НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 07.04.2021 № 2А-2851/20

Судья: Водяницкая А.Х. Дело №33а-3216/2021

(дело № 2а-2851/2020)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 07 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Самарцевой В.В.,

судей: Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,

с участием представителей административного истца ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области ФИО1, ФИО2, представителей заинтересованного лица Автономной некоммерческой организации «Кстовская Академия Самбо» ФИО3, ФИО5, представителя заинтересованного лица ОАО «Международная олимпийская академия спорта» ФИО7, заинтересованного лица, представителя ФИО8 и Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская федерация самбо» ФИО9, заинтересованного лица ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе автономной некоммерческой организации «Кстовская академия самбо» на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области к Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» о ликвидации организации и исключении сведений из ЕГРЮЛ, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора),

установила:

административный истец ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо», в котором, с учетом измененных исковых требований, просило ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Всемирная Академия Самбо», назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо».

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Автономная некоммерческая организация «Всемирная Академия Самбо» зарегистрирована Межрайонной инспекцией МНС России № 6 по Нижегородской области, запись об Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.09.2004 за ОГРН [номер]. В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по Нижегородской области Организация зарегистрирована 23.10.2007, присвоен учетный [номер].

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 проводилась плановая документарная проверка Организации с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и устава Организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, которые носят неустранимый характер и, в соответствии со ст. 61 ГК РФ, влекут ее ликвидацию. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2020 года постановлено:

Исковые требования ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области удовлетворить частично.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Всемирная Академия Самбо».

Назначить ликвидатором Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» арбитражного управляющего ФИО10 – члена Ассоциации Арбитражных Управляющих «Гарантия».

Установить срок для завершения процедуры ликвидации и направления в Министерство юстиции РФ по Нижегородской области документов для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц – 6 месяцев.

В удовлетворении требований ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области к Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

В апелляционной жалобе Автономная некоммерческая организация «Кстовская академия самбо» просит решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2020 года изменить в части назначения ликвидатором Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» арбитражного управляющего ФИО10. Назначить ликвидатором Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» любого из 4-х кандидатов, сведения о которых представлены по запросу суда, методом случайного выбора.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители заинтересованного лица АНО «Кстовская академия самбо» ФИО3 и ФИО5 полностью поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда изменить в части назначения ликвидатором Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» арбитражного управляющего ФИО10 ФИО20.

Представители административного истца ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области ФИО1, ФИО2 не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Международная олимпийская академия спорта» ФИО7, заинтересованное лицо, представитель ФИО8 и Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Всероссийская федерация самбо» ФИО9, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заинтересованное лицо ФИО10, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав явившихся по делу лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав ФИО4 при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Из разъяснений, данных в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидации некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства; дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности.

Согласно ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; 6) в иных случаях, предусмотренных законом.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (п. 1.1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, и законодательству Российской Федерации (пункт 68 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25).

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявлению ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии со ст.123.25 ГК РФ управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Согласно п.1 ст.5 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту 4 п.4 ст.181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В соответствии со ст.27 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Под термином "возможности некоммерческой организации" в целях настоящей статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Автономная некоммерческая организация «Всемирная Академия Самбо» зарегистрирована Межрайонной инспекцией МНС России № 6 по Нижегородской области, запись об Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.09.2004 за [номер]

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц адрес (место нахождения) Организации: 607650, ФИО6[адрес].

Организация действует на основании устава, утвержденного решением Совета от 19.09.2012.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 устава основной целью Организации является общественно-полезная деятельность, направленная на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей по средствам разработок и осуществления программ по развитию самбо, решению различных социальных, культурных, здравоохранительных, воспитательных проблем, организации и участия в проведении мероприятий по развитию спорта, физической культуры, внедрение в сознание людей здорового образа жизни, высокой морали и нравственности, предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, культуры и иных сферах.

На основании распоряжения № 1600-р от 21.09.2017 года Главным управлением в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 проводилась плановая документарная проверка Организации с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и устава Организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки от 27.10.2017.

Так, пункт 1.9 статьи 1 устава содержит положения о том, что Организация вправе создавать свои филиалы и открывать представительства за рубежом, что противоречит пункту 1 статьи 5 Федерального закона РФ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства только на территории Российской Федерации;

Пункт 3.2 статьи 3, статья 7 устава, содержащие положения о внесении дополнений в устав Организации противоречат действующему законодательству, поскольку Закон № 7-ФЗ, а также Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает внесение дополнений в учредительные документы некоммерческой организации.

В ходе проведения проверки Организации установлено, что учредителями организации являются юридическое лицо - Некоммерческая организация «Фонд развития физкультуры и спорта «Международная Академия Самбо»» и физическое лицо – ФИО11.

Некоммерческая организация «Фонд развития физкультуры и спорта «Международная Академия Самбо»» ликвидирована на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства, запись о ликвидации внесена в ЕГРЮЛ 07.05.2009, ФИО11 умер 08.02.2013 года.

Высшим руководящим органом Организации является Совет. В состав Совета входят представители учредителей и Президент. Совет состоит не менее чем из трех человек. Президент одновременно является Председателем Совета. Единоличным исполнительным органом Организации является Президент. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Президентом Организации является ФИО12. В период, проведения проверки установлено, что полномочия Президента Медведева Н.Л. прекратились 12.04.2017 года в связи с его смертью.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ, пункта 3.2 статьи 3 устава в проверяемый период после прекращения полномочий Советом Организации Директор не избирался.

В нарушение пункта 7 статьи 32 Закона №7-ФЗ Организация в течение трех дней не представила в уполномоченный орган (Главное управление) документы о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о руководителе.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ, пункта 3.5 статьи 3 устава в проверяемый период после истечения срока полномочий Советом Организации Ревизионная комиссия (Ревизор) Организации не избирался, срок полномочий не продлялся.

В нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ во всех протоколах заседания Совета Организации отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В ходе проведения проверки установлено, что в проверяемый период Организацией заключались сделки с (ОАО «Международная Олимпийская Академия Спорта» (аренда спортивных залов, спортсооружений - в общей сумме на 5 170 400. 00), ООО «Дельта-Кста» (проведение банкета, проживание судей - в общей сумме на 448 028).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, одним из учредителей ОАО «Международная Олимпийская Академия Спорта» ([номер]) является Организация (доля Организации составляет 60%); учредителем ООО «Дельта-Кста» является ФИО12, который одновременно в проверяемый период являлся Президентом Организации.

С учетом изложенного выше, суд пришел к выводу, что сделки Организации с ОАО «Международная Олимпийская Академия Спорта» и ООО «Дельта-Кста» влекут конфликт интересов согласно пункту 1 статьи 27 Закона №7-ФЗ.

В нарушение пункта 2 статьи 14, статьи 27 Закона №7-ФЗ, статьи 5 устава Организации отсутствует одобрение органом управления Организации сделок с ОАО «Международная Олимпийская Академия Спорта» и ООО «Дельта-Кста».

В нарушение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 24 Закона №7-ФЗ коды экономической, деятельности Организации по ОКВЭД не соответствуют уставным целям Организации, предмету деятельности Организации, указанным в Уставе Организации.

Так, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ основной код видов экономической деятельности Организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 93.11 – деятельность спортивных объектов; дополнительные коды: 14.20 – строительство жилых и нежилых зданий, 42.99 – строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки; 55.10 – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; 56.10.1 – деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания; 56.3 – подача напитков; 93.19 – деятельность в области спорта прочая.

Коды видов экономической деятельности Организации по ОКВЭД: 14.20, 42.99, 56.10.1, 56.3 не соответствуют уставным целям Организации, предметам деятельности организации, указанным в уставе.

27.10.2017 года в адрес АНО «Всемирная Академия Самбо» вынесено предупреждение (предписание) о необходимости в срок до 15.01.2018 года предоставить документы об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно представленным на проверку документам в проверяемый период со 02.10.2014 по 01.10.2017 и по настоящее время в Организации отсутствуют учредители, а с апреля 2017 года отсутствует и единоличный исполнительный орган - Президент, а состав высшего руководящего органа - Совета не соответствует требованиям устава Организации (менее 3 членов и отсутствует Председатель Совета).

Выявленные в ходе проведения проверки Организации нарушения законодательства Российской Федерации в совокупности образуют грубое нарушение, поскольку влекут невозможность их устранения законным способом (невозможность проведения собрания учредителей для избрания высшего руководящего органа и единоличного исполнительного органа Организации, а также для внесения изменений в устав Организации и принятия решения об одобрении/неодобрении сделок с заинтересованностью.

Так же, к грубым нарушениям законодательства Российской Федерации относится нарушение статьи 27 Закона №7-ФЗ (заключение Организацией сделок, влекущих конфликт интересов), поскольку данное нарушение, выявленное в ходе проведения проверки Организации, влечет угрозу причинения вреда законным экономическим интересам юридических лиц, общества и государства.

Федеральный законодатель считает осуществление юридическим лицом деятельности с нарушениями Конституции Российской Федерации либо неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов основанием для ликвидации юридического лица по решению суда (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка допущенных нарушений закона грубыми и влекущими ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан осуществляется судом, который может в качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов расценить действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию, признать грубыми такое нарушение, создающее реальную угрозу или повлекшее причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства, а также нарушения, которые невозможно устранить законным способом, например, невозможность принять решение в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

Разрешая настоящее административное дело по существу и удовлетворяя исковые требования ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области в части ликвидации организации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии отдельных положений Устава требованиям федерального законодательства и о допущенных АНО «Всемирная Академия Самбо» нарушениях, которые, с учетом отсутствия учредителей и единоличного исполнительного органа, невозможно устранить законным способом.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда о ликвидации организации, последней допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят длительный характер; каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Рассматривая иск в части исключения АНО «Всемирная Академия Самбо» из Единого государственного реестра юридических лиц, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), об установлении порядка и срока ликвидации, суд исходил из следующего:

Так, согласно ст.62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст.63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен ст.19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя об исключении АНО «Всемирная академия самбо» из ЕГРЮЛ обоснованно пришел к выводу, что до проведения ликвидационных мероприятий исключение Организации из ЕГРЮЛ противоречит требованиям закона, а именно: положениям ст.ст.62,63 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст.18, ст.19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также нарушает права кредиторов АНО «Всемирная Академия Самбо».

При решении вопроса о назначения ликвидатора Автономной некоммерческой организации «Всемирная Академия Самбо» суд первой инстанции, оценив представленные Ассоциацией Арбитражных Управляющих «Гарантия» сведения, согласно которым ФИО10 является членом Ассоциацией Арбитражных Управляющих «Гарантия» и его кандидатура соответствует требованиям ст.ст.20 и 20.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также предоставленные Министерством спорта Нижегородской области рекомендации относительно последнего, назначил в качестве ликвидатора арбитражного управляющего ФИО10.

Из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 (в редакции от 25.12.2018 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогия закона).

Согласно ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления; отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения. Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.

В соответствии со ст. 20.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную ФИО24 арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной ФИО21 по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие:

которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве; которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

которые не имеют допуска к государственной ФИО23 установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего;

в отношении которых имеется вступивший в законную силу судебный акт об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, которые повлекли за собой убытки должника или его кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, если до даты, предшествующей дате представления в суд кандидатуры арбитражного управляющего, не истек один год с момента вступления в законную силу последнего судебного акта по спору о таком отстранении, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции указанного судебного акта.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:

наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган либо собрание кредиторов вправе выдвигать только предусмотренные настоящим пунктом требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Представителем административного истца при рассмотрении дела предложена в качестве ликвидатора кандидатура арбитражного управляющего ФИО10

Согласно письму Министерства спорта Нижегородской области от 26.06.2020 года в связи с тем, что имущество автономной некоммерческой организации «Всемирная академия самбо» (далее - Академия) имеет важное значение для развития спорта в Нижегородской области, также в области функционирует государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Спортивная школа олимпийского резерва по самбо», целью деятельности которого является развитие вида спорта самбо, министерство в качестве ликвидатора Академии предлагает кандидатуру арбитражного управляющего ФИО10.

Из материалов дела видно, что ФИО10 состоит в Ассоциации арбитражных управляющих «Гарантия» и имеет большой опыт ведения подобных дел.

Согласно письму Ассоциации Арбитражных Управляющих «Гарантия» от 25.12.2020 года кандидатура арбитражного управляющего ФИО10 соответствует требованиям ст.ст.20 и 20.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы АНО «Кстовская академия самбо» против кандидатуры ФИО10, поскольку доказательств наличия каких-либо обоснованных сомнений о возможности ФИО10 надлежащим образом осуществлять ликвидацию организации заинтересованным лицом не представлено.

На основании изложенного, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в утверждении арбитражного управляющего ФИО10 ликвидатором АНО «Всемирная академия самбо» и правомерно его назначил.

Разрешая настоящие административные исковые требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и, правильно применив нормы материального права, постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд обязан был назначить ликвидатором организации одного из четырех кандидатур арбитражных управляющих, представленных АНО «Кстовская академия самбо», используя метод случайного выбора, судебная коллегия отклоняет ввиду следующего:

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 № 305-ЭС19-26656, изложена позиция о назначении утверждения кандидатур арбитражных управляющих.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения.

Названная правовая позиция получила свое органическое развитие в пункте 27.1 Обзора дел с участием уполномоченного органа, где указано что при подаче заявления, как должником, так и его аффилированным лицом кандидатура временного управляющего определяется посредством случайного выбора.

Равным образом на этой же идее о необходимости обеспечения независимости и беспристрастности в работе арбитражного управляющего базируется и разъяснение пункта 12 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.01.2020), согласно которому голоса контролирующих должника лиц не учитываются на собрании кредиторов при определении кандидатуры арбитражного управляющего.

На первый взгляд, правило о сохранении кандидатуры управляющего, предложенной первым заявителем, и перечисленные выше разъяснения могут быть квалифицированы как противоречащие друг другу. Однако такое понимание сочетания имеющихся в правоприменительной практике правовых позиций было бы ошибочным. Напротив, разъяснения, направленные на обеспечение независимости и беспристрастности арбитражного управляющего, требуют содержательного анализа взаимоотношений сторон и потому должны рассматриваться как дополняющие правило пункта 27 Обзора дел с участием уполномоченного органа, которое по своей природе является формальным и не предполагает учет контекста таких взаимоотношений.

Из приведенных суждений следует, что обычно назначается управляющий, предложенный первым заявителем. Однако, если у суда имеются разумные подозрения в его независимости, то суд всегда имеет право затребовать кандидатуру другого управляющего (в том числе посредством случайного выбора).

Законом вопрос об утверждении управляющего отнесен к компетенции суда.

С учетом изложенной позиции, судебная коллегия полагает, что в данном случае подобного рода подозрения, в независимости предложенного административным истцом управляющего, отсутствовали. В связи с чем, в соответствии со ст.45 Федерального закона от 26.10.202 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 № 305-ЭС19-26656, в ходе рассмотрения дела судом соблюдена процедура утверждения арбитражного управляющего, при этом рассмотрена кандидатура управляющего ФИО10, а также кандидатуры арбитражных управляющих, представленные на основании судебного запроса. Суд правомерно назначил арбитражного управляющего ФИО10 ликвидатором АНО «Всемирная академия самбо».

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «Кстовская академия самбо», без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 апреля 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: