НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 13.04.2022 № 2А-217/2021

Судья: Плеханов В.А. Дело№ 33а-3902/2022(2 инстанция)

(Дело №№2а-217/2021) (1 инстанция) УИД: 52RS0010-01-2020-002879-75

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Гущевой Н.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гущевой Н.В. административное дело по апелляционной жалобе Родионовой ФИО9 на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. по административному иску Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области к Родионовой ФИО10 о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафам, налогам и пени,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №5 по Нижегородской области (далее также – Инспекция) обратилась в Балахнинский городской суд Нижегородской области с двумя административными исками о взыскании с Родионовой ФИО11 недоимки по страховым взносам, транспортному налогу, штрафам и пени.

По указанным административным искам возбуждены производства по административным делам №2а-217/2021 и 2а-341/2021, которые определением суда объединены в одно производство с присвоением объеденному делу №2а-217/2021.

Свои требования Инспекция мотивировала тем, что Родионова ФИО13. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 23.06.2010 по 15.01.2019.

За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик Родионова ФИО14 ненадлежащим образом исполняла обязанность по уплате страховых взносов, в связи с чем, у нее образовалась задолженность.

Направленные требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени Родионовой ФИО15 не были исполнены; 09.08.2019 вынесен судебный приказ №2а-2442/2019 о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам и пени; по заявлению административного ответчика судебные приказ был отменен 11.06.2020.

Кроме того, Родионова ФИО16 согласно п.1 ст.346.12, главы 26.2 Налогового кодекса РФ являлась плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доход, выбрана упрощенная система налогообложения (далее – УСН). Административным ответчиком представлена в налоговый орган налоговая декларация позже установленного срока. Родионова ФИО17 была привлечена к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки в соответствии с п.1 ст.119 НК РФ (решения №№264, 265 от 29.01.2019). Штрафы перечислены в бюджет не были.

Также, Родионова ФИО18 являясь налогоплательщиком транспортного налога, не уплачивала транспортный налог.

Направленные требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, по транспортному налогу Родионовой ФИО19 не были исполнены; 23.03.2020 вынесен судебный приказ №2а-1131/2020 о взыскании с Родионовой ФИО20. недоимки по транспортному налогу, по страховым взносам и пени; по заявлению административного ответчика судебные приказ был отменен 30.06.2020.

Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. административное исковое заявление Инспекции удовлетворено частично.

С административного ответчика взысканы:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть с 31.05.2016 по 31.12.2016 в размере 908,88 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, за расчетный период 2018 год в размере 4463,98 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, то есть с 15.10.2018 по 20.01.2019 в размере 58,83 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за расчетный период 2018 год в размере 26545 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, то есть с 15.10.2018 по 20.01.2019 в размере 135,70 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за расчетный период с 01.01.2019 по 15.01.2019 в размере 1183,63 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному), за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период с 05.02.2019 по 04.07.2019 в размере 169,12 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за расчетный период с 01.01.2019 по 15.01.2019 в размере 277,58 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период с 31.01.2019 по 03.02.2019 в размере 37,87 руб.;

- штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере 2000 руб. по решениям №264 и №265 от 29.01.2019;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 29.06.2018 по 20.12.2018 в размере 122,63 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за период с 29.06.2018 по 20.12.2018 в размере 45,99 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 31.01.2019 по 03.02.2019 в размере 39,09 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за период с 26.02.2018 по 25.03.2018 в размере 35,08 руб.;

- государственная пошлина в размере 1280,70 руб.

В удовлетворении требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год и пени за неуплату в срок транспортного налога за период с 01.12.2015 по 04.07.2019 Инспекции отказано.

В апелляционной жалобе Родионова ФИО21 просит отменить решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафам, налогам и пени, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы Родионова ФИО22 указала, что неоднократно подавала заявления в налоговый орган о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, но ей отказывали на том основании, что не погашена недоимка по страховым взносам. Однако в перечень случаев отказа, предусмотренный п.1 ст.23 Федерального закона №129-ФЗ, такого основания нет.

Родионова ФИО23. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы административного ответчика, возражений административного истца на апелляционную жалобу, оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ, Кодекс) во взаимосвязи с положениями статьи 420 НК РФ, Родионова ФИО24. как индивидуальный предприниматель, являлась плательщиком страховых взносов.

Согласно ч.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса.

В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.

Пунктом 2 статьи 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, уплачиваемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, подлежащий уплате Родионовой ФИО25 за 2018 г. составил 26 545 руб., за 2019 г. - 29 354 руб.; размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, уплачиваемых в ФФОМС, за 2018 г. - 5 840 руб., за 2019 г. - 6 884 руб.

Согласно ч.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Из материалов дела следует, что в связи с неполной уплатой сумм страховых взносов, за Родионовой ФИО26 числится задолженность:

- за 2018 год (12 месяцев) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 4463,98 руб., пени за период с 15.10.2018 по 20.01.2019 в размере 58,83 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 26545 руб., пени за период с 15.10.2018 по 20.01.2019 в размере 135,70 руб.;

- за 2019 год (15 дней - с 01.01.2019 по 15.01.2019) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 277,58 руб., пени за период с 31.01.2019 по 03.02.2019 в размере 37,87 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1183,63 руб., пени за период с 05.02.2019 по 04.07.2019 в размере 169,12 руб.

Удовлетворяя требования Инспекции о взыскании с Родионовой ФИО27 сумм страховых взносов и пени, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик Родионова ФИО28. как индивидуальный предприниматель несла обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 164-О «По жалобе гражданки Кошловской ФИО29 на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей (пункт 4).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ; в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Федеральный закон №27-ФЗ) и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее – Федеральный закон №56-ФЗ). В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя определяется ст.ст. 8 и 9 указанного Закона (п.п. 7п.п. 7, 8 ст. 22.3).

Согласно ст.ст. 8, 9 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган путем направления почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направления в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ, у регистрирующего органа имеются основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, по существу, носит заявительный характер и может быть ограничено лишь при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ.

В соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.

Указанная норма имеет отсылочный характер, предусматривая необходимость выполнения соответствующих норм Федеральных законов №56-ФЗ и №27-ФЗ.

Так, в силу подпунктов 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи административным ответчиком заявлений о прекращении деятельности ИП), в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство;

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи административным ответчиком заявлений о прекращении деятельности ИП), страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона №56-ФЗ работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию формирует реестры застрахованных лиц. Указанные реестры формируются отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя. В реестре должны содержаться следующие сведения:

1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя);

2) номер платежного поручения и дата его исполнения;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;

4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;

5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию каждого застрахованного лица (сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица);

6) период уплаты.

Материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, Родионовой ФИО30 были представлены документы вх.[номер]А, вх.[номер]А и вх.[номер]А от 04.04.2017, 11.07.2018 и 29.12.2018 соответственно. По результату рассмотрения входящих документов вх.№9095А и вх.№19543А Единым регистрационным центром принято решение об отказе в государственной регистрации. По входящему документу от 29.12.2018 вх.[номер]А Единым регистрационным центром принято решение о государственной регистрации прекращения Родионовой ФИО31 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП 15.01.2019 внесена соответствующая запись с государственным регистрационным номером [номер] (л.д.100-101, 102-103 т.1).

Основанием к отказу в регистрации прекращения деятельности Родионовой ФИО32. в качестве индивидуального предпринимателя по заявлениям от 04.04.2017, 11.07.2018 послужили поступившие из территориального органа ПФР сведения о невыполнении Родионовой ФИО33. требований, установленных Федеральным законом №56-ФЗ и Федеральным законом №27-ФЗ.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия таких сведений.

Согласно представленным в материалах дела сведениям ПФР, у Родионовой ФИО34 имелась задолженность по уплате страховых взносов (л.д.112 т.1; л.д. 111-113 т.2).

Однако наличие задолженности по уплате страховых взносов как основание для отказа в государственной регистрации, в силу вышеприведенных норм, не предусмотрено.

В данном случае налоговым органом была дана расширительная трактовка положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ, что повлекло необоснованное взыскание с Родионовой ФИО35. сумм страховых взносов и пени за период, начавшийся по истечении 5 дней после подачи Родионовой ФИО36 (дата подачи 04.04.2017) заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, суммы недоимки и пени по страховым взносам за периоды с 2018 г., предъявлены к взысканию необоснованно.

Тот факт, что административным ответчиком не оспаривались решения об отказе в прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не свидетельствует о правомерности взыскания начисленной задолженности, иное означало бы формальный подход к рассмотрению дел, без учета конкретных индивидуальных обстоятельств.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в части взыскания сумм страховых взносов и пеней является обоснованным только в части взыскания суммы пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть с 31.05.2016 по 31.12.2016 в размере 908,88 руб.

В остальной части требований налоговому органу надлежало отказать.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания сумм штрафа по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере 2000 руб. по решениям №264 и №265 от 29.01.2019 в связи с нарушением сроков представления налоговых деклараций, а также об отсутствии оснований для взыскания задолженности по транспортному налогу судебной коллегией признаются правомерными.

Как следует из материалов дела в ходе камеральных налоговых проверок, проведенных в период с 24.10.2018 по 03.12.2018 в связи с представлением Родионовой ФИО37 налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016, 2017 гг., установлено, что Родионова ФИО38 представила декларацию за 2016 г. 24.10.2018, то есть позднее установленного срока (02.05.2017) на 17 полных и 1 неполный месяц, декларацию за 2017 г. - 24.10.2018, то есть позднее установленного срока (03.05.2018) на 5 полных и 1 неполный месяц.

По результатам проверок решениями налогового органа №264 и №265 от 29.01.2019 Родионова ФИО39. привлечена к налоговой ответственности на основании п.1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб. и 1000 руб., соответственно (т.1 л.д.203-205, 211-212, т.3 л.д.18-20; т.1 л.д.206-208, 213-214, т.3 л.д.21-23).

Указанные суммы штрафов Родионова ФИО40 не уплатила; был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика, в том числе, данных сумм штрафов; судебный приказ отменен по заявлению Родионовой ФИО41 налоговый орган обратился в суд за взысканием сумм штрафов в установленный законом срок, что подтверждается материалами дела.

Принимая решение об отказе Инспекции в удовлетворении требований о взыскании задолженности по транспортному налогу, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений п.7 ч.2 ст.358 НК РФ, в силу которых, не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Из смысла приведенных выше положений закона следует, что зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт угона (кражи) транспортного средства, не установлен ни в Налоговом кодексе, ни в иных нормативных актах. Поэтому к таким документам может относиться как справка об угоне (краже) транспортного средства, так и справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи его с угоном (кражей), которые выдаются правоохранительными органами. Также данная информация может содержаться во вступивших в силу судебных постановлениях, решениях, определениях. Основанием для прекращения взимания налога может стать и выданная уполномоченным органом справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) транспортного средства из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.

Таким образом, в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей) его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства предоставляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Как следует из представленных по запросу суда материалов уголовного дела [номер], 08.06.2021 отделом по расследованию преступлений на территории Московского района СУ Управления МВД России по г.Н.Новгороду возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст.158 УК РФ, по факту хищения автомобилей, принадлежащих Родионовой ФИО42

При этом из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что принадлежащие Родионовой ФИО43. транспортные средства, в том числе,

марки <данные изъяты>, гос.рег.знак [номер], марки <данные изъяты>, гос.рег.знак [номер], марки <данные изъяты> гос.рег.знак [номер], похищены не позднее июля 2014 года (т.2 л.д.77, 144).

По уголовному делу Родионова ФИО44 признана потерпевшей (т.2 л.д.78-79, 145-146).

До этого Родионова ФИО45. много раз на протяжении нескольких лет обращалась в правоохранительные органы с заявлениями о хищении транспортных средств, однако в возбуждении уголовного дела было неоднократно отказано.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии у Родионовой ФИО46 обязанности по уплате транспортного налога является правомерным.

Порядок взыскания налоговым органом сумм пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть с 31.05.2016 по 31.12.2016 в размере 908,88 руб., а также штрафа по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере 2000 руб. по решениям №264 и №265 от 29.01.2019, налоговым органом соблюден.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права в части взыскания задолженности по уплате страховых взносов (недоимка и пени) и взыскания государственной пошлины.

При этом судебная коллегия полагает возможным принять в отмененной части по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области к Родионовой ФИО47 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов (недоимка и пени) удовлетворить частично, и взыскать с Родионовой ФИО48 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть с 31.05.2016 по 31.12.2016 в размере 908,88 руб.

В остальной части заявленных требований Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области к ФИО49 о взыскании задолженности по страховым взносам (недоимка и пени) отказать.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Родионовой ФИО50 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. по настоящему делу в остальной части является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. по настоящему делу отменить в части взыскания с Родионовой ФИО51 задолженности по уплате страховых взносов (недоимка и пени) и взыскания государственной пошлины.

Принять в отмененной части по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области к Родионовой ФИО52 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов (недоимка и пени) удовлетворить частично.

Взыскать с Родионовой ФИО53, [дата] года рождения, уроженки дер. Н-Покровское Кстовского района Горьковской области, зарегистрированной по адресу: ФИО2[адрес], проживающей по адресу: ФИО2[адрес]Б, [адрес], в доход бюджета пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до [дата], то есть с [дата] по [дата] в размере 908,88 руб. на счет [номер], БИК 042202001, Волго-Вятское ГУ Банка России, УФК по Нижегородской области (Межрайонная ИФНС России №5 по Нижегородской области, ИНН 5248015587), КБК 18[номер], ОКТМО 22605101.

В остальной части заявленных требований Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области к ФИО54 о взыскании задолженности по страховым взносам (недоимка и пени) отказать.

Взыскать с Родионовой ФИО55, [дата] года рождения, уроженки дер. Н-[адрес], зарегистрированной по адресу: ФИО2[адрес], проживающей по адресу: ФИО2[адрес]Б, [адрес], государственную пошлину в сумме 400 руб. в федеральный бюджет.

Решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 18 ноября 2021 г. по настоящему делу в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Родионовой ФИО56.– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.

В окончательной форме апелляционное определение принято 22 апреля 2022 г.

Председательствующий

Судьи