 года Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области от 16.11.2009 года № 622 по 31.03.2011 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> ФПС по охране с. <данные изъяты> и <данные изъяты> района 10 отряда ФПС Государственного учреждения «<данные изъяты>» с 01.04.2011 года Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области № 42 от 31.01.2011 года по 31.12.2011 года;

-в должности диспетчера <данные изъяты> ФПС по охране с. <данные изъяты> и <данные изъяты> района федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» с 01.01.2012 года Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области № 780 от 28.12.2011 года по 31.03.2016 года;

-в должности диспетчера пожарной связи <данные изъяты> ФПС по охране <данные изъяты> района <данные изъяты> области федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» с 01.04.2016 года Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области № 183 от 28.03.2016 года, Приказ ФГКУ «<данные изъяты>» № 58-К от 01.04.2016 года по 31.12.2019 года;

-в должности диспетчера пожарной связи <данные изъяты><данные изъяты> пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области с 01.01.2020 года Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области № 179-К от 30.12.2019 г. и по настоящее время.

Согласно трудовой книжке ФИО1 (л.д.16-17), на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба МВД РФ 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.09.2003г. №31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России по <данные изъяты> области с 01.10.2003г. реорганизовано в Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <данные изъяты> области.

19.07.2004 г. <данные изъяты> по охране с. <данные изъяты> передано в подчинение управления по делам ГО и ЧС <данные изъяты> района главного управления по делам ГО и ЧС <данные изъяты> области.

Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 г. N 372 (вступил в силу 05.09.2004г.) утвержден перечень территориальных органов Министерства, в котором указано Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

На основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 г. № 487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <данные изъяты> области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <данные изъяты> области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области, были учреждены Правительством <данные изъяты> области.

Согласно Положению, утвержденному Правительством <данные изъяты> области от 26.09.2005 г. № 236, Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области был создан как орган исполнительной власти <данные изъяты> области, специально уполномоченным решать задачи по организационному, кадровому и материально - техническому обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий <данные изъяты> области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности граждан на водных объектах <данные изъяты> области.

Главное Управление по делам ГО и ЧС <данные изъяты> области с 01 января 2005 года было преобразовано в Главное Управление МЧС России по Нижегородской области и стало территориальным органом федерального органа исполнительной власти – МЧС России. В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в структуре Правительства <данные изъяты> области с 1 января 2005 года был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области, который являлся органом исполнительной власти субъекта РФ. Часть подразделений ГПС вошла в состав федеральной противопожарной службы и находилась в ведении Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Другая часть подразделений ГПС была передана в подчинение Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области.

С 01.04.2007 года подразделения Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области в связи с его ликвидацией были переведены в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.

Согласно штатному расписанию <данные изъяты>-пожарной части <данные изъяты> разряда по охране с. <данные изъяты>, утвержденному приказом начальника ГУ ГОЧС по <данные изъяты> области от 19 июля 2004 года (л.д.84), предусмотрена должность диспетчера, в качестве источника финансирования указан бюджет области.

Из положения о <данные изъяты><данные изъяты> Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по <данные изъяты> области за 2004 год (л.д.97-102) следует, что <данные изъяты><данные изъяты> является структурным подразделением ГУ ГО и ЧС <данные изъяты> области и создана для защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожара, <данные изъяты> района, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности (в дальнейшем именуемых - предприятия). Сокращенное наименование - <данные изъяты> ГУ ГОЧС <данные изъяты> области.

Штат подразделения утверждается приказом ГУ ГО и ЧС в соответствии с типовым штатом утвержденным Министерством по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

В своей деятельности <данные изъяты> руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности» и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МЧС России, ГУ ГО и ЧС, нормативно-правовыми актами администраций <данные изъяты> области и района (п.п.1.2-1.4).

Совокупность приведенных данных с достоверностью подтверждает факт работы истца в период 01.10.2003г. по 31.12.2004 г. в пожарной службе субъекта (Главного управления по делам ГО и ЧС <данные изъяты> области, Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности <данные изъяты> области), которая не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Суд первой инстанции, установив в обжалуемом решении, что с 01.10.2003г. <данные изъяты> входила в состав противопожарной службы субъекта РФ, исходил из того, что вопрос об отнесении подразделения к федеральной противопожарной службе или противопожарной службе субъекта РФ может рассматриваться только в отношении периода времени после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года, т.е. после 1 января 2005 года.

Однако, выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца периода работы в <данные изъяты> с 01.10.2003 г. до 01.01.2005г., поскольку в этот период служба субъекта входила в состав государственной пожарной службы, основаны на ошибочном толковании и применении закона.

По смыслу приведенных выше норм, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости влечет служба в определенных подразделениях государственной пожарной службы, к которым пожарная служба субъектов Российской Федерации не относится.

Список лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по основанию п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437, предусматривает должности работников лишь Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации (ранее Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 317 было утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, пунктом 1 которого предусматривалось создание и функционирование в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На территории <данные изъяты> области данные задачи выполняло Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <данные изъяты> области, учрежденное Правительством <данные изъяты> области, то есть орган субъекта.

Между тем, законодатель не связывает право на досрочное пенсионное обеспечение с выполнением отдельных задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д.46-56), ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 18 января 1998 года.

Спорный период работы истца с 01 октября 2003 года по 31 декабря 2004 года сдан работодателем без указания кода льготы работы (л.д.52).

Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, в свою очередь суд такими полномочиями не обладает. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011 г. №1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.02.2009 г. №552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

В силу положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Отменяя решение суда в части удовлетворения требований ФИО1 о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы с 01.10.2003 г. по 31.12.2004 г., судебная коллегия принимает новое решение об отказе ФИО1 в иске в данной части требований.

Поскольку решение суда ответчиком оспаривается только в части периодов работы с 01.10.2003 г. по 31.12.2004 г., то законность и обоснованность не обжалуемой части решения в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо. Оснований для проверки решения в полном объеме, с учетом характера спорных правоотношений, социальной направленности государства в отношении лиц, претендующих на назначение пенсии, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2020 года отменить в части возложения на Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) обязанности включить ФИО1, [дата] года рождения, в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы с 01.10.2003 г. по 31.12.2004 г.

В отмененной части принять новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 13 октября 2020 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи