НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нижегородского областного суда (Нижегородская область) от 06.10.2021 № 2А-4907/2021

Судья: Шкинина И.А. Дело № 33а-11397/2021 (2 инстанция)

(№ 2а-4907/2021) (1 инстанция) УИД: 52RS0005-01-2021-004863-30

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 06 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи Ворониной Т.А.,

судей Гущевой Н.В., Сильновой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Мишанине Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гущевой Н.В. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 29 июня 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области к Пургаеву Сергею Викторовичу о взыскании задолженности перед бюджетом,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области (далее – Инспекция) обратилась в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с административным исковым заявлением о взыскании с Пургаева Сергея Викторовича суммы задолженности перед бюджетом в сумме <данные изъяты>, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (пени по соответствующему платежу): пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): налог в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пени в размере <данные изъяты>

Свои требования Инспекция мотивировала тем, что Пургаев С.В. в установленные законом сроки не уплатил налоги и страховые взносы, направленные административным истцом требования об уплате налогов, взносов не исполнены.

Административный истец просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 29 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Инспекции отказано, в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Не согласившись с принятым решением суда, Инспекция обратилась в Нижегородский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

Пропущенный процессуальный срок на обращение в суд, по мнению налогового органа, подлежит восстановлению.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 29 июня 2021 г. не находит.

В соответствии с ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.2 ст.4 Федерльного закона от 03 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 администраторами страховых взносов являются налоговые органы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Пургаев С.В. с 08.02.2006 являлся индивидуальным предпринимателем, 27.05.2020 в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.12-14).

В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) во взаимосвязи с положениями статьи 420 НК РФ, административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов (ранее – в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Также, Пургаев С.В. является собственником земельных участков: -) с кадастровым номером [номер], расположенного [адрес]; с кадастровым номером [номер], расположенного [адрес] (л.д.11).

В соответствии со статьями 388, 389 НК РФ Пургаев С.В. является налогоплательщиком земельного налога.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Согласно п.1 ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, который для земельного налога устанавливается как календарный год (ст.393 НК РФ).

Согласно ч.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно положениям статьи 69 названного Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2). Требование об уплате налога должно содержать, в том числе сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (пункт 4).

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В связи с неуплатой земельного налога и страховых взносов Пургаеву С.В. были направлены требования:

- от 15.02.2014 [номер] с предложением уплатить пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 25.02.2014 (л.д.22),

- от 16.02.2015 [номер] с предложением уплатить налог в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 26.02.2015 (л.д.22об.),

- от 16.02.2016 [номер] с предложением уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 26.02.2016 (л.д.20),

- от 10.06.2016 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 20.06.2016 (л.д.19),

- от 16.08.2017 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 08.09.2017 (л.д.15),

- от 18.04.2018 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 11.05.2018 (л.д.18),

- от 26.11.2018 [номер] с предложением уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 14.12.2018 (л.д.16),

- от 21.01.2019 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 13.02.2019 (л.д.17),

- от 04.02.2020 [номер] с предложением уплатить налоги в размере <данные изъяты> (л.д.23об.).

Указанные требования должником не исполнены.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.

Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, и применив их к обстоятельствам данного дела, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что административное исковое заявление к Пургаеву С.В. подано полномочным органом, при наличии неисполненного требования об уплате задолженности по налогу.

Судебная коллегия соглашается и с выводами районного суда относительно пропуска административным истцом срока на подачу административного искового заявления по следующим основаниям.

Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Указанный срок исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Как следует из материалов дела, с Пургаева С.В. подлежит взысканию задолженность по требованиям:

- от 15.02.2014 [номер] с предложением уплатить пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 25.02.2014 (л.д.22),

- от 16.02.2015 [номер] с предложением уплатить налог в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 26.02.2015 (л.д.22об.),

- от 16.02.2016 [номер] с предложением уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 26.02.2016 (л.д.20),

- от 10.06.2016 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 20.06.2016 (л.д.19),

- от 16.08.2017 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 08.09.2017 (л.д.15),

- от 18.04.2018 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 11.05.2018 (л.д.18),

- от 26.11.2018 [номер] с предложением уплатить пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 14.12.2018 (л.д.16),

- от 21.01.2019 [номер] с предложением уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, соответствующие пени в размере <данные изъяты> в добровольном порядке в срок до 13.02.2019 (л.д.17),

- от 04.02.2020 [номер] с предложением уплатить налоги в размере <данные изъяты> (л.д.23об.).

При этом срок исполнения самого раннего требования [номер] от 16.02.2016, когда сумма, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3000 руб., истек 26.02.2016. Соответственно, Инспекция имела право обратиться в суд не позднее 27 августа 2016 г., а фактически обратилась только 29 апреля 2021 г., то есть с пропуском установленного законом срока.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют и судами первой и апелляционной инстанций не установлены.

Исходя из положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.

Однако, как следует из материалов дела, Инспекция с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Пургаева С.В. не обращалась.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске срока обращения в суд, отсутствии оснований для его восстановления и отказу в удовлетворении требований Инспекции в связи с пропуском указанного процессуального срока.

По указанным основаниям доводы, изложенные в апелляционной жалобе Инспекцией, что отказ в восстановлении пропущенного процессуального срока является препятствием в осуществлении правосудия, повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов, признаются несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 29 июня 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.

В окончательной форме апелляционное определение принято 18 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи