НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 10.09.2013 № 33-7461/2013

Судья Спирина И.В. Дело № 33-7461/2013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Нижний Новгород 10 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кузиной Т.А.

судей: Сокуровой Ю.А. и Корниловой О.В.

при секретаре: Голуб В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Н.Новгорода

по апелляционной жалобе Герасюк О.Е.

на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 13 мая 2013 года по иску Герасюк О.Е. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Н.Новгорода о признании незаконным действий, признание права на получение ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, взыскании задолженности

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда О.В. Корниловой, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Герасюк О.Е. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода о признании незаконным действий, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, взыскании задолженности за период с 01.01.2005 года по 30.11.2012 года.

Свои требования мотивирует следующим.

Она является вдовой сотрудника органа внутренних дел, милиционера 6-ой роты ППС УВД Горьковского облисполкома, погибшего <...> при исполнении обязанностей военной службы.

В силу ст.7 Закона СССР №313-1 от 01.08.89г., истица Герасюк О.Е., как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении обязанностей воинской службы, приравнена по своему правовому статусу и объему предоставляемых льгот к участнику ВОВ, данный закон является действующим и не отменен в установленном законом порядке.

ФЗ №5 от 16.01.1995г. «О ветеранах» данную правовую норму не отменял.

В соответствии с п.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах», независимо от нахождения на иждивения и получения любого вида пенсии и заработка, вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, не вступивших в повторный брак, имеют право на получение мер социальной поддержки.

В Законе СССР №13 от 01.08.89г. для предоставления льгот женам погибших сотрудников внутренних дел необходимо только одно условие, а именно факт смерти военнослужащего при исполнении служебных обязанностей.

До 01.01.2005г. льготы предоставлялись указанным категориям лиц в натуральном виде в объеме льгот для лиц, приравненных к участникам ВОВ. Условием реализации льгот являлось предоставление удостоверения на льготы, а детям справки установленного образца.

В силу постановления Совета Министров и ЦК КПСС №209 и №345, Герасюк О.Е. выдано удостоверение на льготы единого образца для членов семей (родителям и вдовам) погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, с отметкой ст.21 ФЗ 25 «О ветеранах».

С 01.01.2005г. ответчик был обязан назначить истцу ЕДВ, взамен предоставляемых льгот в натуральном виде до 01.01.2005г., но истцу отказали, объяснив, что данные льготы ей положены с 55 лет, при обращении к ответчику в 2012г. В предоставлении ЕДВ было отказано.

Истец полагает данный отказ незаконным, в связи с чем просит признать за Герасюк О.Е. право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 21 ФЗ №5 от 16.01.1995г. «О ветеранах», признать незаконными действия ГУ Управления Пенсионного фонда Советского района Г.Н.Новгорода по отказу в назначении Герасюк О.Е. ежемесячной денежной выплаты, установленной ст.23.1.ФЗ. «О ветеранах», обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Советского района назначить Герасюк О.Е. ежемесячную денежную выплату, как восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий, и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.05г., обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Советского района Г.Н.Новгорода выплатить Герасюк О.Е. задолженность по ЕДВ с 01.01.05 по 30.11.2012г. с индексацией с учетом роста потребительских цен

В процессе рассмотрения настоящего дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования, просит взыскать задолженность по ЕДВ, определив размер задолженности по выплатам за период с 01.01.2005г. по 31.03.2013г. в сумме 319023 руб.88 коп.

В судебное заседание истец Герасюк О.Е. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, ее представитель Демина М.В. (по доверенности) заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель УПФ РФ в Советском районе Г.Н.Новгорода Муралева Н.А (по доверенности) заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что в 2005г., получив документы на Герасюк О.Е. от учреждения социальной защиты, ими производились выплаты истцу в течение всего года.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Советского района Г.Н.Новгорода» в лице представителя Илларионовой Е.Н. (по доверенности) в судебном заседании пояснил, что Герасюк О.Е. получает льготы по оплате жилого помещения, в 2005г. документы относительно Герасюк О.Е. были переданы в пенсионный фонд.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 13 мая 2013 года постановлено:

Исковые требования Герасюк О.Е. удовлетворить частично.

Признать за Герасюк О.Е. право на получение ежемесячной денежной выплаты с 15 ноября 2012 года.

Обязать УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода назначить Гераюк О.Е. с 15.11.2012 года ежемесячную денежную выплату.

Взыскать с УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода в пользу Герасюк О.Е. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с 15 ноября 2012 года по 30 апреля 2013 года в размере 6970 руб. 15 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Герасюк О.Е. отказать.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы считает, что у Герасюк О.Е. отсутствует право на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с тем, что Федеральным законом № 122-ФЗ «О ветеранах» право на её получение предоставлено с 01 января 2005 года нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) военнослужащих, состоявшим на иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца, а на указанную дату Герасюк О.Е. являлась трудоспособной. Истица не относится к числу лиц, указанных в ст. 21 Федерального закона № 122-ФЗ «О ветеранах». Кроме того, она не представила удостоверение, подтверждающее, что её умерший супруг Герасюк А.П. являлся ветераном боевых действий.

В апелляционной жалобе Герасюк О.Е. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода в назначении ежемесячной денежной выплаты; о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны; о взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате с 01.01.2005 года по 31.03.2013 года.

Заявитель жалобы указывает, что юридическое значение для разрешения данного гражданско-правового деликта имеет установленный Законом СССР от 10.08.1989 г. правовой статус, не отмененный законодательством РФ, в соответствии с которым, она, как вдова погибшего сотрудника органов внутренних дел имеет право на льготы, предоставляемые участникам Великой Отечественной войны, а именно на ежемесячную денежную выплату с 01.01.2005 года.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам главы 39 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, Герасюк О.Е. является вдовой Г.А.П., погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел <...> года (л.д.9).

В соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1 на жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении других обязанностей военнослужащего, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

16 апреля 1994 года УВД Нижегородской области выдало истице удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д.10).

Установленные законом льготы, за исключение ЕДВ, были истице предоставлены, в том числе, по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 года, что признал представитель УПФ в судебном заседании суда первой инстанции (л.д.86).

Разрешая спор и обязывая ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода в установлении выплаты ЕДВ Герасюк О.Е., суд первой инстанции обоснованно исходил из требований действующих правовых норм и конституционного-правового смысла определений Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года и 18 октября 2012 года.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 г. N 313-1 на жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении других обязанностей военнослужащего, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О ветеранах» принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание, при этом при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, распространялись на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступившим в законную силу 1 января 2005 года) была осуществлена замена части льгот, предоставляемых в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являющихся получателями натуральных льгот.

В своих определениях Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично правовых обязательств. Государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий.

Конституционный Суд РФ в своем Определении N 331-О-П от 4 апреля 2007 года высказал свою правовую позицию в отношении единовременных выплат отдельным категориям граждан в РФ, указав, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах" и п. 19. ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ не допускают установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1 "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Согласно Письму ПФ РФ от 28.01.2008 N КА-28-25/718 "О порядке применения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 N 331-О-П" право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 года N 209 и утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года N 345, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, и справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года.

Герасюк О.Е. ранее было реализовано право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах", о чем свидетельствует копия удостоверения серия <...>от 16 апреля 1994 года (л.д.10), объяснения представителя истца и не оспаривается ответчиком. Указанные льготы были равнозначны льготам, предоставленным участникам Великой Отечественной войны.

Следовательно, право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, истица приобрела с 01 января 2005 года, поскольку ранее, с 16 апреля 1994 года, пользовалась соответствующими льготами, предоставленными Законом СССР от 01.08.1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 года.

Из конституционно-правового смысла определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года N 331-О-П следует, что женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, не предполагает выплату ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере ниже размера данной выплаты установленного для участников ВОВ.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличие у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере предусмотренном для участников ВОВ, основанном на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Однако, суд первой инстанции неправильно установил дату начала выплаты ЕДВ с 15 ноября 2012 года, посчитав, что оно возникло у истца со дня обращения с заявление в УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода 15.11.2012 года и неверно определил размер задолженности по ЕДВ.

Как следует из приведенных правовых норм, ответчик должен был вынести решение о назначении ЕДВ Герасюк О.Е. ЕДВ в беззаявительном порядке, поскольку у Герасюк О.Е. имелось право на получение льгот в объеме равном для участников Великой Отечественной войны, что установлено правоподтверждающими документами: удостоверением о праве на льготы, выданном 16 апреля 1994 года и заключением о гибели (смерти) её супруга, сотрудника милиции, Г.А.П., наступившей до 12 января 1995 года.

Из материалов дела не усматривается, что в выплатном (пенсионном) деле отсутствовали соответствующие правоподтверждающие документы, и что у ответчика имелись основания для не начисления ЕДВ в беззаявительном порядке.

В соответствии с ч.5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 27.09.2005) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации с 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячные денежные выплаты, установленные в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выплачиваются в следующих размерах: участникам Великой Отечественной войны - 1 050 рублей.

Сумма ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частями 6 и 7 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах», было установлено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (ч.6) Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч.7).

В соответствии с ч.6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 N 419 "Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 1 августа 2005 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2005 г. размера страховой части трудовой пенсии" в целях реализации статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году" и статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлено: 1. Утвердить коэффициенты индексации (увеличения) с 1 августа 2005 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии в размере 1,06.

С 01 января 2006 года размер ежемесячной денежной выплаты, в связи с внесением изменений в п.2 ч.4 ст. 23.1. ФЗ «О ветеранах» установлен в размере: 2) участникам Великой Отечественной войны - 1 500 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 165 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 г. размера страховой части трудовой пенсии" В целях реализации статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлено: 1. Утвердить: коэффициент индексации с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии в размере 1,085.

Постановление Правительства РФ от 27.03.2007 N 181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии" в целях реализации статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлено:1. Утвердить: коэффициент индексации с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии в размере 1,075.

Следовательно размер ЕДВ, подлежащий выплате, составлял:

С 01.01.2005 г.-1050 руб.

С 01.08.2005 г. 1113 руб. (1050х1,06)

С 01.01.2006 г. 1590 руб. (1500 х1,06)

С 01.04.2006 г. 1725,15 руб. (1590 х 1,085)

С 01.04.2007 г. 1854,54 руб. (1725,15 х1,075)

В статью 23.1. ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года были внесены изменения, вступившие в силу с 01.04.2008 года,которыми пункт 2 ч.4 ст. 23.1. изложен в следующей редакции 4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 2) участникам Великой Отечественной войны - 2 012 рублей.

Ст. 23.1. ФЗ от 12.01.1995 года в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ установлено, что пункт 4 статьи 23.1, в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года. В соответствии с п.2 ч. 4. ст. 23.1 Закона, ежемесячная денежная выплата была установлена в размере: 2) участникам Великой Отечественной войны - 2 049 рублей.

С 01.04.2009 года, размер ежемесячной денежной выплаты установлен в размере: участникам Великой Отечественной войны - 2 224 рублей; (Федеральный закон от 22.12.2008 года).

Ст. 4 Федерального закона от 28.04.2009 N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" пункт 2 ч.4 ст. 23.1Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" изложен в новой редакции, в соответствии с которой размер ежемесячной денежной выплаты установлен участникам Великой Отечественной войны в размере 2 316 рублей. Данная норма распространена на правоотношения, возникшие с 01.04.2009 года.

ФЗ от 24.07.2009 года ч.5 ст. 23.1. Закона «О ветеранах» изложена в новой редакции: 5. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

С 1 января 2010 года введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости стала состоять из страховой и накопительной частей (ранее трудовая пенсия по старости состояла из базовой, страховой и накопительной частей). С 1 января 2010 года базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный базовый размер.

Следовательно, индексация с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год (ч.6 ст. 23.1. Закона) применялась до 01 января 2010 года.

Уровень инфляции был установлен на 2010 год 10,0 процента (ФЗ от 02.12.2009 № 308 ФЗ), на 2011 год 6,5 (ФЗ от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ), на 2012 год 6,0 процентов (ФЗ от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ), на 2013 год-5,0 процента.

Соответственно размер ЕДВ, с учетом индексации составил:

С 01.04.2010 года 2547,60 руб. (2316 х1,10)

С 01.04.2011 года 2713,19 руб. (2547,60х1,06)

С 01.04.2013 г. 3034,16 руб. (2713,19х1,05).

Поскольку выплата ЕДВ в полагающемся истице размере не была произведена ответчиком, в связи с инфляцией произошло снижение покупательной способности указанных средств, истец вправе требовать индексации своевременно недополученных средств.

В данном случае механизм индексации ежемесячно недополучаемой части ЕДВ исходя из индексов роста потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики Российской Федерации, позволяет обеспечить более реальную защиту прав истицы в условиях инфляции. Такая индексация не противоречит положению ст. 318 ГК РФ, предусматривающей возможность индексации с учетом роста инфляции, поскольку целью индексации является нейтрализация негативных для получающего денежные выплаты гражданина последствий инфляции.

Размер индексации своевременно недополученной части ежемесячной денежной выплаты определяется судебной коллегией из сводных индексов потребительских цен по Нижегородской области за период с 2005 г. по март 2013 года, следующим образом.

С 01.01.2005 г. до 01.08.2005 года 1050 руб. х7 мес.= 7350 руб.

С 01.08.2005 г. до 01.06.2006 г. 1113 руб. х 5 мес.=5565 руб.

(7350 руб.+5565руб.=12915 руб.) х1,119х1,106х 1,161 х1,153х1,084х1,099х1,067х1,069 х1,017= 29568 руб.

С 01.01.2006 г. до 01.04 2006 г. 1590 руб. х3 мес.=4770 руб.

С01.04.2006 г. до 01.01.2007 г. 1725, 15 руб.х9 мес.=15526,35 руб.)

(4770 руб.+15526,35 руб.= 20296, 35 руб.)

20296,35 руб. х 1,106х 1,161 х1,153х1,084х1,099х1,067х1,069 х1,017=41526,43 руб.

С 01.01.2007 г. до 01.04.2007 г. 1725,15 руб.х3 мес.=5175,45 руб.

С 01.04.2007 г. до 01.01.2008 г. 1854,54 руб.х9 мес.=19690,86 руб.

5175,45 руб.+ 19690,86 руб.=21866,31 руб.

21866,31 руб.х1,161 х1,153х1,084х1,099х1,067х1,069 х1,017=40450, 80 руб.

С01.01.2008 г. до 01.04.2008 г. 1854,54 руб. х 3 мес.=5563,62 руб.

С 01.04.2008 г. до 01.07.2008 г. 2012 руб. х 3 мес.=6036 руб.

С 01.07.2008 г. до 01.01.2009 г. 2049 руб. х 6 мес.=12294 руб.

5563,62 руб.+ 6036 руб.+ 12294 руб.=23893,62 руб.

23893,62 руб. х1,153х1,084х1,099х1,067х1,069 х1,017=38071,61 руб.

С 01.01.2009 года до 01.04.2009 г. 2049 руб. х3 мес.=6147 руб.

С 01.04.2009 г. до 01.01.2010 г. 2316 руб. х9 мес.=20844 руб.

6147 руб.+ 20844 руб.=26911 руб.

26911 руб. х1,084х1,099х1,067х1,069 х1,017=37189,46 руб.

С 01.01.2010 г. до 01.04.2010 г. 2316 руб. х 4 мес. 6948 руб.

С 01.04.2010 г. до 01.01.2011 г. 2547, 60 руб. х 9 мес.=22928,40 руб.

6948 руб. + 22928,40 руб.=29876,40 руб.

29876,40 руб. х 1,099 х 1,067х1,069 х1,017=38088,07 руб.

С 01.01.2011 г. до 01.04.2011 г. 2547,60 руб.х3 мес.=7642,80руб.

С 01.04.2011 г. до 01.01.2012 г. 2713,19 руб.х9 мес.=24418,71 руб.

7642,80 руб.+24418,71 руб.=32061,51 руб.

32061,51 руб.х 1,067х1,069 х1,017=37191,78 руб.

С 01.01.2012 г. до 01.04.2012 г. 2713,19 руб.х3 мес.=8139,57 руб.

С 01.04.2012 г. до 01.01.2013 г. 2875,98 руб. х 9 мес.=25883,82 руб.

8139,57 руб.+25883,82 руб.=34023,39 руб.

34023,39 руб.х 1,069 х1,017=36989,31 руб.

С 01.01.2013 г. до 01.04.2013 г. 2875,98 руб. х 3 мес.=8627,94 руб.

8627,94 руб. х 1,017=8774,61 руб.

Всего сумма задолженности по ЕДВ составляет: <+++> =<...> руб. 06 коп.

Поскольку размер задолженности по ЕДВ взыскивается, исходя из заявленных исковых требований (л.д.67-71) по 31 марта 2013 года, следовательно, обязанность по выплате ЕДВ возлагается на ответчика с 01 апреля 2013 года.

Доводы апелляционной жалобы ответчика том, что УПФ обоснованно отказал в выплате истцу ЕДВ, не принимается судом апелляционной инстанции, так как свидетельствует об ошибочном толковании ответчиком законодательства о социальном обеспечении.

Так, согласно п. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Однако право на получение ЕДВ, возникшее у Герасюк О.Е., вытекает из ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" установившей, что на жен военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, в связи с чем не может быть обусловлено её право на получение ЕДВ нахождением на иждивении погибшего супруга и получением пенсии по случаю потери кормильца.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельны в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 13 мая 2013 года изменить в части даты признания за Герасюк О.Е. права на получение ежемесячной денежной выплаты, даты возложения обязанности на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Н.Новгорода по осуществлению ежемесячной денежной выплаты, размера и периода за который взыскана задолженность по ежемесячной денежной выплате, изложив решение в измененной части в следующей редакции:

Признать за Герасюк О.Е. право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2005 года.

Обязать УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода выплачивать ежемесячную денежную компенсацию начиная с 01 апреля 2013 года.

Взыскать с УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода в пользу Герасюк О.Е. задолженность по ежемесячной денежной выплате за период с 01 января 2005 года в размере по 31 марта 2013 года в размере <...> рублей 06 копеек.

В остальной части решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Н.Новгорода и апелляционную жалобу Герасюк О.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: