Судья Веселова Т.Ю. Дело № 2-1774/2019 (1 инстанция)
Дело № 33-11816\2019 (2 инстанция)
УИД 52RS0012-01-2019-001402-19
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 октября 2019 года г.Нижний Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Серова Д.В.,
при секретаре Яшиной А.А.,
с участием Вороновой М.С. и ее представителя Веретенниковой Е.А. в соответствии со ст.53 п.6 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российский Федерации по городскому округу <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по городскому округу <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 достигла возраста 50 лет. Поскольку она была занята на работах с осужденными в качестве рабочего и служащего учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения, не менее 10 лет, в связи с чем согласно п.17 ч.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», то приобрела право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста женщинам. Общий страховой стаж истца с 1987 года. Начиная с 1995 года, она работала в ФБУ ИК-11 ГУФСИН России в следующих должностях: с 1995 года в должности учетчика цеха; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности экономиста (за исключением административных отпусков и отпусков по уходу за ребенком); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела кадров и работы с личным составом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы центра трудовой адаптации осужденных; ДД.ММ.ГГГГ уволена из уголовно-исполнительной системы России по собственному желанию.
Истец указала, что из указанных периодов не подлежат включению в специальный стаж следующие периоды: нахождение в административных отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение в административном отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ РФ по городскому округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет 3 года 1 месяц 20 дней. Истец обратилась в Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> с заявлением о пересмотре решения, где также получила отказ со ссылкой на то, что периоды ее работы в ФБУ ИК-11 ГУФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж не представляется возможным, поскольку такая служба не является работой с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанные отказы истец считает незаконными. Она имеет общий страховой стаж с 1987 года, то есть более 20 лет. В ее спецстаж пенсионным фондом включены периоды работы в должности экономиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением административных отпусков и отпусков по уходу за ребенком), продолжительность стажа 3 года 1 месяц 20 дней.
В соответствии с представленной ФБУ ИК-11 ГУФСИН России справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе в полным рабочим днем, фактически ею отработано при 8 часовом рабочем дне: в 1996 году – 06 месяцев 20 дней, в 1997 году – 12 месяцев, в 1998 году – 11 месяцев 11 дней, в 1999 году – 00 месяцев 00 дней, в 2000 году – 00 месяцев 00 дней, в 2001 году – 06 месяцев 18 дней, в 2002 году – 01 месяц.
Согласно архивной справке ГУФСИН России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в послужном списке из архивного личного дела ФИО1 имеются следующие сведения о прохождении службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела кадров и работы с личным составом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы центра трудовой адаптации осужденных. Итого продолжительность периода 5 лет 1 месяцев 24 дня.
Истец полагает, что правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются должности: младших инспектор отдела охраны, инспектор отдела кадров и работы с личным составом, начальник отдела организации труда и заработной платы, начальник отдела организации труда и заработной платы центра трудовой адаптации осужденных. Указанные периоды работы, по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости.
До 2002 года в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, при назначении пенсии учитывался общий трудовой стаж, поэтому пенсионные права, сформировавшиеся до 2002 года, учитываются с учетом общего трудового стажа. Женщины, вышедшие на пенсию до ДД.ММ.ГГГГ и родившие детей, имеют право на перерасчет пенсии с учетом периодов по уходу за детьми. Начиная с 2015 года в страховой стаж, кроме периодов работы, включаются так называемые «нестраховые» периоды, к числу которых относится и отпуск по уходу одного из родителей за каждым ребенком до полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Истец полагает, что в ее специальный стаж подлежит включению период по беременности и родам и уходу за ребенком до 1,5 лет – 1 год 6 месяцев. Итого спецстаж истца составляет 10 лет 7 месяцев 14 дней.
На основании изложенного ФИО1 просила: включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела кадров и работы с личным составом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы центра трудовой адаптации осужденных; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (дата первоначального обращения); взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании первой инстанции истец ФИО1 и ее представитель по заявлению ФИО6 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 с иском не согласилась.
Решением Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российский Федерации по городскому округу <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, указывая в обоснование те же обстоятельства, на которые ссылалась в иске, полагая, что у нее имеется необходимый специальный стаж работы, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В суде апелляционной инстанции ФИО1 и ее представитель ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен в установленном законом порядке по почте, о чем имеется уведомление о вручении, об уважительности причин неявки не сообщил. При таких обстоятельствах в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе истца в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца и ее представителя, проверив материалов дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 СМ.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении 50-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. По расчету ответчика продолжительность стажа на соответствующих видах работы составляет 3 года 1 месяц 20 дней при требуемых 10 годах.
Так, ответчиком не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы (службы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела кадров и работы с личным составом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес>.
Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> на ее заявление о пересмотре стажа также ответило отказом.
Полагая свое право нарушенным, истица обратилась в суд с данным иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Данный вывод является правильным.
С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 17 пункта 1 статьи 27ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Подпунктом «к» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе инспекторы, старшие инспекторы, начальники отделов труда и заработной платы (пункт 2 Списка от ДД.ММ.ГГГГ№).
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (часть 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
В действующем до ДД.ММ.ГГГГ Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.
Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О).
Таким образом, положения части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе, приравненной к ней службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют, в частности, женщины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 работала экономистом в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> (ранее УЗ-62\11 УИН УВД <адрес>, переименованного в УЗ-62\11 УИН Минюста России по <адрес>, затем в УЗ-62\11 ГКИН Минюста РФ по <адрес>), откуда была уволена по ст.29 КЗоТ РФ в связи с поступлением на службу (л.д.23, 20, 21). Указанный период (за исключением времени нахождения в административных отпусках без сохранения заработной платы и в административных отпусках по уходу за ребенком) продолжительностью 3 года 1 месяц 20 дней включен ответчиком в специальный стаж согласно п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку подтвержден в установленном законом порядке соответствующими доказательствами.
Согласно архивной справке ГУФСИН России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в послужном списке из архивного личного дела ФИО1 имеются следующие сведения о прохождении службы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего инспектора отдела охраны; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела кадров и работы с личным составом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела организации труда и заработной платы центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес>. Уволена со службы по ст.58 п.1 п.п. «а» (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.18).
Из пояснений истца судом первой инстанции установлено, что в период службы ФИО1 присваивались специальные звания начиная с сержанта и заканчивая старшим лейтенантом при увольнении, то есть относилась к числу лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Трудовая книжка истицей при рассмотрении дела не представлена. Как следует из ее пояснений в суде апелляционной инстанции, данный документ ею утерян и в настоящее время дубликат не получен.
Таким образом, из представленных доказательств прямо следует, что в указанный период истица проходила службу в системе ФСИН России, а не осуществляла трудовую деятельность на условиях трудового договора, в связи с чем указанный период не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, поскольку это не предусмотрено нормами пенсионного законодательства.
По указанным основаниям довод апелляционной жалобы о необходимости включения указанного периода в страховой стаж подлежит отклонению как не основанный на законе и доказательствах по делу.
Также является несостоятельным довод жалобы о необходимости включения в специальный стаж работы времени нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет со ссылкой на положения п.3 п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как разъяснено в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Из материалов дела следует, что истица находилась в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в период работы на условиях трудового договора в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес>, следовательно, норма ст.11 ч.1 п.3 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, применению к спорным правоотношениям не подлежит, поскольку предусматривает включение в общий страховой стаж не страховых периодов. Спорный период к их числу не относится, так как истица осуществляла трудовую деятельность, в течение которой ей предоставлялся соответствующий административный отпуск, то есть данный период работы является страховым. В этой связи данный довод апелляционной жалобы как основанный на неправильном толковании нормы права подлежит отклонению.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными, нарушений пенсионных прав истца допущено не было, в связи с чем не установлено оснований и для компенсации морального вреда.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению тех же обстоятельств, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, однако, не содержат данных, свидетельствующих о неправильном установленном обстоятельства, имеющих значение для рассмотрения истца, нарушении в применении и толковании норм права либо несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, что предусмотрено ст.330 ГПК РФ в качестве оснований для отмены решения. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи