Судья Толмачева С.С. Дело № 33-1566/2016
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько ЕВ, Захаровой С.В.,
при секретаре: Киселевой О.Р.,
с участием: истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 07 декабря 2016 года
по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько ЕВ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с названными требованиями, в обоснование которых указал, что проходит службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеет срок службы в календарном исчислении более 25 лет. Состав семьи три человека: он, супруга, сын <данные изъяты> г.
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ6 г. подан рапорт для решения вопроса для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения одного члена семьи более 15 квадратных метров, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Истец с данным отказом не согласился и обратился в настоящим исковым заявлением, в котором в соответствии со ст. 39 ГПК РФ просил суд:
- признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты;
- обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в отношении ФИО1;
- признать за ФИО1 право на постановку на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека (ФИО1, супруга – ФИО4, сын – ФИО5);
- обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области принять ФИО1 на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи три человека (ФИО1, супруга – ФИО4, сын – ФИО5), с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Советского районного суда г.Н.Новгорода от 07 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявителем жалобы указано, что комиссия не вправе требовать у истца и членов его семьи свидетельства о регистрации по месту пребывания. Отсутствие регистрации ФИО1 с семьей по месту пребывания не должно являться препятствием и ограничивать права истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья с учетом совместно проживающих с истцом членов его семьи. Согласно части 2 статьи 5 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ, а поскольку адреса фактического проживания и регистрации истца находятся в одном населенном пункте – р.п. Варнавино, то он освобожден от обязанности регистрироваться по месту проживания. Кроме этого, при подаче рапорта на получение социальной выплаты послужной список сотрудника был предоставлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить и исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 указанного Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Пунктом 6 ст.4 указанного федерального закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5,7 Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или представлены их оригиналы.На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. № 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ив случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Пунктом 16 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС, утвержденного приказом ФСИН России от 16.01.2014 г. 3 550, предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в книге учета заявления.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что комиссия принимает одно из следующих решений:
- о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
- об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
- о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, проходит службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеет срок службы в календарном исчислении более 25 лет. Состав семьи три человека: он, супруга, сын <данные изъяты> г.
ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г. подан рапорт для решения вопроса для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по основаниям:
- в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения одного члена семьи более <данные изъяты> квадратных метров;
- в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369.
Как установлено материалами дела, истцом нарушены подпункты «г» и «з» пункта 5 указанных правил, а именно: истец не предоставил в комиссию ГУФСИН России послужной список сотрудника, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст.ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно применив нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, определив обстоятельства, имеющие значение для дела, учитывая, что истец не представил в комиссию требуемые законом документы – копию послужного списка сотрудника, копию свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и членов его семьи оспариваемый, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о соответствии отказа комиссии ГУФСИН России (протокол ДД.ММ.ГГГГ. № № требованиям действующего законодательства и правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с данным вводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм права, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом обстоятельств имеющих значение для дела. Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными судебной коллегией не установлено.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что комиссия не вправе требовать у истца и членов его семьи свидетельства о регистрации по месту пребывания. Отсутствие регистрации ФИО1 с семьей по месту пребывания не должно являться препятствием и ограничивать права истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья с учетом совместно проживающих с истцом членов его семьи. Согласно части 2 статьи 5 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ, а поскольку адреса фактического проживания и регистрации истца находятся в одном населенном пункте – р.п. Варнавино, то он освобожден от обязанности регистрироваться по месту проживания.
Данный довод судебной коллегией признается ошибочным, так как при решении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уполномоченный орган ответчика руководствуется вышеуказанными Правилами, пунктом «з» которых установлена обязанность лица, обратившегося за такой выплатой, представить названные документы.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, при подаче рапорта на получение социальной выплаты послужной список сотрудника был предоставлен, правового значения не имеет, поскольку истцу было отказано по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным отказа комиссии ГУФСИН России в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложения на ГУФСИН России по Нижегородской области обязанности отменить решение комиссии.
Также обоснованно отклонены и исковые требования в части признания за истцом права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании ГУФСИН России по Нижегородской области принять ФИО1 на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Судебная коллегия отмечает, что в целом, доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: