Судья Красовская Ю.О. Дело №33-10521/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2019г. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Леонтенковой Е.А., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Яшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2019 г.
гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Выкса Нижегородской области (межрайонное), с учетом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ, о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по г.о.<адрес>, признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по г.о.<адрес>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства РФ посредством включения в льготный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя истории в сельской <данные изъяты> школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы № по совмещению с должностью учителя немецкого языка школы № на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательной работе в школе №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности социального педагога школы №<адрес> и учителя немецкого языка школы №<адрес>, возложении обязанности выполнить перерасчет назначения и выплаты льготной пенсии по старости с включением в льготный педагогический стаж периода <данные изъяты>, признании даты назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истица ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГг. ответчик в отношении неё принял решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Это решение нарушает её конституционное право на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет, в связи с чем, она вынуждена обратиться с иском в суд. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ становится возможным применение Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, соответственно работа в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней) в школе № и период работы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ школе № должна включаться в стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Так как с учетом п. 4 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 данный период засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, а на момент её обращения к ответчику ею было выработано не менее 2/3 стажа (что соответствует 16 годам и 8 месяцам) и было фактически выработано более 2/3 стажа, согласно трудовой книжки и уточняющим справкам - <данные изъяты>, за минусом нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик неправомерно не засчитал в спецстаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ), в должности «заместитель директора по воспитательной части» в школе №. К тому же она в данной должности 2 года работала учителем иностранного языка на 0,5 ставки. Период её работы согласно трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в качестве учителя немецкого языка на 1 ставку (18 часов) в школе № ответчик не рассмотрел в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ, хотя в трудовой книжке четко указан номер приказа № и дата принятия ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик также незаконно не засчитал период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в качестве учителя немецкого языка по совместительству с педнагрузкой 12 часов в неделю в школе №, так как, согласно записи в трудовой книжке истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, она была переведена учителем немецкого языка в школе № на 0,5 ставки (то есть с педнагрузкой 9 часов в неделю, так как ставка у педагогов составляет 18 часов в неделю), из чего следует, что в силу Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 происходит суммирование общего объема фактически выполняемой нагрузки в рассматриваемый период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в школе № часов в неделю ( 0, 5 ставки) и в школе № часов в неделю, что составляет в итоге - 21 час (при необходимом зачете по закону- 18 часов). Ответчик неправомерно не засчитал в спецстаж истцу её период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в качестве социального педагога на полную ставку в школе № и учителя немецкого языка за этот же период работы истца у этого же работодателя. Также ответчик не учел при этом, что истец являлся на данный период работы «учителем» по должности, с ДД.ММ.ГГГГ, имея при этом первую квалификационную категорию согласно записи в трудовой книжке истца. И таким образом, в качестве учителя истец была переведена на должность социального педагога с ДД.ММ.ГГГГ, и в этом качестве работает у данного работодателя по настоящее время и дополнительно ведет уроки немецкого языка по внутреннему совмещению, как учитель.
На этих же основаниях дополнительно по периоду работы истца в качестве заместителя директора по воспитательной части в школе № (<данные изъяты>), истец совмещал работу с руководством воспитательного процесса в школе №, работая учителем немецкого языка.
Ответчик не рассмотрел по существу период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ год согласно уточняющей справке в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, выданной <данные изъяты> школой, где ранее работал истец, что составляет <данные изъяты>, в силу того, что наряду с работой у данного работодателя в качестве старшего вожатого (на 0,5 ставки), истец являлся учителем истории: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год- в объеме педнагрузки 7 часов в неделю, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ год-в объеме педнагрузки 14 часов в неделю, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год- в объеме педнагрузки 12 часов в неделю в сельской школе. Таким образом, период работы истца в <данные изъяты> школе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты>, подлежит включению в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии.
По должности истца «социальный педагог», которую ответчик не внес в зачет спецстажа, дополнительно следует отметить, что данная должность согласно законодательству РФ засчитывается в спецстаж для льготной пенсии только в учреждениях дополнительного образования (Постановление Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г.), то есть фактически должность «социальный педагог» является педагогической.
Ответчик не усмотрел в справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором школы №ФИО2, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ наряду с работой в должности старшей вожатой, совмещала работу в должности «учителя» немецкого языка на 0,5 ставки.
Из доказательной базы, находящейся в материалах дела, образуется период работы в общем объеме <данные изъяты>, дающий право истцу на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400 (ред. от 29.12.2013 г.) «О страховых пенсиях» с момента возникновения права нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Ответчик иск не признал.
Представители третьих лиц МБОУ СШ № 3, МБОУ СШ № 6, МБОУ СШ № 8, МБОУ СШ № 12 в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом о рассмотрении дела, в материалах дела имеются заявления третьих лиц о рассмотрении дела в их отсутствии.
При проведении судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица МБОУ СШ № 8 г. Выкса пояснил, что у истца не имеется оснований для назначения досрочной пенсии
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2019 г. ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании недействительным решение № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по г.о.<адрес>, признании недействительным решение № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по г.о.<адрес>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства РФ посредством включения в льготный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии спорных периодов работы, возложении обязанности выполнить перерасчет, назначения и выплаты льготной трудовой пенсии по старости с включением в льготный педагогический стаж периода <данные изъяты>, признании даты назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ отказано.
В апелляционной жалобе истца ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что период работы в качестве пионервожатой должен быть включен в специальный стаж на основе действующего в спорный период времени законодательства, которое распространяет свое действие на весь период ее работы в указанной должности, наименование которой должно было быть приведено в соответствие работодателем, при этом судом не применены решения по аналогичным делам и апелляционное определение Нижегородского областного суда, указавшего на отсутствие вины работника при не указании работодателем кода льготы, а также судом не учтена ее работа в качестве учителя в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Период ее работы в качестве заместителя директора по воспитательной части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия кода льготы также не может быть исключен из специального стажа, поскольку данные сведения должен предоставлять работодатель, а ответчик контролировать указанную обязанность, что в данном случае не было сделано;
Отказ суда включить в специальный стаж истца период работы в должности социального педагога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был подкреплен правовой позицией, судом не учтены имеющиеся решения по аналогичным требованиям, отсутствие кода льготы за указанный период не может быть вменено в вину истцу, судом не учтено и не дано правовой позиции факту, что в указанный период истец по внутреннему совмещению работала учителем иностранного языка.
Требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя иностранного языка по совместительству не получили правовой оценки суда и по существу не были рассмотрены.
При отказе суда о включении в специальный стаж периода по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правовая позиция суда отсутствует, судом не учтены имеющиеся решения по аналогичным периодам, указание в решение ответчика на отсутствие оснований для включения в специальный стаж периода работы старшей вожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без указания отпуска по уходу за ребенком, является нарушением действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений. Истец дополнительно извещен телефонограммой и посредством смс-сообщения. В апелляционной жалобе содержится ходатайство истца о рассмотрении дела в её отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл.39 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, поскольку принято в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 19 п. 1 ст. 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
Подпунктом "м" п. 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как следует из содержания ст. 13 названного выше Федерального закона (ч. 8) при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 14 того же закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Во исполнение части 4 этой же статьи Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона N 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 указанного Закона работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ).
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу разъяснений данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Выкса Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Правительством РФ от 02 октября 2014 года № 1015, постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г., постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ было пересмотрено Решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, однако, истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О страховых пенсиях», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г., постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в виду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом ответчиком не были зачтены в специальный стаж периоды работы истицы, в частности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей вожатой в средней школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательной части в средней школе №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности социального педагога в средней общеобразовательной школе №<адрес>.
По данным ответчика специальный стаж ФИО1 составил <данные изъяты>.
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве социального педагога в средней образовательной школе №<адрес>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работа в указанной должности засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии только в учреждениях социального обслуживания, к каковым не относится средняя школа, в которой осуществлял в спорный период трудовую деятельность истец.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
Данная должность и учреждение поименованы в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 и от 29 октября 2002 г. N 781.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Такая норма была закреплена и в п. 3. Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, из содержания которой следует, что работа в качестве социального педагога засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела "Наименование учреждений Списка").
Должность "социальный педагог" в основной общеобразовательной школе не включена в раздел "Наименование должностей" Списка.
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение от 15.07.2010 N 1012-О-О.).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал правильный вывод о том, что обязательным условием зачета работы в должности социального педагога является осуществление педагогической деятельности в конкретных образовательных учреждениях.
В связи с чем, оснований для включения указанного периода работы истца в качестве социального педагога в основной общеобразовательной школе, не имеется.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что в спорный период ею выполнялась педагогическая нагрузка по совмещению по должности учителя немецкого языка за спорные периоды в количестве от 9 до 14 часов, в связи с чем, спорный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденными этим же Постановлением Правительства РФ, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с первого сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Совмещение работы учителя с нагрузкой от 9 до 14 часов в неделю ФИО1 в период занимаемой ею должности социального педагога в школе не является основанием для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку норму педагогической нагрузки, установленную за ставку заработной платы учителя, истец в указанный период не выполняла.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на возможность зачета спорного периода в специальный стаж педагогической нагрузки, выполняемой истцом в качестве учителя, без занятия штатной должности, без условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), противоречит требованиям п. 4 вышеназванных Правил.
Кроме того, часы работы в должности социального педагога в основной общеобразовательной школе не могут быть суммированы при подсчете педагогической нагрузки ФИО1 в спорный период, поскольку в соответствии с приведенным выше пенсионным законодательством возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности социального педагога в основной общеобразовательной школе не предусмотрена.
Таким образом, доводы истца о возможности включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости педагогическому работнику работы в должности социального педагога в общеобразовательной школе, основаны на неправильном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности судебного акта.
Требования истца о включении в специальный стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя немецкого языка в школе № были рассмотрены ответчиком и решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем и решение № от ДД.ММ.ГГГГ указанные периоды включены в специальный стаж истца, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о не рассмотрении судом первой инстанции указанного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о зачете в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательной части в средней школе № суд первой инстанции исходил из того, что должность заместителя директора по воспитательной части «Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 не предусмотрена. Кроме того, данная должность не предусмотрена и Списком № 1067 от 22.09.1999года, ни Списком № 463 от 06.09.1991 года. Должность заместителя директора, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом включена в Список № 781 от 29.10.2002г. в разделе 2 (учреждение дополнительного образования детей), однако на дату обращения истца в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ её специальный стаж, учтенный на ДД.ММ.ГГГГ не превышал 16 лет 7 месяцев, а сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается факт льготной работы ФИО1 за указанные периоды.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается невыполнение истцом в указанные периоды требуемой нормы педагогической нагрузки учителя немецкого языка, а ее работа в качестве заместителя директора по воспитательной работе не проходила в условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Наименование должностей "заместитель директора по учебно-воспитательной работе", "учитель", и наименование учреждений "общеобразовательное учреждение", "школа" входят в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Как следует из пп. "б" п. 8 Правил от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в стаж работы независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы, при условии ее выполнения при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 18.10.2012 г. N 1882-О, приведенный пункт устанавливает особенности исчисления специального стажа лиц, работавших в должностях заместителя директора (начальника, заведующего), связанных с руководством и организацией образовательного (воспитательного) процесса с учетом характера и содержания соответствующих должностных обязанностей. Согласно приведенному пункту в стаж работы включается работа в перечисленных должностях только при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени и независимо от ведения преподавательской работы.
Таким образом, из вышеприведенных положений Правил следует, что правоустанавливающим условием приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанных работников является выполнение работы по должности заместителя руководителя учреждения за должностной оклад. При этом ведение преподавательской работы либо ее отсутствие для заместителя руководителя не имеет правового значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в средней школе № в должности заместителя директора по воспитательной части, а также учителем немецкого языка на 1 ставку с ДД.ММ.ГГГГ, при этом ее педагогическая нагрузка составляла на ДД.ММ.ГГГГ года- 9 часов в неделю; на ДД.ММ.ГГГГ года -9 часов в неделю.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 следует, что спорный период показан работодателем без указания кода льготы.
Поскольку работу истца в должности заместителя директора по воспитательной части нельзя рассматривать как имевшую место в условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (т.е. за ставку заработной платы), оснований для включения указанных периодов в льготный стаж у суда первой инстанции не имелось.
Ссылку апелляционной жалобы истца на пункт 4 Правил от 29 октября 2002 года N 781, предусматривающий возможность суммирования нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), по основному и другим местам работы), и, по мнению истца, не содержащий какого-либо исключения суммирования нормы рабочего времени, судебная коллегия отклоняет как основанную на неправильном толковании норм материального права.
Правило о суммировании рабочего времени, установленное в п. 4 указанных Правил, не может применяться к должностям, поименованным подпунктом "б" пункта 8 Правил, в частности, к заместителю директора по учебно-воспитательной работе, поскольку законодатель предусматривает возможность суммировать (по основному и другим местам работы) только педагогическую или учебную нагрузку, установленную на ставку заработной платы педагогических работников, в то время как действующим законодательством не предусмотрена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в отношении заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Таким образом, суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по воспитательной части с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене либо изменению судебного решения.
Разрешая заявленные требования о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы № и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом не было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с чем, спорный период работы истца в качестве старшей пионерской вожатой средней школы № с ДД.ММ.ГГГГ. не подлежит включению в специальный (педагогический) стаж.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно представленной трудовой книжке истца, ДД.ММ.ГГГГ она была назначена на должность старшей пионервожатой средней школы №<адрес>, с которой была уволена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по переводу в <данные изъяты> школу №.
Согласно справке, выданной МБОУ СШ №<адрес>, в указанной должности истица работала с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пп. "в" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, - применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п. 4 Положения).
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном не включении периодов работы в качестве пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> школы № и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) г. в должности старшей вожатой в средней школе №, в соответствии со Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, не могут быть приняты во внимание, поскольку в спорный период вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с педагогической деятельностью, регулировались Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и принятым в соответствии с ним списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463.
В Список должность старшей пионервожатой не входила. При этом в пункте 3 названного постановления в первоначальной редакции был установлен переходный период для возможности зачета в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в должности пионервожатой - до 01.10.1993 года.
Кроме того, должность «старшая вожатая» не предусмотрена и Списком № 1066 от 22.09.1999 года, действующим в период с 1.11.1999г по 31.12.2001г., и Списком №781 от 29.10.2002г., действующим в период с 01.01.2002г по настоящее время. Таким образом, ни ранее действующими Списками, ни Списком, действующим в настоящее время, не предусматривалось право лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «старшей вожатой».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет для учителей, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, не может быть применен к данным правоотношениям, поскольку применяется только для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
При этом, довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал правовой оценки о работе ее в указанный период в должности учителя иностранного языка судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку, как следует из обжалуемого решения, судом установлено, что истец в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, то есть до 01.10.1993 года, не занимала должность учителя и не выполняла другую работу, указанную в п. 1 Положения, утвержденного Постановлением № 1397 от 17.12.1959г., с наличием которой законодатель связывал возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности пионервожатой и учебы в педагогическом учебном заведении, поскольку, согласно трудовой книжке, истец на должность учителя немецкого языка <данные изъяты> школы № принята только с ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица-истца вышеуказанные спорные периоды работы занесены без выслуги лет для досрочного назначения страховой пенсии, то есть, работодатель не подтверждает выслугу лет для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа во включении данных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вывод суда первой инстанции о том, что Управлением правомерно исключены из подсчета специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы <данные изъяты> школы № и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности старшей вожатой в средней школе № является верным и основанным на нормах действующего законодательства.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в данной части, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что стаж педагогической деятельности, требуемый для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, у истца отсутствует, следовательно, период работы истца в должности "старшей пионервожатой", а также период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, который предоставлялся истцу при работе ее в указанной должности, в специальный педагогический стаж истца включению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о наличии иной судебной практики разрешения аналогичных споров, являются несостоятельными и основанием к отмене решения суда не является, поскольку приведенное истцом судебное постановление не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, выводы, изложенные в решении, сделаны судом на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельствах по делу, при верном применении норм материального права; судебная коллегия с ними согласна.
Общее несогласие истца с решением фактически направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, не может являться основанием для отмены решения суда.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: